Унесенная газом.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
«Газовое дело» Юлии Тимошенко вступило в финальную стадию. На днях в Печерском суде Киева прошли очередные слушания, а экс-премьеру вновь запретили покидать пределы столицы. И нет никаких сомнений в том, что исход громкого дела задаст Украине вектор политического развития на годы вперед.
Унесенная газом.

«Газовое дело» Юлии Тимошенковступило в финальную стадию. На днях в Печерском суде Киева прошли очередные слушания, а экс-премьеру вновь запретили покидать пределы столицы. Инет никаких сомнений в том, что исход громкого дела задаст Украине векторполитического развития на годы вперед.

После победы на президентских выборах 2010 года ВикторЯнукович сразу продемонстрировал готовность разобраться со своим главнымпротивником. Свергнутого в начале марта премьера обвинили в растрате миллиардовдолларов, а на членов ее кабинета уже к концувесны было заведено несколько уголовных дел (так, бывшего министра экономики Богдана Данилишинаобвинили в растрате средств при проведении госзакупок для киевского аэропорта «Борисполь»).

Одновременно новое правительство во главе с премьером НиколаемАзаровым публично объявило о намерении провести аудит деятельности своихпредшественников, который был доверен одной из американских кампаний с весьманеоднозначной репутацией.

Первоначально в качестве основного направления удара былавыбрана история с деньгами, полученнымиправительством для реализации программы киотского протокола. Когда на допросыстали вызывать ближайшего соратника лидера «Батькивщины»- ее заместителя впартии и бывшего вице-премьера Александра Турчинова - стало очевидно, чтовыдвижение обвинения против самой Юлии Тимошенко - дело ближайшего времени.

О персональных претензиях к Тимошенко было объявлено вскорепосле того, как был задержан бывший министр охраны окружающей среды Георгий Филипчук.По данным ряда СМИ, задержаниеэкс-министра было также связано с деломо "парниковых" деньгах.

К этому времени подоспели и результаты аудита, сделанногоамериканской компанией по заказу новой власти. По итогам проверки былообъявлено, что основная часть средств, полученных Украиной от продажи квот навыбросы парниковых газов, была направлена правительством Тимошенко на счетаПенсионного фонда, что можно было расценивать как превышение должностныхполномочий со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Между тем сама Юлия Тимошенко выразила сомнение в качествепроведенного аудита, назвав аудиторов «клоунами», и заявила, что все якобыисчезнувшие деньги по - прежнему находятся на счетах Госказначейства.

20 декабря 2010 года Генпрокуратура сменила статус Юлии Тимошенко с подозреваемой на обвиняемую.

Впрочем, понимая все шаткость претензий по «парниковому делу», «регионалы»решили не ограничиваться одним уголовным делом. И вскоре обвинения и повестки из ГПУ посыпались как из рога изобилия.

Наконец, 11 апреля 2011 года вотношении бывшего премьера было возбуждено новое уголовное дело, связанное сподписанием газовых контрактов между «Газпромом» и «Нафтогазом».

Кроме того, в Верховной раде была создана Временная следственная комиссияпод руководством депутата от «Партии регионов» Инны Богословской. Эта комиссиярасследовала обстоятельства подписания упомянутых газовых контрактов и пришла квыводу, что Юлия Тимошенко шла на невыгодные нам уступки России исходя изличных интересов, так как ее компании ЕЭСУ имела долг в 450 млн долларов передминистерством обороны России.

Напомним, в январе 2009 года "Газпром" и "Нафтогаз"подписали два контракта: купли-продажи на период с 2009 по 2019 год и договороб объемах и условиях транзита газа.

Это произошло после «газовой войны», разразившейся между Украинойи ее восточным соседом зимой 2008-2009 года. Таким образом, обвинив ЮлиюТимошенко в превышении служебных полномочий при подписании украинско-российских газовых контрактов, Генпрокуратурасделала экс-премьера главным и, по сути, единственным виновникомразвязывания газовой войны.

А это, мягко говоря, не совсем соответствует действительности.

В декабре 2007 года Юлия Тимошенко вновь заняла премьерский пост и вплотную занялась энергетической сферой,воспринимая ее как свою вотчину, где для нее нет ничего неизведанного иневозможного. Весной 2008 года главаукраинского правительства нанесла визит в Москву, где достигла устнойдоговоренности о переходе на прямые поставки газа.

В октябре 2008 Путин и Тимошенко подписали меморандум, который предусматривал ликвидацию посредниковв торговле газом между Украиной и Россией.

Это соглашение Юлия Тимошенко расценивала как свой личный успех, даваяпонять, что имеет большое влияние на В.Путина. Так, ей в частности, приписываютфразу, согласно который ей якобы достаточно только взять его за пуговицу иотвести в сторону, как он сделает все, что она захочет.

В общем, экс-премьеру, активно пиарившейсвои достижения на «восточном» фронте,новый конфликт с Россией был нуженменьше всего. В то время как президенту ВикторуЮщенко и тогдашней оппозиции в лице «Партиирегионов» газовой кризис был только на руку.

И трудно поверить, что Юлия Тимошенко, всю сознательную политическую жизнь стремившаясяк президентскому креслу, решила вдруг сжечь на конфорке «Газпрома» самую заветную мечтусвоей жизни.

Другое дело, что в ходе развертывания кризиса «газовая принцесса» попыталась разыграть собственную партию, полагая, что «Газпром», теряющийимидж и деньги из-за прекращения поставок, будет вынужден, так или иначе, согласиться наусловия украинской стороны. Логика размышлений была проста: прекращениепоставок в Европу нанесло серьезный финансовый ущерб российскому газовомумонополисту, а с русофобом Виктором Ющенкодоговариваться о чем-то бессмысленно. В результате премьер надеялась вернуться в Киев на белом коне свыгодным контрактом в руках. В итоге, правда, ее расчет не оправдался.

Возвращаясь к выяснению причин«газовой войны», стоит вспомнить, что именно Владимир Путин первым озвучилверсию о причастности посредника«Росукрэнерго» к срыву переговоров между«Газпромом» и «Нафтогазом».

Компания «Росукрэнерго» была создана 2004 года с целью заменить «EuralTransGas» как посредника «Газпрома» в транспортировкетуркменского газа через территорию России. Договорённость о создании этойкомпании была заключена при участии тогдашнего премьер-министра ВиктораЯнуковича, правительства России, руководства НАК «Нафтогаз Украины» и«Газпрома».

Фактическими совладельцами компании - посредника являлись граждане Украины Дмитрий Фирташ (90%) иИван Фурсин (10%). Причем информация об этих людях была столь скудной,что во время «газовой войны» некоторые комментаторы высказывали предположение,что совладелец «Росукрэнерго» - нереальный человек, а один из псевдонимов известногокриминального деятеля Сергея Шнайдера(Семена Могилевича).

Дмитрию Фирташу в результате разразившегося скандала пришлось выйти изтени и даже участвовать в ток-шоу «Свобода»на телеканале Интер, большая часть акцийкоторого принадлежит как раз газовому олигарху.

Самое пикантное в этой ситуации то, что именно Фирташ, по информации рядаукраинских изданий, был одним из главныхспонсоров Виктора Януковича на президентских выборах 2010 года.

Между тем, сама Тимошенко неоднократно обрушивалась на эту компанию сжесткой критикой. Почти с тем же упрямством, с которым сенатор Катон Старшийнастаивал на разрушении Карфагена, она в каждой своей речи повторяла, что«коррумпированная, бесцеремонно действующая компания должна быть ликвидирована».

Тем не менее, разобраться в истинном положении дел крайне трудно.Во-первых, сама деятельность подобных посреднических структур носит непубличныйхарактер. Во-вторых, комментаторы и аналитики исходили из такого множестваисточников, а информация была столь противоречива, что докопаться до сути почтиневозможно.

Не лишним будет также напомнить,что до появления «Росукрэнерго» на газовом рынке самую большую квоту напоставки имела компания Итера, чьи интересы лоббировал опальный экс-премьерПавел Лазаренко, и с которой сотрудничала сама Тимошенко. В 2005 она дажеготовила договор с Туркменистаном, согласно которому прямые поставкитуркменского газа должна была осуществлять именно эта компания.

Говоря о подписанных лидером БЮТ газовыхконтрактах, стоит обратить внимание и наеще одно обстоятельство. Когда экс-премьервизировала новые соглашения, в которых говорилось о переходе на формульный принцип ценообразования, стоимость"черного золото" находилась на рекордно низком уровне - 35долларов за баррель. При этом большинство аналитиков было уверено, что вобозримом будущем цена на нефть останется на том же уровне или упадет еще ниже.

Однако даже если бы Юлии Тимошенкоудалось подписать договор навыгодных для Украины условиях, это врядли спасло бы ее от преследования со стороны новой власти, что доказывают другиеуголовные дела, возбужденные против экс-премьера.

Лидер «Батькивщины» на сегодняшний день является главным раздражителем для «донецких», ведь именно в период ее недолговременногопремьерства

видный «регионал» Борис Колесников(на тот момент - председатель Донецкогооблсовета) попал в СИЗО, а основной спонсор «Партии регионов» Ринат Ахметов потерял жемчужину украинской промышленности - компанию «Криворожсталь».

Вместе с тем было бы неправильным полагать, чтоуголовноепреследование Юлии Тимошенко - всего лишь банальная месть со стороны злопамятных олигархов.

В отличие от Виктора Ющенко, укоторого эмоции зачастую брали верх над разумом, донецкая элита мыслитисключительно рациональными категориями.

Возможно, новые украинские властине стали бы тратить столько сил на борьбу с ненавистным экс-премьером, если быне резкое падение уровня доверияк действующему президенту.

После подписания Харьковских соглашений Виктора Януковича поддерживали более 60процентов населения, а число людей, полагающих, что страна развивается вправильном направлении, впервые среволюционной весны 2005 года превысило число тех, кто полагал, что Украинадвижется по неверному пути.

Однако «медовой» месяц продолжался недолго: уже через шесть месяцев довериек лидеру «Партии регионов» упало почти вполтора раза, а весной следующего года рейтинг президента опустился до рекордно низкогоуровня.

По данным опросов, проведенных в июне центром Разумкова - одного изведущих социологических центров в стране - сегодня за Януковича проголосовалобы только 17 процентов украинцев (для сравнения - в мае 2010 года за лидераПР готовы были отдать свои голоса 41,5% избирателей).

Рейтинг Тимошенко при этом застыл на уровне 13-14 процентов.

Главная причина обвального падения доверия к «регионалам» - недовольство экономическойполитикой новой власти.

Правительство так и не смогловнятно объяснить, как Харьковские соглашениясочетаются с произошедшим потом повышением цен на газ для населения и длякоммунального хозяйства. В сознании многих граждан не закрепилось, что этонесколько разные моменты, ведь цена нагаз для промышленности все-таки снизилась.

Кроме того, на днях тревожные прогнозы сделали
два известных финансиста, занимавшие ранее важные посты в правительстве.Экс-министр финансов во втором правительстве Тимошенко Виктор Пинзеник заявил, что украинская власть продолжаетрешать проблемы за счет привлечения новых займов, а за последние три года внешний долг вырос впять раз.

В свою очередь

экс-председатель Госфинуслуг Виктор Суслов сообщил агентству УНН («Украинскиенациональные новости»), что до начала кризиса осенью 2008 года валовой внешнийдолг страны составлял около 101 млрд. долл., а к настоящему моменту превысил120 млрд. Это, по данным экспертов, составляет свыше 84% ВВП и превышаетпоказатель в 160% по отношению к объемам экспорта.

Не лучше обстоят дела и на внешнеполитическом фронте.

Вскоре после заключения Харьковских соглашений, продливших срок пребыванияЧерноморского флота РФ в Крыму на 25 лет, в Москве с удивлением обнаружили,что вести диалог поключевым экономическим вопросам с «донецкими» не так-то просто.

Несмотря на настойчивые уговоры Кремля, Киев так и не дал согласия навступление в Таможенный союз, проектсоздания совместного предприятия междунаходящимся на грани банкротства «Нафтогазом» и преуспевающим «Газпромом» был отложен в долгий ящик, априватизация крупнейших украинских активов прошла без участия российскихкампаний.

В результате отношения Москвы и Киева ухудшились настолько, что отдельныеэксперты заговорили о наступлении «новоголедникового периода».

Что касается европейского направления, то и здесь украинским чиновникам неудалось добиться существенного прогресса ни на официальном уровне, ни на уровнеобщественного восприятия.

В этой ситуации президенту и его окружению срочно требовался человек, на которогоможно было бы свалить все неудачи и огрехи первого года правления. И лучшей кандидатуры на это место, чемТимошенко, просто не найти.

Попутно «регионалы» решают и другую, не менее важную задачу, зачищаяполитическое поле от потенциальных конкурентов. В случае вынесенияобвинительного приговора по «газовому делу» Юлия Тимошенко не сможет принять участие в президентскихвыборах 2015 года. И тогда ВикторЯнукович получит зеленый свет для пролонгациипрезидентских полномочий до 2020 года, так как среди разношерстной оппозициинет человека, способного бросить вызов нынешнему украинскому президенту.

.

И Яценюк, и Гриценко , и Тягнибоксотоварищи выглядят настольконевнятно, что поневоле закрадывается мысль: на самом деле никто из них не собирается идти во власть и брать на себяответственность за свои слова и поступки. Куда как удобнее и дальше тянутьоппозиционную лямку, время от времени вяло критикуя правительство и президента.

Таким образом, если Юлия Тимошенко все же получит условный срок (помнению большинства экспертов, наиболее вероятный вариант развития событий), тоэто, безусловно, станет ключевым фактором в политической жизни Украины.

В заключение хотелось бы добавить, что во всех злоключениях, случившихсяс Тимошенко после президентских выборов, виновата исключительно она сама.

В результате ряда успешных избирательных кампаний у лидера «Батькивщины» сложилосьстойкое, но от того не менее ложное убеждение: идейную пустоту и политическуюнесостоятельность можно компенсироватькрасивыми PR-технологиями.

Как пример - скандально известные плакаты «Вона працюэ», «Вона - цеУкраина».

Нечто подобное случалось и раньше, - 2008 году, когда «газовая принцесса»настояла на перевыборах киевского мэра, выдвинув абсолютно пустого и невнятногоАлександра Турчинова. Все попытки передать часть своей харизмы безликомукандидату окончились провалом: Турчинов не стал градоначальником, а сам БЮТсерьезно ослабил свои позиции в столице. Казалось, что те события послужат жестокимуроком для экс-премьера и заставят ее задуматьсяо разработке долгосрочной политической стратегии. Однако Юлия Тимошенко нетолько не смогла отказаться от принципа«живи моментом», но и возвела его вдогму. Что и привело ее к закономерномуполитическому краху.

Павел Рыков


Теги: Украина

Поделиться: