Енисейские кыргызы. Кыргызский каганат в орбите этнополитических и миграционных процессов в Центральной Азии в VIII-XIVвв.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Этнополитическая ситуация в Притяньшанье и сопредельных регионов в VIII-XIVвв. отличается исключительно сложностью и мало изученностью. Для этой эпохи характерно падение могущественных государств Западнотюркского каганата в 704 году, Второго Восточнотюркского каганата в 744 году в результате чего был определен ход дальнейших политических событий в Центральной Азии, которые сопровождались активными миграционными процессами кочевых племен.
Енисейские кыргызы.  Кыргызский каганат в орбите  этнополитических и миграционных процессов в Центральной Азии в VIII-XIVвв.

Этнополитическая ситуацияв Притяньшанье и сопредельных регионов в VIII-XIVвв. отличается исключительносложностью и мало изученностью. Для этойэпохи характерно падение могущественных государств Западнотюркского каганата в704 году, Второго Восточнотюркского каганата в 744 году в результате чего былопределен ход дальнейших политических событий в Центральной Азии, которыесопровождались активными миграционными процессами кочевых племен.

В исследуемый периодмиграции кочевников, в том числе кыргызов, происходили в зависимости от этнополитической ситуации в ЦентральнойАзии. В целом их можно рассматривать в контексте исторических событий трехвеликих эпох истории Центральной Азии древнетюркской, КыргызскогоВеликодержавия и монгольских завоеваний.

В древнетюркский периододним из основных причин миграции восточных кочевников на запад сталидлительные воины между кыргызами и алчакчынами с одной стороны, между кыргызамии тюрками с другой. Данному периоду характерно консолидация кыргызских племен вМинусинской котловине, формирование Кыргызского каганата. Эти процессыдиктовались сложившейся политической ситуацией на Саяно-Алтайком края в VI-VIIIвв., конкурентной борьбой,вынудившей кыргызские племена объединиться против общего врага.

В VI-VIII вв. народ алатыпродвинулись с северных районов Ордоса и Иньшаня и смогли закрепиться на севереАлтая. Кыргызы достойно сражались с ними и смогли образовать на восточной окраине своих земель новое владениев VIIIв. Г. В. Ксенофонтов размещал егона гористом и лесистом водоразделе Енисея и Ангары, «на краю страны кыргызов»,где жили племена булагачин и керемучин.

В VIII в., в эпохуправления Барсбек кагана кыргызы вступили в стадию рассвета Кыргызскойгосударственности. Енисейские кыргызы сформировались как этнос. По даннымисторических источников еще до падения Второго Восточнотюркского каганата всередине VIIIв., на политической арене Центральной Азии постепенно, но надежнозакрепились позиции Кыргызского каганата, как одного из сильных имогущественных государств в регионе. В данный период Кыргызский каганат сделалбезупречную заявку на лидерство в степи, заключив союз тюргешами, карлуками иКитаем и создав мощную антитюркскую коалицию.

В. Бартольд эпоху Барсбеккагана характеризовал следующим образом:«...владение киргизов занимали обширноепространство до Байкала, и потому киргизы могли соперничать с турками-огузамидаже в эпоху их могущества. Факт выдачи дочери Ильтерес кагана за каганакиргизов не был, по-видимому, исключительным; по крайней мере, китайцы говорят,что турецкий царствующий дом вообщевыдавал своих дочерей за киргизских старейшин».

С этого моментаполитическая ситуация в Центральной Азии стала благоприятствовать Кыргызскомукаганату, ставшему в IX веке основным соперником тогуз огузскойконфедерации племен. С эпохи Барсбек кагана кыргызы начали инкорпорировать всвой состав новые этнические группы, первую очередь алакчынов. Кыргызы были втесных этногенетических и историко-культурных связях с алакчынами. Калмыкскиеисточники эпохи контайджи Бошокту енисейских кыргызов называли«алат-кыргызами», а один из родов последних назывался алкай-кыргыз. ЛакайцевТаджикистана, в ком мы видим потомковалакчынов, кыргызы называли алакай.

Стремительный роствлияния Кыргызского государства был обеспечен тем, что сразу после паденияВторого Восточнотюрского каганата в 744 году, все вассалы тюрков призналивласть Кыргызского кагана, вступив к нему на службу. Кыргызыпокровительствовали басмылам и байырку. После падения Тюргешского каганататюргеши (тюргеши, согэ, бахрины) вынуждены были покинуть Тянь-Шань. На их земли начали переселяться племена азов,кыргызов, чигилей, алакчынов, карлуков идругих.

Чигили консолидировались на Алтае. Чигилиявлялись выжившейся частью одного изосновных племенных объединений хунну чугэ и пугу, составлявших хуннскую ветвькыргызов еще с эпохи Чжичжи шаньюя. Пугу могли называться в одно и то же времяконфедеративным именем чугэ (или чигиль) племенным или тотемическим пугу иклановым (аристократическим) софа. Бугу также могли называться буур (самецоленя) или бурут. В VIII в. пугу стали выступать под конфедеративным именем чигиль исмогли образовать новый племенной союз уч-карлук, куда вошли булаки и ташили.

В формировании чигилей важную рольсыграли авангард войск Кыргызского кагана, которые участвовали в воинах с алакчынами в Западной Монголии. В составетяньшаньских чигилей и карлуков алакчынов представляли булаки и лабанцы (албан;алмат или ала ман-пегас). Чигили представляли одно из племен, консолидировавшеекыргызообразные племена Алтае-Тянь-Шаньского региона. Вокруг чигилей былиобъединены алтае-тяньшаньские племена башкиры, тюрки, кыргызы, азы, ягма,тухси, и другие.

Родословные данныеуказывали о существовании тесных этнических связей между башкирами, азами,чигилями, кыргызами и канглами в прошлом. По нашему мнению, средневековые жагалбаи (ягалбай) являлись связующимзвеном между азами, чигилями, кыргызами и башкирами. По мнению ученых происхождение этнонимажагалбай исходило к названию тамги древних чиков, енисейских и тяньшаньскихкыргызов -жагалбай. Еще С. М. Абрамзон писал, что «В таблице тамг,накладывающихся на лошадей различных племен, имеются тамги, начертания которыхлибо совпадают с киргизскими, либо близки к ним. Наибольший интерес вызывает тот факт, что тамга племени цзе-гу(киргут, т. е. древних кыргызов) идентична тамге (джагалбай тамга и джаатамга), распространенной у крупнейших в прошлом киргизских племен правогокрыла: бугу, сары багыш, черик, монолдор, азык, а также у части подразделенийплемени саруу левого крыла.Примечательно, что приведенная Н. Г Маллицским «кара киргизская» (т.е.общекиргизская) тамга имеет сходноеначертание с тамгой цзе-гу».

По этнографическим даннымжагалбай (ягылбай-дербник) считалсядревним родом башкирского племени бурзян. Согласно рассказам стариков этноним«ягалбай» (жагалбай) отложился у башкир в названии основной бурзянской тамги,форма которой напоминал стремительный полет дербника. Казахские жагалбаи имелитесные связи с кыргызами и в прошлом жили в Приаралье.

Согласно Р. Г. Кузеева башкирские племен усерганы, бурзяни, тангауры, ягалбай, тамьянь переселилисьна территорию Башкиртостана в IXв. Они в ранее время жили в районах нижнеготечения Сырдарьи и Приаралья, в стране канглы. О существовании этническихсвязей между усерганами и канглы говорит усерганский этноним «хангильде». Обэтом же свидетельствовала родословная племени усерган, в числе имен предковкоторого назывались Токсоба, Муйтен, Усерган (азы), Шигали (чигиль), Бэзэкбий(печенек), Джурекбий, Уралбий, Толубайбий и т.д.

Отсюда можно полагать, что средневековые жагалбаипродвигались на запад вместе с племенами чигилей и кыргызов. Неизвестныйавтор «Худуд ал -Аалам» кыргызов упоминал не в связи с карлуками, а рядом счигилями и тухси. Скорее всего, в данном случае речь идет о тех племенах, которые одними из первыхотделились от основной массы народа (кыргызов) и переселились в Семиречье.Персоязычное население Средней Азии называли их «чилгыз» (кырк) или «чехель гыз-сорок девиц», относя их к сорокоплеменным кыргызам. В этой связи можно полагать, что чигилямимогли называться одно из кыргызских объединений отделившееся от огузовпугу-бугу, саруу, азы, саяки (беш бакачы), чон багыши, багыши и т.д. Осколкиалакчынов, имевших европеоидные черты внешности, сохранились в составе одногоиз крупных кыргызских племен саруу (чийгил -сары; бледно-желтый), чьепроисхождение связывали с Саяно-Алтаем.

Отсюда мы полагаем, чтоазы слившись с племенами нушиби включившиеся в политические процессы наТянь-Шане, стали причиной нового витка миграции родственных племен чигилей,кыргызов, карлуков, втянутых в борьбу за верховенство на Тянь-Шане. Средивосточных мигрантов наиболее активные и выгодные позиции имели чигили, у которыхсложились тесные этнические контакты с племенами кангаро-печенегами и кыргызами.Именно чигили образовали Караханидский каганат.

В таком случае, переселениеи закрепление азов на Тянь-Шане после событий в 715 года следует рассматриватьв общем потоке миграционных процессов восточных племен в Семиречье. Миграция и закрепление азов на Тянь-Шане, послесобытий в 715 года, вызвало перегруппировкув западнотюркском племенном союзе. Азы и канглы консолидировались доарабо-китайских войн в 751г. На Тянь-Шане появляется ряд политическихобъединений азов, кангаро-печенегов, канглы и т.д. Ядро союза азов составляли четыре рода козугун, борю,байкючюк, бычман. Азов называли торттамгалуу азык, по числу входивших в объединение родов. Канглы жили в районахнижнего течения Сырдарьи и Приаралья. В данный союз племен вошли теиты, канглы,жоо кесеки, кыдыршаа, доолос, бостон. В племенном союзе канглы азовпредставляли доиты (четыре). Так называли азов арабы.

Второму периоду характернорассвет Кыргызского каганата, установление Кыргызского Великодержавия надЦентральной Азией. Данный период необходимо рассматривать в контекстегеополитических интересов Кыргызской империи. В середине IX в. кыргызы разгромив ставку Уйгурского кагана на Орхоне,установили свою гегемонию в Центральной Азии. В VIII-IX вв. кыргызы продвинулись на запад,на Алтай и установили союз с башкирами, хазарами и племенамикангаро-печенежского союза и чигилями, против огузов, карлуков. В этот периододним из основных задач Кыргызского каганата являлось выдворение огузов и карлуков как можно дальшеот торговых путей степной зоныЦентральной Азии. Главным образом из Саяно-Алтайского края и Тянь-Шаня. В IX-Х в. кыргызы добились полногогосподства на Саяно-Алтайском крае, а чигили захватили власть на Тянь-Шане в 940 году.

В VIII-X вв. азы, кыргызы, отуз огланы постепенно начали включать в свой составзападнотюркские племена и мелкие восточные племенные группы байсаньган (союз нушиби), хулуу куль чур(кулжыгач), кючюков, байырку (барку), басмыл идр. Отметим,что байсаньганы обитали в районахсредневекового города Байшунку/р (позже Исфиджаб) в долине р. Талас. Потомки последних обнаружились в составекыргызов (пл. басыз, род байсогур) и казахов (байсейкым) долины р. Талас. Родовые подразделения ба­сызов - сапарбай и кулан сарык, чикуулу, ак кючюк, сары кючюк, байсогур (байсунгур) и дру­гие указывали на ихсвязь с древними алтайскими родами кючюк, чик, шары.

После установлениеКыргызского Великодержавия в консолидации племен Саяно-Алтайскомкрая важную роль играли кыргызы и родственные имкимако-кыпчакские племена, которые в одно и то же время соперничали и оказывалиогромное влияние друг на друга.

Однако, процессконсолидации кыргызов и кимако-кыпчаковможно разделить на три больших периода. На первом этапе кыргызы, какполноправные хозяева Алтая, на землях кангарских племен сформировали новыевладения и объединения кимак, кыбчак и т.д. В формировании кимакского икыпчакского союзов имелись два важных момента. Во-первых, в этом процессеважную роль сыграли западнотюркские лесные племена (хулуу-кюль-чуры, агач эри, халач и др. ), беглые уйгурскиеплемена, а также племена вассально зависимых кыргызских владений. Средивосточных мигрантов господствующее положение заняли племена из кыргызскоговладения Иланьджоу. Они, расположившись на новом месте, самостоятельно включились в этническиепроцессы в регионе. На западе от енисейских кыргызов появляется владение Каркырахан.

Во втором этапе алтайские кимако-кыпчакские племена,усилившись, отделились от Кыргызского каганата. В конце IX в. средиалтайских кыргызов, канглы, кыпчаков наразвалинах владения кангарских племен сформировали новое государство -Кимакскийкаганат. Господствующее положение имеликаи (змеи; кай+илан-змеи+змеи), выходцы из Кыргызского владения Иланджоу (иликойлон). С этого момента алтайские кимаки стали составлять угрозу Кыргызскомугосударству.

В эпосе «Манас» эпохаактивных этнополитических отношений и соперничества между кыргызами икимаками-канглы отражены в двух основных сюжетах сказания. В первом сюжетеканглы и кыпчаки представлены каксоюзники Манаса и кыргызов, а во втором в роли родственников-соперников Манасакоз команов (команы).

На третьем этапе, вновьусилились кыргызы, которые во второй половине XI века добились установлениятройственного союза между кыргызами, кыпчаками и ябагу, что сыграло важную рольв консолидации племен региона противобщего врага кара китаев. В это время этноним«кыргыз» превратился в политоним, племена Притяньшанья и Саяно-Алтайского краявыступали под флагом кыргызов. В том числе, канглы, кытаи, шары, огузы идругие. Караханидский каганатпринимал кыргызские и кыпчакские племена шары, кытай, кимаков (ямаки) дляохраны государственной границы. С вступлением кыргызов в союз с огузами противкара китаев в XII в. можно сказать завершился процесс консолидации кыргызского этноса на Тянь-Шане. В кара китайскую эпоху часть тяньшаньских кыргызоввременно переселилась на Волгу.

Третий, монгольскийпериод стал одним из важных этапов в истории кыргызского народа. Для этой эпохихарактерно подчинение енисейских кыргызов старшим сыном Чингиз хана Джучи.Кыргызские военачальники и генералы стали служить Джучи. В 1227 году после разделения империи Чингиз хана между его четырьмя сыновьями, кыргызы вместес мангытами были приглашены в улус Джучи главным темником Золотой ОрдыНогаем.

В ХIII-ХIV века алтайские и тяньшаньскиеплемена были втянуты в политические интриги золотоордынских ханов и царевичейза власть. К этой эпохе следует отнестиэпос «Манас» приведенный в книге С. Ахсикенди «Маджму ат-Таварих». Его можно назвать Золотородынской версиейсказания. В нем есть схожие сюжетыЗолотоордынских ханов и главных темников с реальными событиями в XIII-XV вв.,что также требует дополнительного изучения. Биография главного темника ЗолотойОрды Ногая находит полное сходство с главным героем эпического произведениякыргызов Манасом в «Манасе», приведенном в книге С. Ахсикенди «Маджмуат-Таварих».

Кыргызы еще при жизниБату и позже в эпоху соперничества Золотой орды с империей Хубилая с однойстороны, государства Хайду с другой возвратились на юг в районы Андижана,Намангана (древний Аксы) и Оша вФерганской долине. Основная часть их возвратилась после смерти Ногая в 1300 году.Кыргызы участвовали вформировании государства Хайду хана, подстрекаемого Золотой Ордой противвсемонгольского хана Хубилая. Можно полагать, что образ Манаса в эпосе сотканопривлечением героических подвигов Ногая и Хайду (для монгольской эпохи), в числевойск которых находились кыргызы.

По приказу Хубилаякыргызов переселяли вовнутрь страны в степи Западной Монголии и Манчжурии. В это время часть енисейских кыргызовискала защиту у Золотой Орды, а часть ушла к хану Хайду на Тянь-Шань. Ногай дляусиления своего влияния определил кыргызов в Астраханском вилайете, что вызвалоопределенные опасения в Золотой Орде. Убийство Ногая, явилось причиной откочевкикыргызов в Ферганскую долину.

В целом, в XIII-XIV вв. какуказывали источники, кыргызы постоянно вовлекались в политические интригиЗолотоордынских ханов, что могло создать благоприятные условия для началонового витка миграции енисейских и алтайских кыргызов на Тянь-Шань. В XIV в.кыргызы смежно проживали с моголами в областях Манглай Субе, в улусах Камар ад-Дина и Анга Торе, расположенных на Тянь-Шане иВосточном Туркестане. В данный период наблюдалась политическая активность кыргызского племени чериков и других кыргызскихобъединений в Притяньшанье.

В XIII-XIV вв. кыргызы переживали период консолидациинарода на Тянь-Шане. Интриги между ханамиЗолотой Орды и их союзника Хайду с Хубилаем благоприятствовали кыргызам вформировании мелких улусов в Притяньшанье, а затем и вовсе закреплении их наТянь-Шане. В восточных окраинах находились кыргызские улусы чериков Анга Торе, Салучи-Булгачи,Угэчи Кашка, которые сыграли немаловажную роль в консолидации кыргызов наТянь-Шане. Концу XVв. кыргызы в данном регионе уже имели свое ханство под предводительствомМухеммеда Кыргыза.

Статья было опубликовано в журнале НАН КР «Гуманитарные проблемысовременности» № 13 2011.

1. Материалы по истории кыргызов и Кыргызстана. Б. 2002.Т. 1.

2. Рашид ад-Дин Сборник летописей.-Т.1.Кн. 1, Кн. 2, М.-Л.1952.

3. Бичурин И. Я. Собрание сведений о народах, обитавших вСредней Азии в древние времена.-Алматы: 1998.-Т. I.

4. Таскин В.С. Материалы по истории кочевых народов вКитае III-Vвв. -М. 1989.

5. Бартольд В. В. Избранные труды по истории кыргызов иКыргызстана Б. 1996г.

6. Бартольд В. В. Киргизы. Исторический очерк//Соч.-Т.II.-Ч.1.-М.: Наука.1963.

7. Савинов Д.Г. Основные этапы истории алатов//Историческаяэтнография. Вып. III.-Л.1985

8. Гумилев Л Н. Древние тюрки. М. 1993.

9. История кыргызов и Кыргызстана. Б. 2000.

10. ВосточныйТуркестан в древности и средневековье. М. 1992.

11. КсенофонтовГ. В. Ураангхай сахалар. Ирк. 1937.

12. Кляшторный С. Г. Древнетюркские руническиепамятники как источник по истории Средней Азии.-М.:Наука,1964.

13. Грумм-ГржимайлоГ. Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Л. 1926.

14. АбрамзонС. М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи.Фр. 1990.

15. ДжуманалиевТ. Очерки политической истории кочевников Притяньшанья с древности и до конца XVII века.-Б. 2007.

16. АтокуровС. Кыргыз санжырасы. Б. 1995г.

17. АкеровТ. А. Динлины - кыргызы: предки ипотомки. Ж-л. «Гуманитарные проблемы современности»Института философии и политико-правовых исследований НАН КР, выпуск 11, Бишкек2010г.

18. АкеровТ. А. Древние кыргызы и Великая Степь (по следам дрвенекыргызских цивилизаций).Б. 2005.

Табылды Акеров,

директор института этнологии МУК

Теги: Кыргызы

Поделиться: