Бурихан Нурмухамедов: "Если все в партии поддержали Байменова, то кого он предал?"

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
То, что сегодня происходит на политическом поле Казахстана, вызывает нешуточный интерес у потенциальных избирателей.
Бурихан Нурмухамедов: "Если все в партии поддержали Байменова, то кого он предал?"

То, что сегодня происходит на политическом поле Казахстана, вызывает нешуточный интерес у потенциальных избирателей. Поступок Алихана Байменова осудили практически все - и те, кто имел на это моральное право, и те, кто этого права не имел. О дальнейшей судьбе партии "Ак жол" мы поговорили с давним соратником бывшего ее лидера Буриханом Нурмухамедовым.

- На съезде Байменов дал понять, что переговоры с "Атамекеном" шли достаточно давно. Он сам начал переговоры с бизнесменами?

- Начнем с того, что еще в декабре прошлого года мы провели заседание президиума ЦС. На нем мы обсуждали ситуацию внутри партии, говорили, кстати, и о том, какими должны быть принципы формирования партийного списка и т.д. И тогда же состоялось обсуждение вопроса о том, что нужно вести переговоры с различными общественными, политическими силами, государственными структурами по поводу поиска путей выхода партии из нынешней ситуации и создания неких благоприятных условий для ее деятельности.

- Пути выхода из чего?

- Для реализации наших целей, для полноценной работы региональных партийных организаций у нас не было в достаточной степени ресурсов - финансовых, кадровых, материальных. Но дело не только в этом. Нам нужны были новые люди, новые идеи. Необходимо было ставить новые цели, новые задачи, использовать современные политические технологии. Все это стояло в повестке дня партии. Кстати, уже тогда несколько предпринимателей вступили в партию и сообщили о намерении поддерживать партию различными ресурсами.

В контексте решений декабрьского (2010 г.) заседания президиума Центрального совета (ЦС) мы обозначили и позицию проведению референдума и проведения внеочередных президентских выборов в Казахстане.

Что касается переговоров с предпринимателями, в том числе входящими в НЭП "Атамекен", то могу сказать, что они шли несколько месяцев. Однако к конкретным результатам эти переговоры привели где-то в конце мая-начале июня. В это время Алихан Байменов выступил с обращением к однопартийцам, в котором говорил, что нужны перемены и что надо быть готовыми к этим переменам. Это обращение в начале июня было доведено практически до всех членов ЦС, руководителей филиалов.

Согласно уставу партии раз в четыре года должен созываться съезд. Предыдущий съезд мы провели накануне парламентских выборов в начале июля 2007-го. То есть, грубо говоря, в июле текущего года мы должны были созвать очередной, восьмой, съезд. Процесс вхождения предпринимателей в партию "Ак жол" пошел более интенсивно. Они были участниками региональных собраний и конференций, и, кроме того, часть их была избрана делегатами на съезд партии.

- Были ли какие-то указания сверху по поводу "Атамекена"?

- По результатам договоренностей между руководством партии и руководством предпринимательских структур руководителям филиалов были даны рекомендации о налаживании контактов с предпринимателями в регионах. Решения мы принимали самостоятельно, после обсуждений. По крайней мере, это то, что знаю я.

- Сейчас многие называют Байменова предателем...

- Те, кто ставит вопрос подобным образом, на самом деле, во-первых, не имеют морального права так говорить. Во-вторых, разговоры о том, что предприниматели придут в "Ак жол", возникли не сейчас. Все об этом знали - руководители филиалов, президиум, члены ЦС, делегаты съезда. Накануне съезда состоялось расширенное заседание президиума ЦС, где еще раз было дано разъяснение ситуации. Практически все присутствующие, несмотря на имеющиеся сложности, в целом поддержали руководство партии. Таким образом, решение Алихана было поддержано, поэтому возникает вопрос: а кого он предал, если все его поддержали?

- Может быть, речь идет об электорате?

- Судя по поступающим от наших сторонников и партийцев отзывам, наш электорат воспринял назначение лидера партии председателем Агентства по делам государственной службы как очень и очень позитивный факт. Это является признанием как партии в целом, так и самого Алихана Байменова. Кстати, это случилось впервые за семь лет после того, как государственную должность (министра информации) получил Алтынбек Сарсенбаев. И я думаю, что это не последний такой шаг.

- Как вы относитесь к высказываниям ваших бывших соратников по "Ак жолу"?

- Надо понимать одно: у нас был в свое время кризис, связанный с тем, что внутри одной партии были две позиции, две линии по поводу ее деятельности, стратегии и тактики. Мы знаем из зарубежного опыта и из истории, что в таких случаях в рамках самой партии появляется разделение на большинство и меньшинство (вспомните партию РСДРП в начале XX-го века). Со временем меньшинство может стать большинством, а предыдущий лидер оказаться в меньшинстве. Но все это имеет место, если конкурирующие стороны остаются в одной партии. Если, скажем, Ангела Меркель в своей партии уступит первенство другому лидеру, она тем не менее остается в партии и в перспективе может вернуться на позиции лидера.

Нужно также понимать, что если внутри партии происходят разногласия, и какая-то часть актива постоянно будет уходить, то политической партии никогда не будет. Так вот эта часть, о которой мы сейчас говорим, в свое время просто ушла. Раз она ушла, не остается внутри партии, то какие могут быть обиды? Как можно поднимать все эти вопросы? Если ты остаешься в партии и говоришь об этом - это другое дело. А так получается, что люди, которые уже не связывают себя с партией, начинают вспоминать старые обиды. Но ведь простым гражданам до всех этих обид дела нет. Их интересуют насущные проблемы - экономические, социальные, бытовые и т.д. Их интересует, какие конкретные решения предлагает партия, а не то, что, условно говоря, "Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем".

- Насколько справедливы и близки к реальности разговоры о том, что раз уж Азат Перуашев возглавил "Ак жол", значит, высока вероятность того, что вы пройдете в парламент? На съезде вы сказали, что вы будете участвовать в выборах…

- Да, сегодня мы настроены на участие в предстоящих парламентских выборах и в выборах депутатов маслихатов. И связано это, прежде всего, с тем, что существенно изменилась ситуация. Назначение А.Байменова руководителем Агентства РК по делам государственной службы означает, что идет процесс признания партии "Ак жол". То есть мы теперь тоже должны активно участвовать в политических процессах - и, прежде всего, в выборах. Это первое. Во-вторых, если партия на парламентских выборах 2007 года получила поддержку более 7% избирателей, то с приходом людей, имеющих серьезный потенциал и здоровые политические амбиции, есть возможность набрать больше голосов. Другими словами, мы должны ставить более высокую планку для получения большей поддержки избирателей. Поэтому, исходя из того, что мы еще в 2004-м получили 25%, в 2007-м - 7%, теперь мы должны получить не менее 20% голосов. Почему не 30 или 40 процентов? Потому что надо быть прагматиками и реалистами.

- Только ли в деньгах нуждался "Ак жол" до прихода бизнесменов?

- Как известно, любой партии нужны ресурсы - кадровые, организационные, финансовые, масс-медийные. Если в партию вступают, предположим, бизнесмены, на предприятиях которых работают по нескольку сотен человек, то это очень хорошие, прежде всего, людские, кадровые ресурсы. Так что, наверное, деньги - не самое главное. Главное - это граждане, это люди, болеющие душой за будущее страны.

- Людмила Жуланова, выступая на съезде, в принципе дала понять, что уходит вместе с Алиханом. Так ли это? Не собираетесь ли и вы покинуть партию? Да и вообще, не побегут ли из "Ак жола" люди?

- Так вопрос для нас не стоял и не стоит. Для нас очень важно и ценно то, что мы находимся в партии "Ак жол". Я считаю, что есть ответственность, которую мы должны чувствовать и нести ее. И Людмила Аркадьевна, и я, и многие наши соратники продолжаем работать в партии. Главная задача для нас сегодня заключается в том, чтобы с приходом новых людей установилось взаимопонимание, сближение наших ценностей, целей и интересов. Я думаю, что в этом процессе всем нам надо быть вместе. Так что пока вопрос об уходе не стоит. Ведь мы самодостаточные люди.

- По словам Булата Абилова, Байменов якобы хотел, чтобы вы стали его преемником…

- Об этом речи не было. Я думаю, что это, в общем-то, понятные с человеческой точки зрения эмоции. Надо правильно оценивать ситуацию и свой личностный потенциал.

- Изменилось ли за последние пять-шесть лет отношение людей к "Ак жолу"? То есть раньше это была радикально оппозиционная партия. А сейчас вроде как провластная...

- Наша партия никогда не была радикально оппозиционной. Она была и остается оппозиционной, поскольку не участвует в формировании правительства и не проводит социально-экономическую политику в стране. Как конструктивная политическая сила мы предлагали свое видение решения имеющихся проблем, свои программы и предложения. Многие наши предложения нашли отражение в государственных решениях.

Что касается оппозиционности. Мы всегда учитывали психологию среднестатистического казахстанца, или казаха, который, по большому счету, не приемлет радикализм. Для казахов ценность независимости и национальной государственности очень высока. Она была выстрадана не одним поколением. И многие наши граждане хорошо понимают, что движение по пути радикализма может привести к потере фундаментальных достижений. Конечно, есть серьезные проблемы и трудности - это и бедность, и безработица, и массовая коррупция чиновников, и многое другое. Но решать их надо путем диалога и конструктивизма. Наши люди ценят также стабильность, которой нет у наших соседей.

- Но это ведь некорректно - сравнивать?

- Но население ведь сравнивает! В целом уровень социальных притязаний населения качественно невысок, скажем так. Поэтому, исходя из этого, наша партия была оппозиционной, но радикально оппозиционной не была. Она, безусловно, изменилась за последние пять лет. Думаю, изменится и сейчас. Мы будем ставить и социально-экономические, и политические вопросы, а также защищать интересы предпринимателей. Я думаю, здесь должно произойти гармоничное сочетание всех этих ценностей, интересов.

- Но достаточно странно одновременно защищать оралманов и бизнесменов.

- В чем заключалась ключевая роль буржуазии в буржуазных революциях XVIII-XIX веков? Безусловно, они преследовали в первую очередь свои экономические интересы. Но ведь они не могли их достичь, не сделав социальную революцию. То есть они привнесли такие ценности, как свобода, равенство и т.д.

Если предприниматели хотят поставить свои вопросы в политическом плане, они не смогут не поставить вопрос о том, что нужно больше свободы, больше либерализма. Они должны добиваться, чтобы свобода была у каждого гражданина, чтобы административный пресс не давил на всех граждан, а не только на предпринимателей. Это невозможно представить - ослабить пресс на предпринимателя и в то же время оставить его жестким для простых граждан.

Предприниматели - это, прежде всего, граждане своей страны. Они не могут ставить только узкие, специфичные вопросы по защите только своих интересов - это они могли бы с успехом делать в рамках профессио-нальных ассоциаций, скажем, в рамках того же союза "Атамекен". Но если мы вместе с ними выходим на политический уровень, то, безусловно, мы должны дать ответы и на все общественно-политические вопросы. И по ситуации в западных областях, и по проблемам оралманов, и по вопросам безработицы и т.д. - без этого никак нельзя.

Игорь ХЕН

http://www.camonitor.com/index.php?module=news&nid=952

Теги: Казахстан

Поделиться: