Водители для веры

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В начале святого для всех правоверных мусульман месяца Рамадан президент Таджикистана Эмомали РАХМОН подписал закон "Об ответственности родителей за воспитание и обучение детей", запрещающий несовершеннолетним посещать места отправления религиозного культа. Этот нормативный акт президент Таджикистана лично инициировал еще в конце прошлого года, аргументируя его необходимость ростом экстремистских настроений в стране. Теперь в республике, где 98 процентов населения - верующие мусульмане, несовершеннолетние не смогут посещать мечети и участвовать в деятельности религиозных объединений, за исключением тех детей, которые обучаются в религиозных учебных заведениях.
Водители для веры

Можно ли победить религиозный экстремизм запретами?

Для Казахстана, где в последние месяцы неожиданно для властей обострилась проблема экстремизма, этот вопрос достаточно актуален, если не сказать - злободневен. Стоит ли идти таджикскими тропами в решении этой проблемы? Об этом мы спросили экспертов: богословов, правозащитников и народных избранников.

Нинель ФОКИНА, председатель Алматинского Хельсинкского комитета:
Экстремистами не рождаются
- Однозначно нам не нужно копировать таджикский опыт. Я даже не буду ссылаться на Конвенцию о правах ребенка, можно оперировать только нашей Конституцией, нашим законом о правах ребенка, где определено: до совершеннолетия детей родители определяют выбор метода, способа и идеологического содержания их воспитания. Другое дело: они не могут принуждать детей, и если такой факт обнаружится, тут уже должны вмешаться органы опеки. Интересно, что каждый раз, когда начинают ущемлять права людей, находят благородное тому оправдание - национальная безопасность, борьба с терроризмом. Но никакие соображения безопасности не могут стать оправданием ущемления прав человека. Никогда такие меры не помогали укреплению стабильности. Примеров в той же Центральной Азии, в том же Таджикистане много: подавили политическую оппозицию - получили гражданскую войну, а оппозиция ушла в исламское ополчение. То же самое в Узбекистане: подавили политическое инакомыслие - получили 10 тысяч заключенных. Мы сейчас наступаем на те же грабли, но пока находимся в самом начале этого процесса. Властям нужно понять: протестные настроения возникают не из "вредности", не из-за того, что априори - часть людей плохая или имеет какие-то "гены" экстремизма. Протестные настроения возникают на социальной почве - это же хрестоматийная истина. Пытаясь задавить их силой, мы можем получить то, что получили арабские страны. На протяжении последних 13 лет в Казахстане было четыре попытки ужесточить законодательство в части религии. Однажды это удалось, но два раза было решение Конституционного совета, признававшего уже принятые законы антиконституционными. Сейчас идет четвертая волна ужесточения, но я надеюсь, что наверху стали понимать - нельзя ущемлять своих же граждан только потому, что они думают по-другому.

Мурат ТЕЛИБЕКОВ, глава Союза мусульман Казахстана:
Чайхана в мечети
- Подобные запретительные меры неоправданны. Традиционно во всех главных религиях дети не просто имели возможность посещать культовые заведения, это даже поощрялось и считалось одной из форм воспитания и просвещения. Вспомните те же самые воскресные христианские школы или нынешние мусульманские центры в Европе - там дети могут получить не только духовное, но и светское образование. Самый простой способ решать проблемы - силовой и запретительный. К сожалению, руководство Таджикистана пошло по этому пути. Я надеюсь, мы не станем на них равняться. Мы должны предложить населению иную, альтернативную форму ислама. Союз мусульман предлагал конкретные идеи: мечети должны стать не просто религиозными заведениями в общепринятом смысле, но и культурными центрами, где можно было бы проводить научные конференции, "круглые столы", даже выставки. В каждой мечети можно открыть пресс-клуб, дискуссионный клуб - чайхану, в конце концов. У населения должны возникать новые представления: мечеть - это что-то более прогрессивное, чем архаичные религиозные формы, приобретающие в последнее время искаженный вид. Да, конечно, нельзя выходить за рамки - устраивать в мечети конкурс красоты или оборудовать залы игровых автоматов, но если найти правильную форму для этой идеи, то она может привлечь большое количество молодежи. Тогда молодой человек мог бы туда прийти и адресовать свои вопросы ДУМК, а не проповедникам мракобесия, у которых все больше людей в последнее время находят отдушину.

Владимир НЕХОРОШЕВ, депутат мажилиса:
Не загоняйте религию в подполье!
- Подход Рахмона, на мой взгляд, если не реакционный, то неоправдан в своей жесткости. Мы не должны ему следовать. Это приведет к тому, что сразу начнут появляться закрытые дома, где сомнительные муллы станут обучать молодежь непонятно чему, и это ни к чему хорошему не приведет. Нужно просто моделировать религиозную политику на государственном уровне, учитывая местный менталитет. Давайте поразмыслим - что такое вера? Вера - это прежде всего внутреннее состояние души. И вопрос в том, насколько устойчивы моральные ценности для этой души. Воспитание духовности сегодня - вопрос номер один, и в семье, и в религиозных заведениях - будто то мечеть или православная церковь. Очень важно, чтобы власти и ДУМК опирались на казахский менталитет, а не на нововведения. А менталитет казахов - это миролюбие и свободолюбие. Нужно перестать смотреть сквозь пальцы на безобразия, которые творятся сегодня в том же Актобе. Пора обратить пристальное внимание на радикальные проявления исламизма.

Протоиерей Евгений ИВАНОВ, пресс-секретарь Алматинской епархии:
Запретите храмы - появятся секты
- Все это мы уже прошли, когда был Советский Союз. Наверное, старшее поколение помнит то время, когда детей в принципе не допускали в храмы. Родителей могли уволить с работы, лишить премии за то, что их дети посещают церкви или мечети. И в результате что мы имеем? Бездуховное общество, склонное к мракобесию, неверию, подверженное сектантскому влиянию. Общество с тяжкими следами морального разложения. Если мы вновь пойдем по этому пути, как сделали в Таджикистане, ничего хорошего не будет. Необходимо выбрать другую стезю - преподавание в школе основ религиоведения на должном уровне. Я уверен, что традиционные религии не станут навязывать какие-то крамольные вероубеждения. А любые законодательные инициативы подобного рода должны быть полностью исключены - это можно приравнять к ущемлению прав верующих. Как в христианстве, так и в исламе есть понятие псевдоучений, и епархия сталкивается с этими проблемами так же, как и ДУМК. Мы с ДУМК должны объединиться, чтобы защитить наши ценности. Настоящая религия - жизнеутверждающая, она несет большой созидательный потенциал. Поэтому нельзя ограждать детей от храмов, нужно привлекать их туда - чтобы не дать человеку пропасть в сетях сект, выпасть из социального контекста.

Зарина АХМАТОВА,

Источник -Время

Поделиться: