Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Павел Рыков: Премьер на распутье: выбор сценария.

09.05.2008

Автор:

Теги:
 

 

.

Недавнее требование  Юлии Тимошенко о необходимости переподчинения губернаторов Кабинету министров, озвученное на этой неделе и являющееся по своей сути ультиматумом, может свидетельствовать о том, что в стране начался активный процесс формирования параллельного центра власти.

Стоит отметить, что, после назначения лидера БЮТ главой правительства на повестку дня встал вопрос о  двух возможных  сценариях поведения премьер-министра в преддверие президентской кампании 2009 года, которые требовали не только разных тактических подходов, но и предполагали использование различных имиджевых стратегий.  И оба эти сценария нашли свое отражение в программе правительства, где разумные и реальные предложения по преодолению экономического и политического кризиса сочетались с откровенно популистскими.

В случае реализации первого сценария (условно говоря, «популистского») основной упор делался на  выполнении тех обещаний, которые способствовали в первую очередь быстрому   повышению рейтинга  премьера без учета реальных запросов общества и экономических  потребностей страны. При этом скорая отставка главы Кабмина по инициативе президента должна была стать главным промежуточным итогом, что, с одной стороны, позволяло Тимошенко  снять с себя ответственность за очевидные провалы и неудачи в работе правительства, а с другой стороны, давало ей возможность вновь занять привычную и удобную нишу принципиального оппозиционера и борца за народные интересы. 

Реализация второго сценария, связанного с использованием  Юлией Тимошенко Кабинета министров в качестве стартовой площадки для участия в президентской гонке, предполагала создание необходимых условий, во-первых, для постепенного перехвата власти у президентских структур, а, во-вторых,  для  формирования имиджа «сильного лидера», отвечающего за свои обещания и способного в критический момент взять на себя полную ответственность за дальнейшее развитие событий.

Откровенно пропагандистская кампания по выплате сгоревших вкладов, проводимая на фоне резкого увеличения темпа инфляции, активная борьба за отставку мэров Донецка и Киева, показное вмешательство  в процесс подготовки к проведению ЕВРО-2012 - все это отнюдь не способствовало укреплению позиций правительства и налаживанию конструктивного диалога между премьером и другими политическими силами, зато обеспечивало быстрый рост рейтинга. В результате сложилось впечатление, что Тимошенко и ее окружение всерьез настроены на реализацию первого сценария.  Однако, кажется, что окончательные выводы делать еще рано.

Конечно, слова Юлии Тимошенко о том, что экономический блок правительства может работать «и десять лет, и больше», а сама премьер-министр не нуждается ни в каких указаниях со стороны Президента, можно трактовать по-разному. Те не менее, нельзя не признать, что эти на первый взгляд  чисто популистские высказывания вполне удачно коррелируют с недавним заявлением  лидера БЮТ о необходимости принятия в Верховной Раде  новой

Конституции, урезающей полномочия Президента до минимума  и превращающей страну в парламентскую республику, и требованием подчинить губернаторов правительству, прозвучавшим на этой неделе.   Таким образом, можно говорить о корректировке Юлией Тимошенко своей линии поведения. Если до этого Кабинет министров использовался, прежде всего,  в качестве инструмента в политической борьбе с Секретариатом, то теперь, возможно, премьер будет стремиться больше к тому, чтобы превратить Кабмин из объекта политических игр в полноправный субъект,  во влиятельный орган, который не будет зависеть ни от Президента, ни от формально правящей коалиции.

На этом фоне весьма симптоматичным является недавнее заявление пропрезидентской организации  «Единый центр», в котором представители фракции НУНС потребовали от Тимошенко согласования всех действий правительства с Советом демкоалиции. Фактически, депутаты - нашеукраинцы признались в том, что на сегодняшний день коалиция не играет никакой значимой роли в определении политического и экономического курса правительства вопреки подписанным ранее договоренностям. Впрочем, как показали январские события, даже систематически неработающий парламент  вовсе не является серьезным препятствием для работы правительства, и создалось ощущение, что  Тимошенко в этих условиях чувствовала себя гораздо комфортнее.

Но если даже попытка переподчинения представителей местных органов власти, предпринятая премьером,  окончится неудачно, и, в конце концов, приведет к отставке правительства (вполне вероятный вариант), это отнюдь не означает победу Ющенко, так как одна из главных проблем  организации нынешней политической системы - отсутствие органа власти, обладающего необходимым уровнем легитимности в глазах населения и политической элиты - останется нерешенной.

 

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение