Опыт Казахстана – Таможенному союзу

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Участие в Таможенном союзе, а с 2012 г. и в ЕЭП, для Казахстана имеет большое экономическое значение. Стране жизненно важно иметь гарантированный доступ к европейскому рынку углеводородов и, соответственно, к транзитным коммуникациям России и Белоруссии. В то же время у казахстанских экспертов были опасения, что конкуренты из Белоруссии и России могут вытеснить казахстанских производителей из многих ниш. По мнению некоторых, невозможность применения защитных пошлин на российские товары закрепляет за¬висимость отечественной валютной политики от российской.
Опыт Казахстана – Таможенному союзу

Леонид Вардомский, доктор экономических наук, руководитель Центра постсоветских исследований Института экономики РАН Вотуже более десяти лет Казахстан является одним из наиболее динамичных государств постсоветского региона. Опыт Казахстана представляет собой большой интерес для его партнеров по Таможенному союзу.

В 2010 г. Казахстан по объему ВВП по паритету покупательной способности - 258 млрд. долл. - находился в Содружестве на третьем месте после России и Украины, лишь немного уступая последней. По объему ВВП на душу населения Казахстан также находится на третьем месте - после России и Белоруссии. Очень вероятно, что уже в ближайшие годы Казахстан станет вторым среди стран СНГ после России, как по объему ВВП, так и по его величине на одного жителя.

Необходимо отметить как важный успех Казахстана восстановление в 2010 году численности населения на уровне 1991 г. (16,4 млн человек), которое произошло как за счет повышения естественного прироста населения, так и положительного сальдо миграций, установившегося с 2004года.

К 1998 г. более 90% промышленных предприятий страны было приватизировано, причем во многих случаях с участием иностранных инвесторов. Основной сферой вложений стала добывающая промышленность, прежде всего, нефтегазовая (добыча, разведка, сервис) - более 50% всех инвестиций. Объем иностранных инвестиций в целом (прямые, ссуды и кредиты, портфельные инвестиции) в общем объеме инвестиций в нулевые годы колебался в пределах 20-40%, составив в 2010 г. 24,4%.

Широкое привлечение иностранного капитала способствовало введению в 1996 г. в кредитно-банковской системе Казахстана международных стандартов отчетности, расширение присутствия в стране иностранных банковских учреждений, созданию системы обязательного страхования вкладов. К концу 1990-х гг. Казахстан уже имел наиболее развитую банковскую систему среди стран СНГ. В конце 1990-х - начале нулевых годов РК, значительно опередив Россию, провел рыночную реформу железных дорог, электроэнергетики, ЖКХ и пенсионной системы.

Важным фактором преодоления рецессии 1990-х годов стал устойчивый рост добычи нефти (в 2010 г. - 79,5 млн тонн), в том числе на новых месторождениях. Причем из около 60 млн. тонн было вывезено на зарубежные рынки. По имеющимся прогнозам, к 2020 году уровень добычи нефти может достичь 140 млн тонн. Казахстан с этим показателем войдет вдесятку крупнейших нефтедобывающих стран мира. Одним из важных достижений страны в этой связи следует рассматривать реализацию многовекторной политики сбыта и транспортировки нефти.

В нулевые годы в Казахстане сильно увеличилась добыча природного газа(до 37,1 млрд куб метров в 2010 г.). Одновременно выросла роль Казахстана как газового транзитера. Развитие газового транзита дополняется усилиями по ускоренному развитию транспорта для преодоления транспортной изолированности страны от внешнего мира и более полному развитию транзитного потенциала, который становится все более востребованным по мере роста экономики соседних с Казахстаном стран.

Так, важным проектом стала реконструкция каспийского порта Актау, которая началась в 1999 г. и была завершена в 2010-ом. Порт играет ключевую роль в обслуживании внешнеторговых связей страны и обладает большим транзитным потенциалом в рамках международных транспортных коридоров, проходящих через Казахстан: Север - Юг (Европа - Иран, Индия,Пакистан, страны Персидского залива) и Запад - Восток «ТРАСЕКА» (Европа - Китай, страны Центральной Азии - Южный Кавказ - Европа).

В стране ведется реконструкции участков автомобильных дорог, имеющих межрегиональное и международное значение: Алматы - Астана - Петропавловск, Самара - Шымкент, Омск - Павлодар - Майкапшагай (на границе с КНР), Астрахань - Атырау - Актау - Туркменбаши, Астана - Костанай - Челябинск, Ташкент - Шымкент - Алматы - Хоргос, Таскескен - Бахты (на границе с КНР)

Начата реализация крупного проекта по организации трансконтинентального автотранспортного коридора Западная Европа - Западный Китай, который проходит по территории Казахстана и России с выходом на страны Западной Европы. Предусматривается реконструкция всех выходов на коридор из стран Центральной Азии, в том числе из Узбекистанаи Киргизии. Общая протяженность маршрута составляет 8 445 км, в том числе: по России - 2 233 км, по Казахстану - 2 787 км (подлежит реконструкции - 2 552 км), по Китаю - 3 425 км.

От добычи нефти и ее экспорта (60% от общего экспорта) Казахстан получает не только крупные финансовые поступления в бюджет, но и загрузку отечественных предприятий, увеличение занятости населения во многих секторах экономики. Рост мировых цен на основные экспортные товары в нулевые годы стабильно обеспечивал профицит консолидированногобюджета. На нефтяную отрасль приходится около половины доходной части бюджета страны.

Созданный в 2000 г. Национальный фонд Казахстана - первый такого родаинститут среди стран СНГ, аккумулирует часть налогов, получаемых от компаний нефтяной промышленности. Фонд играет стабилизирующую роль для национальных финансов и одновременно участвует в финансировании приоритетных социальных и экономических программ. В конце 2008 г. в нем были накоплены более 30 млрд долл. Именно это позволило стране смягчить последствия мирового финансового кризиса. К 2020 г. активы Нацфонда должны возрасти до 90 млрд. долл., что составит не менее 30% ВВП.

В целом зависимость казахстанской экономики и социальной сферы от нефтегазового фактора не ослабевает. Для перетока инвестиций в обрабатывающую промышленность в 2003-2004 гг. были сформированы специальные финансовые институты: Казахстанский инвестиционный фонд, Банк развития Казахстана, Инновационный фонд, Корпорация по страхованию экспорта, Центр маркетинговых и аналитических исследований, Фонд науки, центр инжиниринга и трансферта технологий. Но эти меры к заметным позитивным изменениям в структуре промышленности не привели. Доля добывающих отраслей в промышленности за 2005-2010 гг. даже несколько увеличилась, соответственно с 59,9% до 61,4%. В целом налицо симптомы «голландской болезни» экономики, при которой постоянно воспроизводится перераспределение ресурсов (инвестиционных, трудовых) в сырьевой сектор.Финансово-экономический кризис обнажил слабости моноотраслевой экономики.

В этих условиях в 2009 г. была разработана и принята Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развитии. Она включает в себя мероприятия, содержащиеся в «Дорожной карте занятости»,«Карте индустриализации» и «Дорожной карте бизнеса - 2020».

«Дорожная карта бизнеса - 2020» нацелена на развитие предпринимательства в регионах, создание постоянных рабочих мест, в первую очередь, на малых и средних предприятий. Предусмотрено создание центров экономического роста по регионам. В западном Казахстане будут развиваться нефтяной сектор, химическая промышленность, производство оборудования и транспортных средств. В центре, на севере, юге и востоке -металлургические, ядерные комплексы, химическая и сельскохозяйственная промышленность.

Следует подчеркнуть, что важным элементом политики форсированной индустриализации стала налоговая реформа. С первого января 2009 г. в Казахстане вступил в действие новый Налоговый кодекс, который способствует модернизации и диверсификации экономики, развитию несырьевого сектора, выходу бизнеса из «тени». Он предусматривает: снижение общей налоговой нагрузки на перерабатывающие и высокотехнологичные отрасли; создание условий, способствующих ее модернизации и диверсификации; улучшение условий для ведения бизнеса за счет совершенствования налогового администрирования и упрощения налоговых процедур. Одновременно сырьевой сектор лишается многих налоговых и таможенных преференций.

Согласно нововведениям ставка корпоративного подоходного налога (КПН)снижена с 30% до 20% в 2009 г. и 15% в 2011 г. Значительно упрощен порядок получения инвестиционных налоговых преференций по КПН для обрабатывающих производств. Ставка НДС с 2009 года снижена с 13% до 12%. Реформированасистема налогообложения недропользования. Предусмотрена замена платежа роялти налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Исчисление НДПИ производится от стоимости объема добываемых недропользователем полезных ископаемых, рассчитанной по мировым ценам. При этом для недропользователей, разрабатывающих низкорентабельные, обводненные, малодебитные и выработанные месторождения, постановлением правительства РК устанавливаются льготные ставки. Исключено положение «стабильности» налогового режима контрактов для всех недропользователей, кроме контракта ТОО «Тенгизшевройл» и действующих соглашений о разделе продукции. С мая 2008 г. введена экспортная пошлина на нефть. Новая налоговая система дает сигнал инвесторам на необходимость изменения инвестиционных приоритетов в пользу несырьевых секторов.

Первого июля этого года завершилось формирование единой таможенной территории в рамках ТС Белоруссии, России и Казахстана, что позволило увеличить рынок сбыта для казахстанских производителей с 16 до 168 млн. потребителей. Вместе с принимаемыми мерами по улучшению бизнес-климата встране, расширение рынка может стать стимулом для диверсификации экономики путем привлечения иностранных и отечественных инвестиций в обрабатывающие сектора экономики.

С целью дальнейшей интеграции в глобальную торгово-экономическую систему одной из приоритетных задач во внешнеэкономической политике будет ускорение процесса вступления Казахстана в ВТО в тесной координации со странами-партнерами по ТС.

Участие в Таможенном союзе, а с 2012 г. и в ЕЭП, для Казахстана имеет большое экономическое значение. Стране жизненно важно иметь гарантированный доступ к европейскому рынку углеводородов и, соответственно, к транзитным коммуникациям России и Белоруссии. В то жевремя у казахстанских экспертов были опасения, что конкуренты из Белоруссии и России могут вытеснить казахстанских производителей из многих ниш. По мнению некоторых, невозможность применения защитных пошлин на российские товары закрепляет за¬висимость отечественной валютной политики от российской.

Еще одной проблемой для казахстанских экспортеров является налогообложение железнодорожных перевозок по территории Российской Федерации. РЖД облагает перевозки для казахстанских товаропроизводителейНДС в размере 18%. В сумме казахстанские бизнесмены сегодня платят из своего кармана практически 30% НДС: 18% - российский НДС и 12% - казахстанский. Это, конечно, сказывается на росте цен на товары.

Многие товаропроизводители жалуются на то, что с началом работы ТС возросли затраты на администрирование экспортно-импортных операций. То есть при таможенном оформлении поставок имеет место сильнейшая детализация товаров. Все это приводит к выплате дополнительных сумм для таможенного оформления. Перечисленные административные издержки становятся причиной удорожания продукции казахстанских участников внешнеэкономической деятельности: как импортеров, так и экспортеров. Ноконфликт интересов, естественный в условиях становления нового регионального института, не может заслонить значительный потенциал ТС как более глубокой формы сотрудничества для экономического развития стран-участниц.

Новости-Казахстан

Поделиться: