Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Место под солнцем

17.07.2011

Автор:

Теги:
Всевозможные рейтинги в различных областях экономики, политики, культуры, образования стали неотъемлемой частью нашей жизни. По ним мы ориентируемся, кто на данный момент наиболее успешен, кто лидирует. И, исходя из них, выбираем, куда разместить свои финансовые активы, где совершать покупки, лечиться ну и,конечно же, куда пойти учиться. О том, кто и какими способами в Казахстане составляет рейтинг высших учебных заведений страны, нам рассказала научный руководитель Независимого казахстанского агентства пообеспечению качества в образовании, профессор, доктор педагогических наук Шолпан Каланова.
- Как вы считаете, для чего нужны рейтинги?
-В последние 5-10 лет рейтинги стали чрезвычайно популярны во многих странах мира. Они являются важным инструментом управления системой высшего образования, технологией, которая позволяет оценивать конкурентоспособность высших учебных заведений, осуществлять маркетинг университетов. Первоначально использовавшиеся для лучшего информированияобщественности рейтинги университетов стали в наши дни рассматриваться как показатель их качества. Это подстегнуло жестокую конкуренцию среди учебных заведений, рейтинги стали оказывать влияние на решения, принимаемые руководством учебных заведений, их преподавателями, учеными,студентами и политическими деятелями.
- Сейчас большую популярность среди молодежи, особенно тех, кто собирается учиться за рубежом, имеют глобальные рейтинги. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Хотелось бы отметить, что в настоящее время большое внимание рейтингам уделяют на международной арене, сейчас на постоянной основе проходят либо семинары, либо конференции, посвященные международным рейтингам. Только недавно, два месяца назад, агентство было приглашено для участия в глобальном форуме, который был организованЮНЕСКО, Всемирным банком и Организацией экономического сотрудничества иразвития (ОЭСР) и проходил в главной штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже с 16по 17 мая.
В форуме «Рейтинг и оценка качества высшего образования:сильные и слабые стороны» приняли участие генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова, заместитель генерального директора ЮНЕСКО по вопросам образования Цянь Тан, координатор Всемирного банка по вопросам высшего образования Джамиль Салми, директор ОЭСР по вопросам образования БарбараИшингер, а также представители ведущих мировых рейтинговых агентств, политические деятели, эксперты, ученые, студенты, представители международных организаций, СМИ и высших учебных заведений, всего свыше 300 человек из 70 стран мира.
Основными вопросами, которые там рассматривались, были о том, являются ли университетские рейтинги надежным инструментом сопоставления уровня высших учебных заведений, одинаково ли применимы в мире одни и те же критерии, не оказывают ли онислишком большое влияние на политику университетов?
На форуме демонстрировали фильм, в котором были показаны интервью студентов из различных стран мира. Все они указывали на то, что для них компасом в выборе вуза служили международные рейтинги. В настоящее время составляются несколько международных рейтингов: в Шанхае (Шанхайский рейтинг), в Великобритании (рейтинг QS и журнала «Таймс»), вебометрический по сайтам в Испании и Тайваньский рейтинг.
Только совсем недавно, 7-8 июля этого года, Казахский национальный университет имени Аль-Фараби проводил семинар по международным рейтингам с участием президента IREG, профессора Яна Садлака и руководителя научного подразделения агентства QS Бена Суотера.
- Конечно, международные рейтинги интересны, но для нас сейчас более важны национальные рейтинги. Что можно сказать о них?
-В настоящее время национальные рейтинги имеют огромную популярность. В более чем 50 странах мира различные организации публикуют свои национальные рейтинги и с каждым годом число стран, которые проводят свои рейтинги, растет. Естественно, интерес к ним огромный, поэтому 10-11 октября 2011 года в Братиславе состоится международный Форум IREG,посвященный национальным рейтингам университетов, в котором агентство примет участие. Это связано с тем, что национальные рейтинги стали частью жизни современного общества и играют большую роль в выборе учебного заведения.
- Расскажите немного об агентстве.
-Независимое казахстанское агентство по обеспечению качества в образовании (НКАОКО) на протяжении последних нескольких лет, начиная с 2008 года, ведет активную исследовательскую работу по изучению различныхаспектов деятельности вузов. При этом агентство использует собственные социологические исследования, официальную информацию государственных органов, данные, полученные у вузов с целью доведения этой информации довсех заинтересованных сторон, в том числе до абитуриентов. Агентство как социально ответственная организация считает, что рейтинги способствуют улучшению качества образования и помогают ориентироваться молодежи в огромном потоке информации, в том числе рекламной, чтобы не ошибиться в своем выборе. Мы сотрудничаем с Национальной экономической палатой «Атамекен», компанией Системных исследований «Фактор», осуществлявшей безвозмездную разработку программного обеспечения, которым большое спасибо.
- В чем заключается методология рейтинга Независимого агентства?
-Сегодня Независимое казахстанское агентство по обеспечению качества в образовании (НКАОКО) представляет новый РЕЙТИНГ-2011 лучших вузов Казахстана, который сформирован на основе анализа академических показателей, оценки экспертов и опроса работодателей.
Методика расчета генерального институционального рейтинга базируется на трех составляющих: 1-я анкета - это оценка качества академических ресурсов вуза, которой присвоено 60 процентов, эти данные предоставляют вузы; 2-яанкета - это экспертная оценка качества деятельности вузов - 10 процентов, это результат опроса экспертов; 3-я анкета - это социологический опрос работодателей и государственных органов - 30 процентов. Результаты трех вышеуказанных частей мы суммировали и определяли интегральные суммы, в соответствии с которыми были получены рейтинговые места для каждой группы вузов, которые мы назвали генеральным рейтингом. Если результаты интегрального значения находилисьв пределах до 3 процентов, вузам присваивалось одно место для генерального рейтинга вузов по направлениям, так как это небольшое отклонение, которое можно рассматривать как ошибку эксперимента.
Методологиярейтинга одобрена Международной группой экспертов по рейтингу (IREG-3),на нее ссылаются авторитетные эксперты в США, Европе, Китае. Например, вэтом году была опубликована книга «Рейтинги и трансформирование высшегообразования» известного эксперта по рейтингам, вице-президента Дублинского института технологий, профессора Э. Хейзелькорн, в известномиздательстве «Palgrave Macmillan», Великобритания. Так, в этой книге методика НКАОКО рассматривается и упоминается несколько раз. Сам факт рассмотрения и анализа казахстанской методики рейтинга наряду с методиками развитых стран известных международных экспертов воодушевляетагентство.
Методология рейтинга НКАОКО соответствует стандартам, которые заложены в Берлинских принципах в обеспечении прозрачности, релевантности и валидности индикаторов. В настоящее время только по анкете 1, в которой оцениваются академические ресурсы вуза, мы используем 6 индикаторов и 32 критерия.
- Может, стоит подробнее остановиться на индикаторах, чтобы люди представляли, как проводился расчет?
-Для того чтобы понять, на основе каких показателей рассчитывается рейтинг вузов, рассмотрим индикаторы и основные критерии, которые влияютна результаты ранжирования академической деятельности (подробнее можно ознакомиться на сайте www.nkaoko.kz )
Индикатор1 представляет собой качественный состав контингента студентов и состоит из 7 критериев; остановимся лишь на некоторых из них. Например, 1-й - доля студентов, обучающихся на дневной форме обучения, от общего числа студентов. 2-й - доля студентов, обучающихся на основе образовательного заказа, от общего числа студентов. Это очень важный критерий, так как показывает, какие вузы при наличии у них гранта предпочитают студенты. Он действительно отражает уровень привлекательности вуза. Нам известно, что зачастую выбор высшего учебного заведения абитуриенты осуществляют на основе информации, полученной от друзей или знакомых, советов родителей или учителей в школе, рекламы вуза. 3-й критерий - это доля магистрантов и студентов PhD к общему числу студентов, кроме того, используется индекс масштабирования и другие критерии.
Индикатор 2 использует результатыучебных достижений студентов. Большую роль в «получении баллов» здесь играют итоги промежуточного государственного контроля
(ПГК) студентов, завершивших обучение за второй курс, победы студентов на международных и национальных конкурсах. Это действительно важный индикатор, так как он показывает конкретные результаты оценки уровня знаний студентов.
Индикатор 3 дает информацию о качественном составе преподавателей вуза, так как преподаватель является основным ресурсом студентов при обучении. Данный индикатор отражает различные критерии, которые влияют на качество обучения. Это и количество преподавателей, имеющих ученые степени, в вузе, число преподавателей получивших грант «Лучший преподаватель вуза», получивших государственные награды страны.
Индикатор4 отражает научно-исследовательский и инновационный потенциал вуза и является важным показателем его работы. Большое внимание уделяется финансированию научных исследований, числу научных публикаций в Казахстане, странах СНГ и статьям в зарубежных рейтинговых научных изданиях. Значимыми критериями, которые входят в данный индикатор, являются число инновационных патентов, национальных лабораторий и технопарков.
Индикатор 5 показывает уровень международного сотрудничества. Критерии показывают наличие относительного числа международных обменов для студентов и преподавателей, выпускников вуза, получивших стипендию президента страны «Болашак», число совместных образовательных программ с зарубежными вузами, долю иностранных профессоров, приглашенных вузом для проведения занятий в течение 1 семестра, долю обучающихся иностранных студентов.
Индикатор 6 отражает уровень информационного обеспечения вуза, связанный с наличием сайта. Индикаторы данного критерия учитывают информационное наполнение сайтов, количество веб-страниц, число документов, частоту обновляемости,количество ссылок на сайт и посещений, дизайн и удобство в навигации, предоставление информации на трех языках: казахском, русском и английском.
Данный индикатор относительно новый для наших вузов, мы его ввели в прошлом году, что связано с актуальностью использования Интернета.
- Интернет для Казахстана очень актуален, с большой скоростью растет количество наших граждан, вовлеченных в различные сети. Нельзя ли более подробно остановиться на этом индикаторе?
- Действительно, в связи со все большим использованием Интернета в мире, особенно в высших учебных заведениях, возникла необходимость в национальном масштабе фокусирования внимания казахстанских высших учебных заведений на данный вид деятельности, так как пока наши вузы отстают от зарубежных.
Нужно отметить, что в только течение одного года произошли положительные изменения: если в 2010 году в глобальном испанском вебометрическом рейтинге (Вебометрикс) среди 5000 вузов мира не было ни одного высшего учебного заведения из Казахстана, то в этом году, на июль 2011 г., в их число попали уже два казахстанских вуза (КИМЭП и КарГТУ), они значительно улучшили свои сайтыпо сравнению с 2010 годом. Однако нужно поставить цель для казахстанских вузов попасть в первую тысячу университетов, а потом и в топ-500. Качество и разработка сайтов учебных заведений находится под контролем Министерства образования и науки РК, которое внимательно отслеживает данный процесс. В плане мероприятий по реализации Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на2011-2020 годы прописан вопрос требований к сайтам высших учебных заведений.
Большое внимание электронному правительству страны, информационным ресурсам уделяет президент Республики Казахстан. Недавно на расширенном заседании высшего попечительского совета Назарбаев Университета Глава государства подверг критике сайт этого университета ипотребовал в месячный срок привести его в надлежащий вид.
Многие понимают, что сайты являются одними из основных источников информации о высших учебных заведениях. Однако Казахстану в этом направлении предстоит серьезная работа. Так, по информации Вебометрикс на июль 2011 г., Казахстан по числу веб-страниц находится только на 62-м месте. Для сравнения: США - на 1-м месте; Китай - на 2-м месте; Южная Корея - на 3-м месте, Германия - на 4-м месте; Великобритания - на 5-м месте; Япония - на 6-м месте; Россия - на 8-м месте; Польша - на 10-м месте; Нидерланды - на 14-м месте; Украина - на 15-м месте; Турция - на 22-м месте; Казахстан - на 62-м месте; Азербайджан - на 64-м месте; Узбекистан - на 95-м месте; Туркменистан - на 175-м месте и т.д. Если сейчас российских вузов в 5000 университетов мира - 181, то казахстанских - только 2. Из представленных материалов видно, что казахстанским вузам нужно резко повысить свое присутствие в мировом информационном пространстве.
- Индикаторы, которые использует агентство, направляют вузы к улучшению их деятельности?
-Независимое казахстанское агентство по обеспечению качества в образовании своими индикаторами и критериями старается воздействовать напроцесс улучшения деятельности вузов. Наш рейтинг совершенствуется и понемногу меняется. Большое влияние на совершенствование методики оказывают непосредственное взаимодействие с экспертами IREG международной обсерватории по академическим рейтингам и превосходству, зарегистрированной в Брюсселе, соучредителем которой является НКАОКО наряду с организациями из 9 стран мира www.ireg-observatory.org.
Повторой и третьей части рейтинга оценка вуза проводилась экспертами и работодателями. Эксперты давали оценку вузам, с которыми они сталкивались и знают их изнутри, работодатели оценивали уровень подготовки выпускников вузов, которые работали на анкетируемых предприятиях. В качестве экспертов выступили ректоры, проректоры вузов, руководители структурных подразделений, которые неоднократно были в различных вузах, заведующие кафедрами, профессура. Всего в анектированииучаствовало около 200 экспертов.
Анкетирование работодателей проводилось различными путями: отправкой анкет по почте в министерства, регионы страны, национальные компании, опросом на местах представителей малого и среднего бизнеса, опросом работодателей путем телефонного анкетирования и отправкой е-мейлов. Во все министерства и акиматы мы отправили по 30 анкет, в основном мы получили результаты опроса от них, всем большая благодарность за участие в анкетировании. Однако особо хотелось бы отметить Министерство сельского хозяйства, Министерство финансов, акимат Восточно-Казахстанской области, филиал «ЛУКОЙЛ Оверсиз Б.В» в Астане, АО «Национальная компания «Ћазаћстан темір жолы», АО «Самрук-Энерго», АО «Национальная горнорудная компания «Тау-Кен Самрук» идругие, которые активно участвовали в опросе. Всего агентством было получено свыше 1300 анкет.
Число вузов, представивших свои данные в этом году, значительно увеличилось. Если в прошлом году только 67 вузов представили свои данные, остальную информацию мы получили из Министерства образования и науки, а также открытых источников, в этот раз опросник агентства заполнили уже 84 вуза. Тем не менее агентство своими исследованиями охватило все 134 гражданских вуза Казахстана.
- Кем рассматривались и обсуждались итоги вашей работы?
-Результаты рейтинга были рассмотрены и утверждены Экспертным советом порейтингам, созданным при агентстве, в который входят депутаты парламента Казахстана, НЭП «Атамекен», Министерство образования и науки,представители общественных организаций. В Генеральном рейтинге лучших вузов Казахстана представлены 65 вузов страны.
Результаты рейтинга по всем анкетам будут выставлены на сайте агентства www.nkaoko.kz/rating
Желаемвсем абитуриентам и их родителям успехов, правильного выбора вуза и надеемся, что Генеральный рейтинг лучших вузов Казахстана поможет им в этом выборе!

Гульсум ЖУНУСОВА, Астана
Литер

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение