Российский политолог о новых предложениях Москвы по карабахскому урегулированию - ОПРОС

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Визит Сергея Лаврова с новыми предложениями по карабахскому урегулированию, видимо, является рефлексией на результат, точнее отсутствие результата Казанского саммита трех президентов. Данная инициатива, вне зависимости от ее конкретного содержания, призвана продемонстрировать, что Москва не собирается прекращать свои посреднические усилия в деле урегулирования данного конфликта. Это правильно, поскольку наработан солидный потенциал контактов по линии трех президентов и, самое главное, соответствует национальным интересам России, Армении и Азербайджана. Что касается содержательной части российских предложений, то маловероятно, что они содержат что-нибудь принципиально новое по сравнению с известными Мадридскими принципами.
Российский политолог о новых предложениях Москвы по карабахскому урегулированию - ОПРОС
Интервью Day.Аz с известным российским политологом, экспертом Института русского зарубежья Виталием Журавлевым.-Накануне Баку и Ереван с новым предложением российского президента Дмитрия Медведева по карабахскому урегулирования посетил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Как вы считаете, какими могут быть новые предложения и насколько высоко желание Москвы сдвинуть конфликт с мертвой точки после Казанской встречи? - Визит СергеяЛаврова с новыми предложениями по карабахскому урегулированию, видимо, является рефлексией на результат, точнее отсутствие результата Казанского саммита трех президентов. Данная инициатива, вне зависимости от ее конкретного содержания, призвана продемонстрировать, что Москва несобирается прекращать свои посреднические усилия в деле урегулирования данного конфликта. Это правильно, поскольку наработан солидный потенциалконтактов по линии трех президентов и, самое главное, соответствует национальным интересам России, Армении и Азербайджана. Что касается содержательной части российских предложений, то маловероятно, что они содержат что-нибудь принципиально новое по сравнению с известными Мадридскими принципами. - Стоит ли, по-вашему, все же отойти от формата урегулирования карабахского конфликта в рамках МГ ОБСЕи перейти к трехстороннему формату - Баку-Москва-Ереван? -За последнее время по факту сложилась ситуация, когда посреднические усилия Минской группы дополнились регулярными контактами, а встреча в Казани, напомню, уже девятая по счету, на уровне президентов России, Армении и Азербайджана. К сожалению, именно неожиданный результат Казанской встречи несколько снизил авторитет этого формата. Но это связано, скорее, с технологическими проколами в сфере аналитики и организации подготовки встречи, чем с важностью и актуальностью самих контактов Баку-Москва-Ереван. Высшие должностные лица должны подписыватьпроекты документов, которые заранее подготовлены и согласованы по линииэкспертных специализированных групп и внешнеполитических ведомств, а незаниматься их выработкой в ходе самих встреч. Сложившийся трехстороннийформат президентов, видимо, будет институализироваться и развиваться, но в то же время он не отменяет и не заменяет компетенции Минской группы.

Высшие должностные лица должны подписывать проекты документов, которые заранее подготовлены и согласованы по линии экспертных специализированных групп и внешнеполитических ведомств, а не заниматься их выработкой в ходе самих встреч

- Как, по-вашему, сейчас действуют посредники - единым фронтом, или активность Москвы как раз и обусловлена тем, что она намерена полностью "приватизировать" процесс урегулирования? - "Приватизировать" не получится, поскольку помимо России в регионе ЮжногоКавказа велико экономическое и политическое влияние США, ЕС, Турции, Ирана и других региональных акторов. В целом на Южном Кавказе есть существенные противоречия между интересами России, и, например, США и ЕС. Рассмотрим проблему признания государственности Абхазии и Южной Осетии, и все становится ясно. В то же время в вопросе предотвращения вооруженного решения конфликта вокруг Нагорного Карабаха заинтересованы, на первый взгляд, все. Это объясняется необходимостью поддержания региональной стабильности, что позволяет посредникам согласовывать и координировать свои усилия. Но могут быть и не декларируемые мотивы скрытых и явных действий глобальных игроков, как в случае политических событий в Северной Африке, где просматривается интерес западных стран в установлении контроля над энергетическим и политическими ресурсами региона.

В вопросе предотвращения вооруженного решения конфликта вокруг Нагорного Карабаха заинтересованы, на первый взгляд, все

-Накануне визита Лаврова в регион телефонные переговоры с президентом Армении провели Хиллари Клинтон и Дмитрий Медведев. Как вы считаете, давление на Ереван увеличивается? Ведь именно Ереван сегодня должен сделать первый шаг в рамках урегулирования конфликта... -Возможно, речь шла о перспективе вывода армянских вооруженных сил из семи районов, прилегающих к Карабаху, может быть, говорили об общей необходимости выхода на мирное соглашение в рамках Мадридских принципов... Полюбому, позиции Еревана, так же как и позиции Баку, в отношении территориальной целостности Азербайджана и статуса Нагорного Карабаха пока остаются неизменными и взаимоисключающими. Маловероятно также то, что США и Россия окажут одностороннее давление на Ереван, скорее, они будут лавировать между обеими сторонами конфликта. - Вслучае, если предложения Москвы стороны конфликта не примут, как будет развиваться процесс урегулирования дальше? Посредники разведут руками и уйдут "в подполье", или будут работать над новыми вариантами урегулирования?- Предложения продолжать переговорный процесс Армения и Азербайджан формально просто не могут не принять, поскольку это будет означать прямой шаг к вооруженному конфликту, который ни Баку, ни Еревану, не нужен. Будут продолжаться переговоры, будут проходить встречи в формате Минской группы, в формате саммита Москва-Баку-Ереван, будут проходить встречи на официальных и экспертных площадках различных международных форумов. Маловероятно, что могут появиться принципиально новые варианты урегулирования, но могут появиться новые идеи. Например, по проведению миротворческой операции; нормализации социально-экономической и гуманитарной обстановки вокруг Нагорного Карабаха и в отношениях Еревана и Баку; варианта и условий возвращения семи районов Азербайджана; могут быть какие-то инициативы состороны Турции или Ирана и т.п. Так что посредники "никуда не уйдут", хотя могут внести коррективы в свои действия.

news.day.az

Поделиться: