Новый "азиатский рывок" России

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Поездка российской делегации, возглавляемой министром иностранных дел Сергеем Лавровым, на международные встречи в рамках АСЕАН, которые сейчас проходят на индонезийском острове Бали, могла бы быть вполне рутинным событием, если бы не одно "но": впервые она присутствует там в качестве полновесного участника механизма восточноазиатских саммитов. На такого рода совещаниях Россия каждый раз подтверждает желание проводить многовекторную внешнюю политику, уравновешивая свои отношения с Западом активным развитием связей с Востоком. Однако насколько обоснованы эти намерения?
Новый "азиатский рывок" России
Поездка российской делегации, возглавляемой министром иностранных дел Сергеем Лавровым, на международные встречи в рамках АСЕАН, которые сейчас проходят на индонезийском острове Бали, могла бы быть вполне рутинным событием, еслибы не одно "но": впервые она присутствует там в качестве полновесного участника механизма восточноазиатских саммитов. На такого рода совещаниях Россия каждый раз подтверждает желание проводить многовекторную внешнюю политику, уравновешивая свои отношения с Западом активным развитием связей с Востоком. Однако насколько обоснованы эти намерения?

Созданная еще в 1967 г., в самый разгар "холодной войны", эта организация могла бы разделить участь других подобных объединений, которые были пешками в глобальной игре великих держав. Тем не менее, АСЕАН сумела стать ферзём - авторитетной площадкойдля стратегического диалога мировых лидеров по проблематике региональной безопасности, действенным инструментом налаживания партнерских отношений. И потому заслужила высокий международный авторитет. Неслучайно, что в запущенном в рамках организации механизме Асеановского регионального форума (АРФ) ныне участвуют и многие государства, расположенные в тысячах километров от этого региона, в т.ч.Россия, Соединенные Штаты, Китай, Япония.

Нынешний визит Сергея Лаврова в Индонезию знаменателен еще и тем, что он проходит под знаком 15-летия диалогового партнерства, установленного в 1996 г. А ведь еще не так давно по историческим меркам наше отношение к АСЕАН было далеко не однозначным. Особенно после того, как некоторые страны альянса поддержали американскую коалицию, воевавшую на стороне Сайгона в межвьетнамской войне. Тогда советские записные карикатуристы и политические обозреватели изображали его не иначе как врага прогрессивного человечества наравне с СЕАТО - военно-политическим блоком, прекратившим свое существование в 1977 г.

Но прошло время, и членами АСЕАН, нарядус пятеркой отцов-основателей - Индонезией, Малайзией, Сингапуром, Таиландом и Филиппинами, - стали уже и объединенный Вьетнам, и Лаос, Мьянма, Камбоджа. Да и Россия после развала СССР стала другая. Сменилисьее приоритеты во внешней политике - на полицентричное мироустройство, вкотором важнейшее место должно принадлежать региональному сотрудничеству. Отсюда изменилось отношение Москвы и к этой организации.

В политическом измерении за прошедшие полтора десятилетия диалог АСЕАН-Россия добился впечатляющих успехов. Сформирована солидная нормативно-правовая база взаимодействия. Были приняты Совместная декларация о партнерстве в деле мира и безопасности, атакже процветания и развития в АТР, Совместная декларация о развитом и всеобъемлющем партнерстве, Комплексная программа действий по развитию сотрудничества на 2005-2015 гг., Соглашение о сотрудничестве в области экономики и развития и другие документы. Ежегодно встречаются министры иностранных дел России и стран АСЕАН, проводятся совещания старших должностных лиц по политическим и экономическим вопросам, по энергетике исовместные рабочие группы по торгово-экономическому и научно-технологическому сотрудничеству, по противодействию терроризму и транснациональной преступности. В проработке находятся российские предложения по налаживанию взаимодействия по исследованиям в сферах космоса, нано- и биотехнологий, обеспечения продовольственной безопасности, образования. Наша страна также стала инициатором обсуждения вопросов борьбы с кибертерроризмом и киберпреступностью, актуальность которых в последнее время неуклонно возрастает.

По итогам нынешнего совещания Россия-АСЕАН планируется принять Совместное заявление министров иностранных дел по случаю годовщины диалогового партнерства, в котором будут намечены дополнительные совместные шаги по дальнейшему развитию взаимодействия, в т.ч. в интересах совершенствования архитектуры безопасности и сотрудничества в АТР.

Как отмечал Сергей Лавров, "Россия и АСЕАН органично подходят друг другу как партнеры. Нам одинаково нужны мир и стабильность в АТР. Россия не претендует на военное превосходство,не ставит перед собой задачи обеспечения безопасности своих восточных рубежей за счет ослабления безопасности других государств. У нас нет планов создания в АТР военных баз, мы не формируем со странами региона закрытых оборонных альянсов. Не намерены конкурировать с кем бы то ни было в борьбе за сферы влияния. Наше стремление к укреплению сотрудничества с АСЕАН, в т.ч. в области безопасности, не направлено против третьих стран".

В то же время экономическая составляющаясотрудничества России с десяткой стран, входящих в Ассоциацию, к сожалению, долгие годы хромает. Наш товарооборот с ними равен приблизительно $10 млрд. Для сравнения: у Китая он составил $178,2 млрд., Японии - $159, Республики Корея - $74,7, Австралии - $58,7. Стоимость только инфраструктурных проектов, которые Китай, Япония и Индия намерены там реализовать до 2020 г., может превысить $200 млрд.

Так что на азиатских рынках мы серьезно отстаем от своих партнеров-конкурентов. Причина этого и в том, что за последние два десятилетия Россия в своих внешнеэкономических устремлениях упорно ориентировалась на Европу и Соединенные Штаты. Такойориентации придерживались как государственные ведомства, так и частные предпринимательские структуры. Что отчетливо проявилось и в наших связяхс юго-восточными соседями, особенно с Китаем. Даже в энергетической сфере, которая является основной статьей российского экспорта, нас давнообскакали центральноазиатские соседи.

Кроме того, надо понимать, что взаимоотношения России с АСЕАН - лишь один из эпизодов "восточного направления" нашей внешней политики. А ведь есть еще и Шанхайская организация сотрудничества, где Москва фактически уступила главенство Пекину. И пока ничем себя не зарекомендовавшая ЕврАзЭС. И организация Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), саммит которой будет проведен осенью следующего года во Владивостоке. Для нас это, конечно, престижное мероприятие, но вот какие практические дела, выгодные для нас, мы сможем там решить?

Иногда создается впечатление, что, декларируя на различных официальных встречах и в программных речах заинтересованность России в развитии эффективных и взаимовыгодных отношений с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, наши чиновники и деловые люди, тем не менее, реально не проявляют к ним никакого интереса. Хотя ныне эти страны лидируют по многим экономическимпоказателям. Они смогли выстоять в условиях финансового кризиса и сейчас выступают в роли не только инициатора многоуровневой экономической интеграции, но и генератора глобального роста. Сегодня АСЕАН - это огромная территория с 580-миллионным населением, совокупным ВВП в $1,5 трлн., внешнеторговым оборотом в $1,7 трлн. и развитой системой зон свободной торговли...

Да, политическая воля российского руководства наличествует, однако достаточно ли ее для разумного определения конкретных шагов для налаживания очевидно прибыльных и перспективных для нас связей со странами АТР? "Восточный экспресс" вродебы снаряжен, пути проложены, но вот есть ли локомотив для его движения на Восток?

Максим Кранс

ИнфоРОС

Теги: МИД РФ

Поделиться: