Нужен ли России "столыпинский подход"?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Православные священнослужители в целом поддержали предложение Никиты Михалкова принять "столыпинский подход" к реформированию России. Благожелательно отозвались они и об идее просвещенного консерватизма". Вместе с тем звучали и другие мнения.
Нужен ли России "столыпинский подход"?
Нужен ли России "столыпинский подход"?– Мнения священнослужителей

Темой проведенного Regions.Ru обсуждения стала запись в видеоблоге Никиты Михалкова, в которой прославленный режиссер призвал принять "столыпинский подход" к реформированию России.

"Сегодня столыпинский подход единственно правильный", - говорит режиссер. По его словам, сегодня "именно столыпинская идея как идея просвещенного консерватизма может стать, если она будет серьезно поддержана народом и руководством страны, тем самым учебником, который поможет нам, обращаясь в прошлое, двигаться в будущее".

В реформах Столыпина, по мнению режиссера, отразилось "понимание сути русского человека, менталитета, национального кода, что русский человек только за деньги работать не будет, что русскому человеку нужно понимание, внимание". Михалков подчеркивает, что Столыпин, делал ставку "на сильного, трезвого" и понимал, что "только тогда, когда появится этот средний мощный класс крестьянства, промышленника, он скует все колебания".

Режиссер видит сходство ситуации, с которой столкнулся в начале XX века Столыпин, с той, в которой оказалась сегодняшняя Россия. В этих условиях, подчеркивает Михалков, Столыпин решил укрепить власть и положить конец террору "самыми жестокими методами", поскольку понимал, что в противном случае "страна будет погублена".

В последнее время у Столыпина сложился имидж жесткого государственника, способного эффективно решать стоящие перед страной проблемы. Его фраза "Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия" давно стала крылатой. Столыпин, безусловно, был патриотом, но его понимание патриотизма не всегда совпадало с представлениями современников и потомков. При этом неправильным было бы считать, что негативная оценка Столыпина связана только с советской историографией. Вешателем и душителем свобод называли Столыпина еще до революции, причем не только большевики, но и значительная часть прогрессивно мыслящей общественности. Кроме того, нельзя не отметить, что "сильная рука" Столыпина вдохновляла не только Солженицына, который фактически начал его историческую реабилитацию, но и эмигрантов, придерживавшихся откровенно фашистских взглядов. В частности, в 1928 году в Харбине вышла книга Ф. Т. Горячкина "Первый русский фашист Петр Аркадьевич Столыпин", автор которой утверждал, что Столыпин гениальнее Бенито Муссолини.

См. также "Священнослужители и эксперты о Столыпине" .

Подходит ли для России модель "просвещенного консерватизма" и "столыпинский подход"? Следует ли учитывать при реформировании России менталитет русского народа? С такими вопросами Regions.Ru обратились к православным священнослужителям.

Владимир Вигилянский Советует прислушаться к словам Никиты Михалкова протоиерей Владимир Вигилянский , глава пресс-службы Московского патриархата.

"К предложению Никиты Михалкова следует прислушаться", - сказал он. Отказавшись за неимением специального образования судить об экономической стороне столыпинских реформ, протоиерей отметил, что ему близка сама идея просвещенного консерватизма. При этом священнослужитель оговорился, что не знает точно, что имел в виду Михалков под этим термином.

Констатировав, что за последнее столетие менталитет русского человека существенно изменился, отец Владимир назвал отказ от ряда составляющих прежней ментальности "большой потерей" для России. "И если действительно что-то еще можно вернуть, то я это поддерживаю", - подчеркнул он.

Священнослужитель также отметил, что сама ненависть революционеров к Столыпину дает основания говорить о нем как о достойном человеке. "Я точно знаю, что Столыпин не применял для России какие-то чужие модели. Это был человек, знавший Россию, понимавший ее болезни, желавший возродить крестьянскую общину в новых условиях, на новых, не освоенных еще землях, видевший перспективы развития страны", - заключил отец Владимир.

Протоиерей Олег Стеняев "Актуальным" для России считает "столыпинский подход" протоиерей Олег Стеняев , клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках.

"Я считаю, что "cтолыпинский подход" сейчас очень актуален", - сказал он. По словам отца Олега, эта актуальность обусловлена, в частности, задачами борьбы с экстремизмом. "У нас в России экстремизм, это часто проявление реакции самосохранения нации как вида, - считает священник. - Поэтому надо устранить условия, порождающие такой экстремизм, имеющий протестную форму. И он будет только нарастать, пока для нации не будут созданы условия, способные обеспечить достойное существование".

По его словам, идеи Столыпина "более прогрессивны", чем те, на которые опираются современные реформаторы. Отец Олег считает, что эти реформаторы ориентируются на Запад, "который в чем-то более успешно осуществил социальные программы, проводившиеся именно с учетом психохарактера западного человека", а Столыпин "учитывал особенности славянской души". Реформы Столыпина, по мнению священника, меняли условия жизни, создавали возможности для реализации положительного потенциала народа, и тем самым успешно противостояли революционным процессам.

По мнению отца Олега, преобразования в России имеют "не изжитый с 91 года криминальный оттенок". Поэтому он считает "очень разумным" обращение к опыту столыпинских реформ. Также священник предлагает вспомнить и оставшиеся, по его мнению, не услышанными мысли А.И.Солженицына из главы в "Красном колесе", посвященных Столыпину. "Увы, блестящей реформе Столыпина не дали состояться люди, которые были заинтересованы в уничтожении русской государственности, уничтожившие его самого и разрушившие его дело. Если бы реформа была осуществлена, не было бы революционных потрясений. Наши государственники обязательно должны откликнуться на эти идеи, по крайней мере, тщательно изучить их. Я бы порекомендовал издать все выступления Столыпина в Думе, в которых мы видим именно русское понимание хозяйственной жизни, благополучия, успеха и счастья", - заключил отец Олег.

Игумен Никон (Головко) Иной точки зрения придерживается игумен Никон (Головко) , председатель Издательского совета Донского ставропигиального монастыря. По его словам, русскому народу сейчас нужны не советчики, а "подлинные лидеры".

"Русский народ спокойно обойдется без советов Никиты Михалкова, фигуры полностью дискредитированной, хотя и 'раскрученной'", - сказал он.

Священник убежден, что России и русскому народу нужны сейчас не советы, а "просто подлинные лидеры". По его словам, время само подскажет, "что и как нужно реформировать". При этом священник считает, что это уже будут не столыпинские реформы, а что-то совершенно новое.

"Старые методы должны остаться в прошлом. Тем более, что и менталитет русского народа сейчас совсем иной", - заключил отец Никон.
Теги: Россия

Поделиться: