Пересмотр Европейской политики соседства как окно возможностей для «Восточного партнерства»

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Стремясь ко всесторонней активизации отношений с соседними странами, в которых продолжаются системные преобразования, летом 2010 года ЕС начал стратегический пересмотр Европейской политики соседства (ЕПС). Бурные события «арабской весны» доказали актуальность и своевременность такого пересмотра.
Пересмотр Европейской политики соседства как окно возможностей для «Восточного партнерства»

Стремясь ко всесторонней активизации отношений с соседними странами, в которых продолжаются системные преобразования, летом 2010 года ЕС начал стратегический пересмотр Европейской политики соседства (ЕПС). Бурные события «арабской весны» доказали актуальность и своевременность такого пересмотра.

К работе в рамках пересмотра ЕПС Евросоюз впервые привлек страны-партнеров. Результаты дискуссии нашли свое отражение в Коммуникации «Новый ответ меняющемуся соседству», обнародованной 25 мая 2011 года. Пересмотр ЕПС позволил обновить подходы ЕС к своим партнерам - как южным, так и восточным. В своих Выводах от 20 июня 2011 года министры иностранных дел Европейского Союза одобрили эту политику.

Новый подход ЕС к соседям будет базироваться на принципах взаимной ответственности и общей приверженности универсальным ценностям свободы, демократии, уважения к правам человека, основным свободам и верховенствуправа. Указанных ценностей придерживаются все государства - члены Евросоюза, поэтому неслучайно именно они лежат в основе двусторонних соглашений с восточными партнерами, переговоры относительно заключения которых пока продолжаются. Для Украины не менее важно то, что речь идет о ценностях, которых должно придерживаться любое государство, стремящееся стать полноценным членом Европейского Союза в соответствии со статьей 49 Договора о ЕС.

Для восточных партнеров особенно важно, что пересмотр ЕПС закрепил право каждого из них выбирать содержание и стратегическое направление развитиясвоих отношений с ЕС. Общие ценности, приведенные в статье 2 Договора о ЕС, по-прежнему будут в основе отношений ЕС со всеми партнерами. Вместе с тем страны-партнеры самостоятельно будут определять конечный результат этих отношений - оставаться партнерами или добиваться в перспективе стать членами ЕС.

Наряду с принципом совместной собственности принцип дифференциации остается одной из определяющих черт обновленной ЕПС. Партнерство, основанное на этих принципах, будет дополнять усилия стран, которые намерены и способны продвигаться дальше на пути более тесной политической ассоциации и все более глубокой экономической интеграции во внутренний рынок ЕС.

ЕС признаетнеобходимость усилить поддержку партнеров, ставших на путь развития устойчивой демократии. Актуальной задачей является содействие со стороныЕС ускорению экономического развития стран-партнеров как восточного, так и южного измерения ЕПС. Эта усиленная поддержка, как и в целом перспективы политического сотрудничества и экономической интеграции с ЕС, будет зависеть от прогресса на пути реформ. Поддержка будет предоставляться соответственно нуждам каждого партнера, имеющего намерение проводить реформы и эффективно сотрудничать с ЕС на всех возможных направлениях, и может быть остановлена в случае отказа от реформ. Указанные принципы в равной мере касаются всех партнеров ЕПС.

Этот подход лежит в основе принципа «больше за больше», согласно которому практическая помощь ЕС соседним государствам будет определяться не географическим положением, а исключительно прогрессом в проведении реформ. Это создаст условия для честной конкуренции, при которых сознательный выбор в пользу политических, экономических и социальных реформ будет способствовать достижению стратегических целей обеих сторон - как ЕС, так и стран-партнеров.

Что касается «Восточного партнерства», следует выделить две главные идеи, которые наполняют смыслом это окно возможностей.

Прежде всего, «Восточное партнерство» призвано способствовать формированию политической ассоциации и углублению экономической интеграции между Европейским Союзом и государствами-партнерами. Политика «Восточного партнерства» будет поддерживать политические и социально-экономические реформы в странах-партнерах, содействуя их сближению с ЕС.

ЕС осознаетвзаимные экономические преимущества от наращивания объемов торговли товарами и услугами, от увеличения объемов инвестиций и дальнейшей экономической интеграции во внутренний рынок ЕС. Поэтому ЕС продолжает содействовать экономической интеграции созданием углубленных и всеобъемлющих зон свободной торговли со своими партнерами. На этом пути впереди идет Украина, которая вместе с ЕС планирует завершить переговоры относительно Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, включая углубленную и всеобъемлющую зону свободной торговли, до проведения саммита Украина-ЕС, запланированного на декабрь 2011 года.

Второй ключевой целью «Восточного партнерства» является улучшение условий для беспрепятственного передвижения граждан. «Восточное партнерство» будет поощрять свободное передвижение граждан стран-партнеров, заключая соглашения об упрощении визового режима и реадмиссии. Кроме того, ЕС, в соответствии с Глобальным подходом к миграции, намерен постепенно продвигаться в направлении полной визовой либерализации для отдельных стран-партнеров. Этот процесс будет осуществляться на индивидуальной основе, при условии обеспечения требований безопасности и надлежащего уровня организации передвижения граждан.

Что касается безвизового диалога с ЕС, то Украина надлежащим образом выполняет свои обязательства по выполнению Плана действий относительно визовой либерализации. Украинское государство может служить примером длядругих восточных партнеров, с учетом специфики и прогресса каждой из стран в выполнении соответствующих требований.

Весомую поддержку партнерам в проведении реформ может дать участие в программах и агентствах ЕС. В этом контексте Украина недавно сделала значительный шаг вперед, подписав Протокол, который позволит ей принимать участие в программах ЕС. Было согласовано, что Украина и ЕС усилят взаимовыгодное партнерство в энергетической сфере. Также достигнуто соглашение относительно важности дальнейшей интеграции энергетических рынков, в том числе путем полного выполнения украинской стороной обязательств в рамках членства в Европейском энергетическом сообществе.

Важной задачей «Восточного партнерства» является усиление многостороннего измерения сотрудничества. Многосторонние платформы помогут приблизить правовую и регуляторную базу к законодательству ЕС, в частности путем обмена опытом. Рабочая программа платформ будет регулярно пересматриваться для надлежащего реагирования на нужды стран-партнеров.

В обновленнойЕПС предусмотрено возрастание роли и уровня привлечения гражданского общества государств-партнеров к проведению реформ. В рамках «Восточного партнерства» уже сделаны определенные шаги в этом направлении. Форум гражданского общества «Восточного партнерства» и его Национальные платформы сыграют важную роль в продвижении общих ценностей, следовательно, их привлечение к сотрудничеству в рамках «Восточного партнерства» должно быть усилено.

Для поддержки и консолидации гражданского общества в государствах, являющихся партнерами, также планируется создать Фонд гражданского общества (Civil Society Facility) и Европейский фонд за демократию (European Endowment for Democracy).

Все эти элементы свидетельствуют о том, что в рамках пересмотра ЕПС были найденыновые возможности для повышения уровня привлеченности ЕС к делам своих соседей вообще и региона «Восточного партнерства» в частности.

Амбициозныецели не могут быть достигнуты без равноценно амбициозных обязательств. Именно поэтому предложения относительно значительного увеличения финансовых ресурсов для государств-партнеров ЕПС были включены Евро­пейской комиссией в проект многолетней финансовой перспективы ЕС на 2014-2020 годы.

Настойчивая работа и успешность реформ остаются вопросом общей ответственности государств-партнеров и ЕС. Мы с нетерпением ждем саммита «Восточного партнерства», который должен состояться в Варшаве 29-30 сентября, как важного события, способного дать новое дыхание инициативе «Восточного партнерства». По мере того, как государства-партнеры будут продвигаться в реализации внутренних реформ и адаптации к европейским стандартам отношения между ними и ЕС будут становиться все более глубокими и прочными.

Источник: «Зеркало недели. Украина» №27

Поделиться: