Европейское присутствие в карачаганакском проекте Казахстана. Часть 1.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Нефтяное и газоконденсатное месторождение «Карачаганак» (Западно-Казахстанская область, северо-западная часть Казахстана) было открыто еще в 1979 году в рамках советской государственной программы по поиску перспективных углеводородных месторождений. Данное месторождение считается одним из крупнейших в мире. Его доказанные извлекаемые запасы составляют 1,2 млрд. тонн нефти около и 1,35 трлн. кубических метров природного газа. «Карачаганак» обеспечивает до 49% общей добычи газа и около 18% общего объема добычи жидких углеводородов в Казахстане.
Европейское присутствие в карачаганакском проекте Казахстана. Часть 1.

Нефтяное и газоконденсатное месторождение«Карачаганак» (Западно-Казахстанскаяобласть, северо-западная часть Казахстана) было открыто еще в 1979 году врамках советской государственной программы по поиску перспективныхуглеводородных месторождений. Данное месторождение считается одним изкрупнейших в мире. Его доказанные извлекаемые запасы составляют 1,2 млрд. тонннефти около и 1,35 трлн. кубических метров природного газа. «Карачаганак»обеспечивает до 49% общей добычи газа и около 18% общего объема добычи жидкихуглеводородов в Казахстане.

Хронология проекта

Разработка «Карачаганака» началась в1984 году. В это время работы на данном месторождении проводились«Оренбурггазпромом» - структурным подразделением Министерства газовойпромышленности СССР. В 1989 году данное министерство было преобразовано вРоссийское акционерное общество «Газпром». После распада СССР в обстановкехаоса и экономического коллапса «Газпром» уже не мог осуществлять эффективноеуправление разработкой «Карачаганака», и в 1992 году месторождение перешло всобственность Республики Казахстан (РК). В том же году Казахстан приступил кактивным поискам инвесторов для дальнейшей разработки данного месторождения. Причемевропейские компании раньше всех других проявили к нему интерес.

В 1992 году по проекту«Карачаганак» правительством Казахстанабыл объявлен тендер, который выиграли британская BG GroupPlc. и итальянская Eni SpA. В 1995 годубыло подписано соглашение о принципах раздела продукции (СПРП), чтопозволило указанным компаниямприостановить быстрый спад добычи и улучшить техническую безопасность объектовна месторождении. В этом же году к проекту присоединился «Газпром»: точнеесказать, Казахстан и европейские инвесторы сами предложили российской компании долюв «Карачаганаке», учитывая тот факт, что газопроводы, соединяющие месторождениес Оренбургским газоперерабатывающим заводом были собственностью РФ. Однако, в1997 году «Газпром» переуступил право своего участия компании «ЛУКОЙЛ». Тогдаже участником проекта стала американская Chevron Texaco.

В ноябре 1997 года во время визитапрезидента РК Н.Назарбаева в г.Вашингтонмежду участниками консорциума было подписано окончательное соглашение о разделепродукции (ОСРП), которое вступило в силу в январе 1998 года. Причем в составучастников проекта не вошла казахстанская государственная компания «КазМунайГаз»,а параметры соглашения никогда официально не разглашались: очевидно по взаимнойдоговоренности инвесторов и казахстанской стороны. Срок действия ОСРП - 40 лет(период 1998-2038 годов).

Вышеупомянутые компании выступилиучредителями международного консорциума Karachaganak Petroleum Operating B.V.(КРО), который и стал оператором проекта. Европейские компании занялилидирующие позиции в карачаганакском проекте. На начало 2011 года европейскаядоля (BG Group Plc. - 32,5% и Eni SpA - 32,5%) в консорциумесоставляет 65%. Причем, по условиям ОСРП обе европейские компании являютсяединым оператором проекта. Остальные 35% принадлежат другим зарубежнымкомпаниям: Chevron Texaco (США) - 20% и «ЛУКОЙЛ Оверсиз» (Россия) - 15%.

По условиям заключенного ОСРП новыеналоги и сборы на участников КРО не должны распространяться. Однако, ввиду того,что данное ОСРП заключалось правительством Казахстана в атмосфере спешки и секретности,оно оказалось не вполне проработанным и по этой причине оставляло иностраннымкомпаниям целый ряд «юридических лазеек», позволявших им не выполнять условияконтракта, что нанесло Казахстану значительный экономический ущерб. Поэтому казахстанскоеправительство по истечении 12 лет после заключения ОСРП стало предприниматьпопытки корректировки соглашений с иностранными партнерами, чтобы иметьвозможность влиять на принятие решений по проекту.

Для этого Казахстану нужен статускрупного участника и оператора, чего можно достичь путем выкупа долей уиностранных, в том числе и европейских компаний. В этой связи казахстанскиевласти выразили намерение на основании вступившего в силу 1 января 2010 годанового налогового кодекса РК пересмотреть ряд СРП: до вышеуказанного времени иностранныекомпании платили налоги по законодательству, которое действовало на моментподписания контракта. Пересмотр СРП коснется, в первую очередь, проектов по разработкекрупных месторождений, в том числе «Карачаганака».

Как представляется, руководство РК хочетзаконодательным путем добиться приоритетного права для национальной компании«КазМунайГаз» выкупать доли в проектах и в целом больших возможностей длягосударства влиять на процесс недропользования.Пока объектами особого внимания казахстанских властей стали крупные(стратегически важные) месторождения, находящиеся в стадии активной добычи: «Карачаганак»и «Тенгиз».

Еще в декабре 2009 года официальныепредставители Казахстана озвучили пожелание получить долю в карачаганакском проекте, либопересмотреть заключенные ранее соглашения с иностранными инвесторами. Тогда же казахстанскоеправительство объявило о намерении выкупить 10% доли у британской BG Group Plc. и итальянской Eni SpA (по 5% у каждой компании) в KPOза 1 млрд. долларов.

Для того чтобы склонить вышеуказанныекомпании к принятию соответствующего решения, в ход были пущены самые различныерычаги давления. Так в феврале 2010 года прокуратура Западно-Казахстанскойобласти оштрафовала КРО на 3 млрд. тенге (около 20 млн. долларов) за нарушениеприродоохранного законодательства. Уже в конце марта 2010 года финансоваяполиция РК потребовала от КРО выплатить сумму в 104 млрд. тенге (708 млн.долларов) по причине того, что в 2008 году консорциум незаконно сверх годовойпрограммы работ добыл и реализовал 1,1 млн. тонн нефти и 94 тыс. тонн конденсата.Кроме того, КРО вменялось в вину преднамеренноезавышение финансовых расходов на освоение месторождения: по утверждению казахстанских правоохранительных органов, в течениеза 2002-2007 годовКРО незаконно присвоил 1,25 млрд. долларов. Также Астана стала предъявлятьКРО претензии, связанные с нарушением трудового и миграционного законодательстваКазахстана: по утверждению казахстанскихправоохранительных органов, ряд иностранныхсотрудников якобы незаконно получали рабочие визы и разрешенияна работу в республике. Параллельно в марте 2010 года казахстанскиевласти возбудили против KPO уголовное дело, однако вскоре оно было приостановленопод предлогом необходимости перепроверки фактов.

По состоянию на начало 2011 года, BG Group Plc. и Eni SpA продолжают переговоры о продаже «КазМунайГазу» доли вкарачаганакском проекте. По некоторым данным, стороны достигли предварительнойдоговоренности о том, что BG Group Plc. и Eni SpA согласны уступить 10% акций на условиях, что 5% акций будутпереданы Казахстану за отказ от финансовых претензий, либо за отказ от введенияэкспортных таможенных пошлин в отношении KPO. Другие 5% акций Казахстан долженбудет выкупить.

Примечание: статья подготовлена по заказуинтернет-проекта «Время Востока», реализуемого Институтом стратегическогоанализа и прогноза КРСУ, http://www.easttime.ru

Источник: Центральная Евразия, www.ceasia.ru

Европейское присутствие в карачаганакском проектеКазахстана.

Часть 2.

18/07/2011

В.Парамонов, А.Строков

Объемыдобычи

Объемы добычи углеводородов на месторождениипоступательно увеличивались вплоть до 2007 года включительно, а в период2007-2009 годов стабилизировались на достигнутом уровне: около 12 млн. тоннжидких углеводородов (нефть и газовый конденсат) и примерно 14 млрд. кубическихметров газа ежегодно. В 2010 году объемы добычи несколько снизились.

Так в 2007 году добыча на месторождении «Карачаганак»составила 11,6 млн. тонн жидких углеводородов и 14,2 млрд. кубических метровприродного газа, в 2008 году - около 12,1 млн. тонн нефти и газовогоконденсата, 14,3 млрд. кубических метров газа. В 2009 году на месторождениидобыто порядка 12 млн. тонн жидкихуглеводородов и 14,5 млрд. кубических метров газа. В свою очередь, в 2010 году объемыдобычи снизились примерно на 5% по сравнению с предыдущим годом: нефти игазового конденсата было добыто примерно 11,4 млн. тонн, а природного газа -около 13 млрд. кубических метров. Всего же за период 1995-2010 годов добытосвыше 97 млн. тонн жидких углеводородов и около 113 млрд. кубических метров природногогаза.

В настоящее время карачаганакский проект находится на этапезавершения второй фазы разработки, в ходе которой объемы добычи углеводородов доведеныдо 12 млн. тонн нефти и конденсата и14-15 млрд. кубометров газа ежегодно за счет обратной закачки добываемого газав пласт.

До наступления мировогофинансово-экономического кризиса консорциум планировалк 2012 году пробурить около 120 новых скважин и довести уровень добычи нефти игазового конденсата до 16 млн. тонн в год, природного газа до 15-16 млрд.кубических метров. В целом, за 40-летний период действия ОСРП консорциумрассчитывал добыть около 320 млн. тонн нефти и газового конденсата и порядка800 млрд. кубических метров газа.

В то же время, последствия мирового финансово-экономическогокризиса, скорее всего, приведут к замедлению реализации каких-либо планов. Так участники консорциума ужеобращались к правительству республики с просьбой пересмотреть темпы и срокидальнейшего освоения месторождения.

Маршрутыпоставок

Основной объем жидких углеводородовпоставляется на экспорт через трубопроводную систему «Каспийскоготрубопроводного консорциума», для чего в 2002 году был введен в строй 635километровый трубопровод «Карачаганак - Большой Чаган - Атырау», который соединилместорождение с нефтепроводом КТК «Тенгиз - Новороссийск». Небольшие объемыкарачаганакской нефти с 2006 года реализуются также через трубопровод «Атырау - Самара». Порядка 40%добываемого на месторождении «Карачаганак» газа закачивается обратно в пластдля частичного восстановления там давления. Оставшиеся объемы природного газапоставляются на Оренбургский ГПЗ для очистки и дальнейшего экспорта черезтрубопроводную систему России.

Объемы инвестиций

За период 1998-2010 годов в проект былоинвестировано предположительно около 6,2 млрд. долларов (включая около 4 млрд.долларов европейских инвестиций). По другим данным, объемы иностранныхинвестиций в месторождение «Карачаганак» значительно выше - сумма инвестиций впроект только по состоянию на начало 2009 года могла составить 10,7 млрд.долларов.

Примечание: статья подготовлена по заказуинтернет-проекта «Время Востока», реализуемого Институтом стратегическогоанализа и прогноза КРСУ, http://www.easttime.ru

Источник: Центральная Евразия, www.ceasia.ru

Европейскоеприсутствие в карачаганакском проекте Казахстана.

Часть3.

21/07/2011

В.Парамонов, А.Строков

Перспективыи риски

Перспективы дальнейшего участияевропейских компаний в освоении карачаганакского месторождения представляютсяне вполне ясными. С одной стороны, в проект вложены достаточно крупныефинансовые средства иностранных и, в первую очередь, европейских компаний, иуже ведется активная добыча углеводородов. С другой стороны, налицо и тот факт,что европейские участники консорциума КРО явно не хотят форсировать третью фазупроекта, которая предусматривает наращивание ежегодных объемов добычи жидкихуглеводородов до 15 млн. тонн. В целом же, европейское участие в карачаганакском проекте будет подверженовлиянию крайне сложной суммы факторов,которые формируют ряд рисков.

Во-первых, существует риск того, что запасы карачаганакского месторождения изначально былипреувеличены или даже, что месторождениевступило в стадию падающей добычи. На данную мысль наводит тот факт, что консорциумКРО уже несколько лет (еще с 2007 года) откладывает под различными предлогами началореализации мероприятий в рамках третьей фазы проекта. Вначале, до наступлениямирового кризиса, акционеры КРО обосновывали это желанием окупить затраты засчет экспорта сырья. Затем иностранные инвесторы стали мотивировать своидействия последствиями кризиса. Кроме того, сам факт достаточно существенногопадения добычи нефти на месторождении в 2010 году (более чем на 5% по сравнениюс 2009 годом) также усиливает подозрения о том, что ситуация вокруг добычиуглеводородов складывается крайне непонятная.

Во-вторых, определенныйриск для европейских компаний представляет непредсказуемость поведения казахстанскихвластей. Сегодня РК оказывает давление на консорциум КРО с целью получить 10%-ю долю в проекте. Но где гарантия того, что в будущем тот же «КазМунайГаз» незахочет еще больше «потеснить» европейских (да и российских тоже) инвесторов? Какпредставляется, именно это обстоятельство заставляет те же европейские компаниисомневаться в целесообразности более масштабных инвестиций в дальнейшуюэксплуатацию месторождения.

В-третьих, важнаягруппа рисков связана с перспективами развития ситуации на газовом рынке РК.Так, «КазМунайГаз» намерен стать единымоператором газового рынка Казахстана. Если только это произойдет, то зарубежнымкомпаниям, в том числе и европейским, будет необходимо договариваться с «КазМунайГазом»по целому ряду сложных вопросов, связанных с транспортировкой,переработкой и реализацией газа. Это, как представляется, может стать мощным инструментомдавления со стороны казахстанских властей на иностранные нефтегазодобывающиекомпании. Следует учитывать тот факт, что газодобыча в Казахстаненепосредственно «завязана» на добычу нефти, так как «львиная доля» казахстанскогогаза - попутный газ при добыче жидких углеводородов.

В итоге, перечисленные риски уже в самом ближайшем будущем могут крайне негативно сказатьсяна европейской инвестиционной активности в РК и, возможно, во всей ЦентральнойАзии, учитывая, что основной экономический интерес ЕС и европейского бизнеса крегиону был и пока остается связан именно с Казахстаном. Вряд ли те же европейскиенефтегазовые компании будут готовы принести в жертву свои коммерческие интересыв угоду долгосрочным целям развития РК. Тем более, что казахстанские власти ужедали четко понять иностранным инвесторам, что « если экономические интересы РК будут нарушены, республика можетпоставить вопрос о расторжении контрактов ».

В. Парамонов, А. Строков

Примечание: статья подготовлена по заказу интернет-проекта «ВремяВостока», реализуемого Институтом стратегического анализа и прогноза КРСУ, http://www.easttime.ru

Источник: Центральная Евразия, www.ceasia.ru

Поделиться: