«Каспий делить на пять, равно - ?»
Автор: ИАЦ МГУ
Для того, чтобы понять суть вопроса нужно совершить небольшой экскурс висторию. До 1991 года юридический статус Каспийского моря регулировали двадоговора между Ираном и Советским Союзом, заключенные в 1921 и 1940 годах.
Однако, ситуация в одночасье изменилась, когда на берегах водоемарасположилось уже не два, а сразу пять государств со своими экономическими игеополитическими интересами. С тех пор не утихают активные дискуссии, связанныес разделом ресурсов каспийского шельфа - нефти и газа, обсуждаются различныеварианты делимитации дна и акватории, размежевания водоема на национальныесекторы.
Саммит в Баку, состоявшийся в ноябре прошлого года, в этом плане вызываетнекоторый оптимизм. Связано это с тем, что главы государств согласилисьобсудить и согласовать ширину национальной зоны, исходя из 24-25 миль,включающей водное пространство, на которое распространяется суверенитетприбрежного государства. Другими словами речь идет о ширине и режименационального морского пояса. Положительное решение данного вопроса стало бызаметным шагом вперед.
В этом контексте есть определенные подвижки. В ходе 28-го заседания специальнойрабочей группы по разработке конвенции о правовом статусе Каспийского моря26-27 апреля в Баку сторонам удалось продвинуться в согласовании рядапринципиальных моментов. Российская сторона, например, удовлетворена тем, какпрошел этот раунд, поскольку стороны сумели достичь продвижения всогласовании положений проекта Конвенции.
Однако, нельзя сбрасывать со счетом и тот факт, что дискуссии междуАзербайджаном, Туркменистаном и Ираном по территории южного Каспия до сих порне утихают.
Здесь хотелось бы напомнить, что Россия, Казахстан и Азербайджан - де-факто уже завершили шаги по секторальному разделению водоема решивдля себя эту проблему. С Ираном и Туркменистаном договориться оказалосьсложнее, поскольку в Южном Каспии оказалось немало спорных месторождений. В частности, Тегеран претендует на перспективные морские структуры Азербайджана"Араз" - "Алов" - "Шарг". Скажем больше, в 2001году военные корабли Ирана даже воспрепятствовали деятельности исследовательскогосудна компании "Бритиш Петролеум", после чего разведочные работы былиприостановлены.
Иран по этому поводу всегда занимает довольно жесткую позицию: до тех пор,пока не определен новый правовой статус Каспийского моря, Тегеран считаетсохраняющими юридическую силу Советско-Иранские договоры от 1921 и 1940 года.Об этом еще раз заявил спецпредставитель Ирана по вопросам Каспия МухаммедМехти Ахундзаде по окончанию 28-го заседания СРГ.
Но здесь бы хотелось напомнить, что договоренности, о которых идет речь,четко решали лишь вопросы судоходства и рыболовства. При их разработке вопросыраздела минеральных ресурсов моря вообще не стояли. Сегодня же именноуглеводороды стали камнем преткновения.
Как бы там ни было, отсутствие четкого правового статуса вредит, преждевсего, Ирану и Туркменистану. Вместо того, чтобы упорствовать, выступая в ролитой самой собаки на сене, нужно договариваться, искать пути совместнойразработки спорных месторождений.
В конечном итоге неопределенность вредит не только им, но и водоему. Ведьработа над Конвенцией по правовому статусу Каспийского моря нужна не столькодля сиюминутных, по меркам истории экономических интересов, добычи нефти игаза, но и для решения долгосрочных задач, охраны экологии моря, сохранения егодля будущих поколений.
Так, например, касаясь решения основного вопроса - о ширине и режименационального морского пояса Президент России Дмитрий Медведев на прошлогоднемсаммите в Баку сказал, что задача состоит не только в том, чтобы поделить море.Важно заботиться о сохранении уникальной экологии и бережном использованииприродных ресурсов. В связи с этим российский лидер поддержал идею ПрезидентаКазахстана Нурсултана Назарбаева направленную на сохранение экосистемыуникального водоема.
- Мы особо акцентировали внимание на решении вопросов, связанных сиспользованием, охраной и воспроизводством биоресурсов Каспия. В связи с этим,учитывая критическую ситуацию, связанную с катастрофическим сокращением численностиосетровых, Казахстан предлагает ввести временный пятисторонний мораторий на ихвылов как минимум на пять лет, - отметил в частности, Н. Назарбаев. И эта идеянашла поддержку всех участников встречи в верхах.
Президент Казахстана говорил о необходимости научно обоснованногоюридического подхода к решению проблемы, что позволит усилить борьбу сбраконьерством и сохранить экологию региона.
Инициативы и предложения, прозвучавшие на саммите, по мнению НурсултанаНазарбаева, будут реализованы в конкретных документах и действиях. Плодотворноеи конструктивное взаимодействие, укрепление дружбы между народами каспийскогопобережья поднимут региональное сотрудничество на новый уровень.
В прошлом году главы государств выразили надежду, что к следующей встрече вверхах, которая состоится в этом году в России основополагающий документ -Конвенция о правовом статусе Каспия будет подготовлена. Пока по этому поводуможно сказать одно - позиции сторон сближены. На заседании рабочей группыофициальные представители некоторых стран заявили, что будут стараться до концатекущего года прийти к итоговому решению. Но для полного консенсуса необходимопровести еще множество встреч. И эта системная основа для переговоровсоздана. В частности, Нурсултан Назарбаев касаясь деятельности рабочей группыпо разработке Конвенции, отметил, что в течение трех лет с момента проведения Тегеранского саммита в рамках указанной группы состоялось всего лишь шестьвстреч. Этого мало. В связи с этим казахстанский лидер предложил поручить министерствам иностранных дел «пятерки» проводить заседания рабочих групп не реже пяти раз в год. И очень важно, что этот график взят на вооружение. После апрельского заседания в Баку, очередная встреча состоится в Москве, затем вКазахстане. Столь высокая динамика, по мнению экспертов, позволяет надеться,что к очередной встрече в верхах прикаспийские государства выйдут с серьезным соглашением.
Александр Южный
Поделиться: