Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Кайрат Келимбетов: "Таможенный союз создает выгодные условия для ведения бизнеса"

19.07.2011

Автор:

Теги:

Интервьюс министром экономического развития и торговли Республики КазахстанКелимбетовым Кайратом Нематовичем.

 

 

- Кайрат Нематович, в следующем году исполняется 15 лет с момента принятия стратегии "Казахстан-2030". Какие элементы этой стратегической программы уже успешно реализованы к настоящему времени? Какие задачи ещенаходятся в повестке дня?

- Сегодня наша страна готовится отметить юбилей независимости. 20 лет назад  Казахстан впервые заявил о себе как осуверенном государстве, обладающим  собственным мировоззрением, самобытными традициями, четким видением пути будущего развития. Главное -на протяжении всех последующих лет наша страна доказала свое право на независимость.  
Казахстан первым из постсоветских стран  встал на рельсы стратегического планирования. Стратегия «Казахстан-2030» стала первой из долгосрочных планов, определившей контуры развития казахстанского общества во всех сферах. В этом ее непреходящее значение сточки зрения истории независимого Казахстана.  Но не менее важно и то, что и в масштабах всего бывшего Советского Союза это был безусловный пример успешного опыта определения ясных и четких мотивов развития и инструментов движения к пост-транзитной эпохе. В этом видится огромная личная заслуга Президента Казахстана, выдвинувшего прорывной стратегический план и направившего солидарные усилия государст¬венной власти и общества на его реализацию.
        При формировании стратегии «Казахстан-2030» был изучен мировой опыт стратегического планирования. Мы изучали опыт и Малайзии, и Сингапура, Норвегии, и США, Австралии. И все эти лучшие практики мирового опыта были применены в Казахстане.

14 лет назад многим скептикам казалось, что те цели, которые были обозначены в Стратегии-2030, не под силу выполнить даже в условных временных рамках ближайших поколений.
Однако современный уровень развития казахстанской экономики  - сам по себе убедительный ответ сомневающимся в потенциале Казахстана. Мы видим, что многие задачи, определенные Стратегией «Казахстан-2030», уже реализованы, выполнены досрочно.
В стране проведена банковская и пенсионная реформа, которую международные эксперты охарактеризовали как лучшую на пространстве СНГ. Сформированы эффективные институты развития, в деятельности которых, с одной стороны, учитываются лучшие достижения мирового опыта, а с другой - формируются национальная специфика, уникальный казахстанский опыт, которым мы теперь активно делимся с нашими партнерами по интеграционным структурам.
        Сейчас мы работаем в рамках второго стратегического плана до 2020 года. Такое последовательное проведение экономической политики, когда обеспечиваетсяпреемственность и системность в рамках целой системы стратегического планирования это то, что отличает Казахстан от других стран. Я думаю, что мы здесь можем гордиться прошлыми успехами, уверенно смотреть в будущее, что у Казахстана есть программа будущего развития, которая позволяет рассчитывать, что благосостояние населения будет только улучшаться.
Казахстан не стоит на месте, динамично развивается и движется вперед. Подтверждением тому является и возросший авторитет страны на международной арене, и практическая реализация  масштабных внешнеполитических инициатив Нурсултана Абишевича Назарбаева. Речь, прежде всего, идет о создании Таможенного союза и Единого экономическогопространства.

- Сейчас много говорят о возможности начала в 2012 году нового витка кризиса. В какой степени Казахстан усвоил уроки 2008-2009 гг. Готова ли страна к новому этапу турбулентности на глобальном рынке?
     

-Мировая экономика до сих пор переживает последствия финансового кризиса2008-2009 годов. Не секрет, что в мире сложились определенные дисбалансы в развитии развитых и развивающихся стран. В странах с развитой экономикой темпы роста все еще остаются низкими, существует высокая безработица, напряженность на периферии зоны евро способствует усилению рисков снижения темпов роста. Во многих странах с формирующимсярынком уровень активности остается высоким, однако возникает инфляционное давление, и наблюдаются некоторые признаки перегрева, вызванные отчасти значительным притоком капитала.
        В целом, кризис выполнил санитарную функцию, поскольку накопились глобальные диспропорции, которые потом выявили локальные проблемы.
С какими проблемами столкнулся Казахстан? Многие предприятия были перекредитованы. Брался кредит в одном банке, потом, чтобы его погасить,в другом. Затем оказывалось, что путем каких-то невероятных сделок предприятие оказывалось должником 5-7 банков. Проблемы  таких предприятий стали проблемами банков. В 2004-2007 годах, во времена бума, когда кредит не брал только ленивый, деньги вкладывались в основном в  сектор недвижимости.
        Теперь,понятно, что нужно брать кредиты с пониманием того, что их необходимо возвращать. Банки в свою очередь, выдавая кредиты, должны себе четко представлять схему возврата кредита в случае  ухудшения ситуации. А государству нужно на все это смотреть не индифферентно, а с пониманием, что если там что-то не так, то в итоге государственные средства пойдут на спасение.
        Еще один урок, который мы извлекли по итогам кризиса - это  важность сохранения макроэкономического баланса. Необходимо избегать «перегрева» экономики и появления новых «мыльных пузырей», как это было в предкризисный период.

Если говорить о наших планах, то Главой государства перед Правительством была поставлена конкретная задача - войти в группу стран с высоким уровнем доходов и обеспечить ежегодные темпы роста экономики на уровне 7 %. Правительство недавно рассмотрело основные направления социально-экономического развития страны для достижения этой цели. Речь идет о в среднем семипроцентном росте ВВП с 2011 по 2015 года. Это позволит достигнуть объема ВВП на душу населения 15 тыс.долларов США.

- В какой степени Таможенный Союз и формирующееся единое экономическое пространство способны усилить «страховые гарантии» для экономики Казахстана?


   - Думаю, политическая воля наших руководителей позволила сделать почти невозможное. В течение двух лет удалось преодолеть все возможные барьеры, создать  Таможенный Союз. Сегодня мы стремительно движемся к единому экономическому пространству. То есть, таинтеграция, о которой мы начали мечтать после распада Советского Союза,становится реальностью. И мы видим, что ключевую роль в этом процессе играет ось «Россия - Казахстан». Наша кооперация - это залог успеха всейинтеграции на постсоветском пространстве, в том числе и будущей интеграции в рамках СНГ.

Если говорить о Казахстане отдельно, то приняв в рамках общего таможенного пространства более высокие тарифы Российской Федерации, мы столкнется с некоторым подорожанием импорта из Китая, Турции других стран. Соответственно, мы в конце этого года спроизойдет определенный рост инляции. Однако преимущества Таможенного Союза гораздо ощутимее.

Мы получили доступ к рынку, объединяющему 170 млн. человек. Если сравнить с предыдущими возможностями по отношению к России, то рынок вырос почти больше чем на 20 процентов. Но с учетом того, что интеграционные процессы будут в дальнейшем развиваться, будет расти и рынок. И это тоже большая возможность для компаний формировать свои бизнес-стратегии в отношении этого пространства.

Таможенный союз создает максимально выгодные условия для ведения бизнеса. Это - отсутствие таможенных границ, единый таможенный тариф. Все это создает огромные возможности на будущее, при чем здесь должен быть заложен принцип, который пока понимается узко. Думаю, эффективность Таможенного Союза, ЕЭП станет очевидной, когда нашистраны почувствуют большой синергетический эффект. Эффективность интеграции это если компании получат доступ к железнодорожной инфраструктуре по внутренним ценам соседей. Если будет равный доступ и равные тарифы к нефтяной или газовой трубе, что тоже чувствительный вопрос для естественных монополий и в РФ, и у нас. Я думаю, что когда мывсе эти вопросы решим, когда наши региональные власти обеспечат отсутствие нетарифных ограничений, не только для собственных бизнесов, но и для бизнесов двух соседних стран. Тогда, в целом, бизнес атмосфера внаших странах сможет, наверное, настроится на новую модернизационную волну, и мы получим хорошие для этого возможности. Только первый год, 2010 год, показал, что экспорт в Россию из Казахстана вырос на 30%, в Белоруссию на 50%. В целом, мы наблюдаем тенденцию к переориентации наших экспортеров и импортеров с третьих стран на страны Таможенного Союза. Думаю, в дальнейшем эта тенденция лишь усилится.


 - Как Вы оцениваете роль Астаны в экономической системе Казахстана?  Можно ли сказать, что столица не только политический, но и финансово-хозяйственный центр страны?


   - Я считаю, что перенос столицыв Астану наряду с принятием стратегии «Казахстан-2030» - знаковое событие, давшее импульс развитию нашей экономики и ставшее гарантией благополучия страны.
По большому счету, только сегодня, по прошествии времени, можно оценить стратегическую глубину такого решения,как, впрочем, и то влияние, которое оно оказало на процессы государственного строительства в Казахстане.

Сегодня мы с вами живем водном из красивейших городов, крупном политическом центре, буквально занесколько лет ставшем настоящим символом независимого  Казахстана.
Помоему твердому убеждению, перенеся столицу в Астану, президент создал "точку роста", которая одновременно обеспечила и развитие соседних регионов. Таким образом, президент страны заложил основу успешной территориальной политики. Не случайно за столь короткий по историческим меркам срок новый город, как и страна, столицей которой он является, заняли особое место на бескрайних просторах Евразии.


- Какой Вам видится экономика Казахстана через 15-20 лет? Насколько вероятен переходот сырьевой ориентации к новым модернизационным моделям развития?

- Мы и до кризиса основной акцент делали на развитие несыръевых отраслей экономики, осуществление политики диверсификации. Сегодня вопрос диверсификации экономики становится еще более актуальным для нашего государства.

В настоящее время политика индустриализации направлена на опережающее развитие приоритетных несырьевых секторов экономики черезразвитие отраслей «традиционной специализации», которые станут катализаторами  индустриально-инновационных процессов.

Для этих целейгосударством принята и уже с прошлого года начала свою реализацию Программа по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010-2014годы, которая должна обеспечить устойчивый и сбалансированный рост экономики через диверсификацию и повышение ее конкурентоспособности. Программой предусмотрено увеличение доли обрабатывающей промышленности вструктуре ВВП до уровня не менее 12,5%.

Необходимо отметить также ирост инвестиций в обрабатывающую промышленность и увеличение ее доли в общем объеме инвестиций в основной капитал. По итогам  первого квартала 2011 года, объем инвестиций в отрасль возрос на 29,5% к аналогичному периоду прошлого года. Это говорит о том, что реализация  индустриально-инновационной Программы уже дала положительный эффект в отношении развития несырьевых секторов экономики нашей страны.

В дальнейшем успешная реализация этой Программы позволит казахстанской экономике стать более диверсифицированной, и соответственно менее зависимой от положения на сырьевых рынках. 

- Спасибо за интервью.

 



Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение