Россия, Москва

info@ia-centr.ru

ШОС: точки роста.

14.07.2011

Автор:

Теги:

Аналитичекий доклад

Преамбула

Шанхайская организация сотрудничества, созданная в 2001 году,является региональной международной организацией, включающей в свой составшесть государств: Россию, КНР, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан.

Возникновение ШОС на политической арене стало следствием процессоврегионального и общемирового развития в период после распада СССР и былообусловлено комплексом исторических и политико-экономических причин, средикоторых:

·        кардинальные геополитические измененияпосле распада биполярной системы международных отношений, что привело, с однойстороны, к включению евразийского пространства в зону влияния ведущих мировыхдержав с целью заполнения образовавшегося в Центральной Азии «вакуума», сдругой стороны, поставило перед государствами – будущими членами ШОС проблемупоиска оптимальных путей вхождения в международную политическую и экономическуюсистемы;

·        необходимость выработки новой моделивзаимоотношений между Россией, Китаем и получившими независимость государствамиЦентрально-Азиатского региона, которые стали отдельными и самостоятельнымисубъектами современной системы международных отношений;

·        географическая и историческая близостьгосударств, вошедших в состав организации;

·        поиск эффективных механизмов региональнойинтеграции;

·        трансграничный характер общих вызовов и угрозбезопасности.

Многими государственными деятелями, политиками и экспертами (нетолько российскими) отмечается евразийская сущность ШОС. Глава ПравительстваРоссии В.В.Путин характеризует ШОС как «значимый элемент стабильности наобширном евразийском пространстве». В свою очередь президент КазахстанаН.А.Назарбаев отводит ШОС особую роль и определяет ее как одну из трехсоставляющих будущего евразийства в контексте реализации идеи единстваЕвразийского сообщества. По мнению казахстанского лидера, по содержанию своейдеятельности и принципам организации ШОС вполне может стать ядром, основой,своего рода моделью формирования Евразийской системы комплексного обеспечениябезопасности, сотрудничества и развития.

Как отметил казахстанский лидер Нурсултан Назарбаев, «уникальностьШОС заключается и в ее умении использовать политико-дипломатические методырешения международных проблем. Именно мягкая, умная сила, взвешенный ипошаговый подход к реализации поставленных целей лежит в основепривлекательности Организации», что делает ШОС мощным центром притяжения длявсех стран и народов, стремящихся к равноправному и взаимовыгодному диалогу.

В 2011 году исполнилось ровно 10 лет с момента образованияШанхайской организации сотрудничества. За этот период ШОС накоплен мощныйпотенциал в финансово-экономической, научно-технологической,военно-промышленной и социальной сфере. В ШОС проживает более 1,5 млрд.человек, ее территория занимает 60% Евразии. На долю стран Шанхайскойорганизации приходится не менее 25% мировых запасов нефти, 30% мировых запасовгаза и 50% разведанных запасов урана.

Фактор неограниченных геополитических возможностей необходимоучитывать при формировании стратегии развития Организации. Однако также следуетпонимать, что эффективность Шанхайской организации ограничена рядом «проблемныхзон» в ее деятельности.

 


 

Часть 1. ШОС на современном этапе

В настоящее время ШОС – успешная, динамично развивающаясяинтеграционная структура. За годы своего существования эта Организацияприобрела существенные позиции в обеспечении безопасности в Евразийскомрегионе, превратилась во влиятельного и авторитетного участника мировыхпроцессов.

В значительной степени успех организации определяет заложенный воснову ее деятельности цивилизационный принцип, так называемый шанхайскийдух,  подразумевающий «взаимноедоверие, взаимную выгоду, равенство, взаимные консультации, уважениемногообразия культур, стремление к совместному развитию».

Эти понятия, согласно «Декларации пятилетия Шанхайской организациисотрудничества», составляют концепцию «новой модели безопасности», суть которойв неконфронтационном развитии межгосударственных отношений.

Один из главных признаков интеграции внутри ШОС – становлениепостоянных механизмов многостороннего сотрудничества Организации, средикоторых: совещания министров, семи специальных рабочих групп, Форума ШОС,Делового Совета и Межбанковского объединения.

На современном этапе ШОС – та региональная структура, значениекоторой в мировых процессах поступательно возрастает.

«Феномен ШОС» базируется на нескольких факторах.

Во-первых, это совместное участие в ней двух мощных держав –России иКитая. А на сегодняшний день можно говорить и еще об одном ключевом игрокеОрганизации – Казахстане, постепенно обретающем важную роль не только врегиональных, но и в международных процессах.

Во-вторых, огромный потенциал воздействия на геополитическиепроцессы через влиятельные страны-партнеры и страны-наблюдатели, выстроившиесяв очередь на вступление в организацию.

В-третьих, максимально возможное влияние Шанхайской организации вЦентральной Азии и соседних регионах, имеющих высокое геостратегическоезначение.

Учитывая политический вес, позволяющий продвигать самостоятельнуюпозицию в отношении Центрально-Азиатского региона, а также значительную военнуюсоставляющую в деятельности Организации, ШОС часто называют антиамериканскойструктурой, некой «анти-НАТО».

Подобные определения начали активно распространяться после СаммитаШОС 2005 года, когда участниками организации был поставлен вопрос о срокахпребывания американских военных баз на территории Центральной Азии. Этот шагпродемонстрировал возросший потенциал организации, готовность государств ШОСактивно влиять на ситуацию в «зоне своей ответственности», которой и являетсяЦентрально-Азиатский регион. Однако ШОС не ставит перед собой задачу статьантиподом НАТО. Каждая из стран – членов Организации имеет обширные партнерскиесвязи с Вашингтоном, отказываться от которых не намерена. Более того, можноговорить об использовании ими факта своего участия в ШОС как инструментаупрочения позиций в отношениях с США.

И участники, и страны-наблюдатели следуют определенной Хартией ШОСзадачи совместного противодействия «трем злам» – терроризму, сепаратизму иэкстремизму во всех их проявлениях. Деятельность ШОС направлена на созданиеблагоприятного политического климата в регионе, способствующего успешномуполитическому и экономическому развитию государств – членов организации.

Интеграция в рамках ШОС постепенно приобретает многоплановыйхарактер. На современном этапе основная деятельность ШОС сосредоточена в трехключевых направлениях: безопасность, экономика, гуманитарная сфера.

В настоящее время Шанхайская организация находится наканунеожидаемого расширения, которое может стать переломным моментом в интеграционныхпроцессах внутри ШОС. Согласно Хартии и всем уставным документам ШОС,организация носит открытый характер.  Однако на сегодняшний день вШанхайской организации действует мораторий на вступление новых членов, которыйуполномоченными лицами объясняется необходимостью совершенствованиязаконодательной базы и разработки механизмов расширения организации. Представляется,что официальная позиция по этому вопросу вряд ли отражает действительныенастроения внутри ШОС и осторожность членов «шанхайской пятерки» в вопросерасширения состава участников объединения, по-видимому, обусловлена и причинамидругого характера. В первую очередь задача ШОС – «сохраниться при любом составенациональных правительств».

Проблема расширения ШОС связана с целым рядом и других актуальныхдля Шанхайской организации вопросов, прежде всего задачей ее реформирования.Большой комплекс задач и приоритетов дальнейшего развития ШОС стал центральнойтемой председательства Казахстана в Организации в 2010–2011году.


 

Часть 2. Проблемы развития ШОС

Шанхайская организация сотрудничества является уникальным примероминтеграционного образования на постсоветском пространстве, не предполагающимналичия государства-лидера в своем составе и построенном по схеме такназываемой кооперационной безопасности. В этом обстоятельстве кроются какпреимущества Организации, так и риски для ее функционирования. Для дальнейшегоуспешного развития Шанхайской организации сотрудничества необходимо решить рядсущественных проблем:

1.    Неопределенностьдальнейших ориентиров развития Организации.

2.    Отсутствиепрактических дел.

3.    Способностьколлективной реакции на чрезвычайные ситуации.

4.    Отсутствиесогласованной стратегии по расширению ШОС.

Основная проблема Шанхайской организации обусловлена различнымитрактовками приоритетов, стоящих перед ней, ШОС не удалось добитьсячеткого и единого для всех государств-участников понимания собственного курсаразвития.  

 Эксперты отмечают, чтопроблема «трех зол», сплотившая шесть государств в 2001 г., в значительной мереутратила свою актуальность. Ощущая потребность ШОС в самоопределении, каждая изстран – участниц организации, особенно крупные игроки – Россия  и Китай,по-разному представляют себе будущее «Шанхайской шестерки».

Так, Россия склоняется к формированию модели ШОС по типу«азиатской НАТО», где политическая составляющая и проблемы безопасности будутпревалировать над экономическим сектором. Китай же заинтересован в развитииэкономического сотрудничества, что позволит ему при помощи механизмов ШОС реализовать долгосрочную стратегию в Центральной Азии и форсироватьэкономическую интеграцию в регионе под собственной эгидой.

Ситуацию еще более обостряет вопрос принятия новых членов всостав Шанхайской организации.

В последние годы желание стать полноправными членами ШОС высказывалиочень мощные государства, но в то же время обремененные сложными проблемами инепростой международной репутацией.

Так, например, Иран стремится за ШОС укрыться от давления США.Однако с осени 2009 года тема иранского членства ушла на второй план послезаявления Москвы о том, что войти в ШОС могут только страны, не находящиеся подсанкциями ООН по вопросам безопасности.

Пакистан, участие которого в ШОС могло бы позитивным образомсказаться на решении проблемы религиозного экстремизма в регионе,  несможет стать  ведущим игроком в Центральной Азии. Данное утверждениеосновано на том, что Исламабад не обладает  финансовыми и материальнымиресурсами для поддержания развития энергетической отрасли стран ШОС. Негативнымобразом на возможности участия Пакистана в ШОС влияет и отсутствие у Пакистанаобщих границ со странами Центральной Азии. Их от Пакистана отделяет территория вечно неспокойного Афганистана, что делает затруднительным использованиеПакистана в маршруте  экспорта нефти и газа из центральноазиатскихстран  на внешние рынки. Важным аргументом против вступления Пакистана всостав ШОС является и позиция России, традиционно не воспринимающей Пакистанкак друга.  Формирование подобного восприятия Пакистана относится,по-видимому, ко времени советско-афганского конфликта, когда Исламабад оказывалподдержку моджахедам. И  несмотря на то, что сейчас отношения междуРоссией и Пакистаном формально нормализованы, Москва видит в Исламабаде скореесоюзника Китая.

 Большие возможности стать членом Шанхайской организации имелаИндия, государство, с быстро растущей экономикой и обладающее огромныммеждународным авторитетом. Однако если Пакистан считается другом Китая, тоИндия традиционно воспринимается как ближайший союзник России. Это во многомсубъективное восприятие является одним из основных поводов невозможностивступления в ШОС Индии и Пакистана по отдельности – для сохранения баланса сил внутри организации нужно либо сохранить статус-кво, при котором ниРоссия, ни Китай не обладают определяющим весом в ШОС, либо принять в ШОС иПакистан, и Индию. Но о совместном участии в Шанхайской организации двухрегиональных конкурентов речь пока не идет.

Таким образом, принятие в ШОС той или иной страны-претендентаможет  усугубить внутренние противоречия,существующие между членами организации. На данном этапе передорганизацией по-прежнему остро стоит проблема самоопределения, нахожденияориентира дальнейшего развития.

Последний саммит ШОС в Астане показал, что еще одним острым вопросомрасширения организации является вопрос о статусе Афганистана. Кабулстремится попасть в ШОС хотя бы в качестве наблюдателя. В условиях, когдаадминистрация Хамида Карзая активно перенимает у американцев функцииуправления, ШОС не может оставаться в стороне от процесса определениябудущего афганского государства.

Очевидно, что в перспективе после вхождения в ШОС таких мощныхигроков, как Индия, Пакистан или тем более Афганистан, внутренних противоречийотносительно повестки дня для Организации станет значительно больше. Поэтому актуальнойзадачей для государств членов Организации выступает поиск балансаинтересов участников ШОС уже на современном этапе функционированияинтеграционной структуры.

Другой серьезной проблемой на пути успешного развития Шанхайскойорганизации является отсутствие конкретных действенных проектов внутри ШОС.Несмотря на широкий спектр направлений деятельности «Шанхайской шестерки», большинствоиз принимаемых решений остаются на уровне деклараций, не обретя практическоговоплощения.

Более того, за последние несколько лет в рамках Шанхайскойорганизации сотрудничества стартовал ряд проектов, которые охватывают оченьширокий спектр проблем – образовательных, экономических, политических, проблембезопасности. Такой огромный комплекс решаемых проблем, который начинаетреализовываться структурами ШОС, создает определенную внутреннюю аморфность,организационную рыхлость.

Естественным следствием обозначенных проблем является недостаточнаяспособность Шанхайской организации формировать эффективные ответы на угрозы ивызовы XXI столетия. Вэтом контексте показательны события в Кыргызстане мая–июня 2010 года, дляпротиводействия которым ШОС оказалась неспособна принять действенноеколлективное решение.

Важным, принципиальным вопросом, который в настоящее время стоитперед Шанхайской организацией, является вопрос о том, какое место будетиграть ШОС в системе новых геополитических реалий. И России, и Китаю, ицентральноазиатским странам очевидно, что эта роль должна быть болеединамичной, более ответственной. В перспективе без внутреннегореформирования занять подобающее место в системе новой коллективнойбезопасности как на региональном, так и на более широком уровне Шанхайскаяорганизация вряд ли сумеет. На новые вызовы времени нужно дать адекватныйответ.

Только в случае успешного разрешения обозначенных проблем ШОСсможет  успешно функционировать в рамках стоящих перед ней целей и задач.


 

Часть 3. Председательство Казахстана в ШОС и потенциал развитияинтеграционной структуры

В июне 2010 года Казахстан принял на себя обязанности председателяШанхайской организации. Несмотря на то, что в этот период Астана выполнялаважнейшую миссию по организации и проведению саммита ОБСЕ, Казахстан не толькоответственно подошел к своему председательству в ШОС, но и приложилмаксимальные усилия для сбалансированного развития всех направленийдеятельности организации в сфере безопасности, экономического икультурно-гуманитарного сотрудничества.

Он инициировал разработку и принятие Плана действий ШОС на 2010-2011годы, который охватил приоритеты деятельности ШОС на период председательстваКазахстана. Астана сконцентрировала свои усилия на укреплении самой ШОС, атакже единства ее государств-членов. Результатом стало успешное проведениесаммита ШОС в Астане 15 июня 2011 года.

Юбилейный год – подходящий момент для позитивных новаций, тем болеечто все участники «шанхайского диалога» в той или иной мере осознают ихнеобходимость.

В этом отношении достаточно интересны предложения, озвученныепрезидентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Его подход подразумевает нетолько вполне логичное внутреннее реформирование ШОС, которая испытываетопределенные проблемы с переводом успешных двусторонних контактов в форматмногостороннего сотрудничества, но и вписывание ШОС во всеобъемлющую модельновой евро-азиатской архитектуры безопасности.

Концепция включения ШОС в пространство глобальной безопасностивместе с ОДКБ, ОБСЕ, другими евро-азиатскими организациями была изложенаНазарбаевым на саммите ОБСЕ в Астане в декабре 2010 года.

Стратегия объединения усилий получила поддержку всех стран-участницв Итоговой декларации саммита ШОС, подписанной 15 июня. И теперь настал моментдля того, чтобы перевести эти предложения в плоскость практических решений поцелому ряду направлений деятельности ШОС. Развитие подобных механизмовположительно скажется на внутреннем структурировании самой ШОС.

Приоритетными направлениями реформирования Шанхайской организацииявляются: сфера безопасности; экономические проекты, обновление внутреннейструктуры ШОС.

При этом необходимо учитывать, что динамично набирающая силу Шанхайскаяорганизация значительно отличается от других региональных интеграционныхструктур. Поэтому траектория ее развития будет объективно иной, нежелимодели Евросоюза или, например, АСЕАН.

Безопасность

Важнейшим приоритетом Казахстана на посту председателя ШОС в2010–2011 году стало укрепление региональной и глобальной безопасности,неслучайно девиз казахстанского председательства был сформулирован как «10 летпо пути безопасности и сотрудничества».

Военно-политический аспект традиционно является одной из основныхсоставляющих деятельности Шанхайской организации. Однако, как неоднократноподчеркивали члены Организации, взаимодействие стран ШОС направлено непротив третьих стран, а прежде всего на достижение уставных целей и задачнесиловым путем.

Таким образом, не являясь военным союзом и не имея агрессивныхустремлений в отношении других государств, страны ШОС следуют пути осмысленияглобальных процессов современности и нахождения оптимальных стратегийпреодоления новых угроз безопасности.

Военно-политический потенциал ШОС реализуется через организацию ипроведение коллективных учений, совместное использование военных баз,военно-техническое сотрудничество. В период казахстанского председательствасостоялись антитеррористические военные учения «Мирная миссия – 2010»,проведены совещания секретарей советов безопасности, министров иностранных дел,обороны и внутренних дел стран – участниц ШОС.

Большое внимание в рамках казахстанского председательства в ШОС былоуделено решению проблемы афганского урегулирования.

Почти десять лет назад Соединенные Штаты начали реализацию вАфганистане миротворческой операции «Несокрушимая свобода». Вплоть донастоящего времени большой международный контингент во главе с силами НАТОнаправляет свои усилия на стабилизацию ситуации внутри Афганистана, внедрениедемократических стандартов государственного управления. Однако реальныйпрогресс в решении поставленных задач до сих пор так и не достигнут.

 Ситуация в Афганистанеостается главным дестабилизирующим фактором в регионе. Афганистан по-прежнемуявляется основным производителем и поставщиком наркотических веществ в мире.

Государства – члены ШОС осознают, что безопасность, успешноепосткризисное урегулирование в этой стране – залог мира и стабильности для всейЦентральной Азии.

Шанхайская организация не вовлечена напрямую в военные действия вАфганистане. ШОС оказывает транспортно-логистическую и военно-техническуюподдержку силам международной коалиции. С другой стороны, государства – членыОрганизации в целях содействия постконфликтному восстановлению реализуют рядсоциально-инфраструктурных и гуманитарных проектов. Как отметил президентКазахстана Н.А. Назарбаев в одной из недавних статей, «не исключено, что именнонашей Организации придется взять на себя бремя многих проблем, которые могутиметь место в Афганистане после вывода войск международной коалиции из этойстраны в 2014 году».

Представляется, что визит Дмитрия Медведева в Ташкент в преддвериисаммита ШОС 15 июня дал свои результаты в направлении участия в ШОС в афганскомурегулировании. Очевидно, что страны ШОС, и в их числе Узбекистан, которыйкакое-то время дистанцировался от реального практического участия вдеятельности Шанхайской организации, все-таки нашли общие подходы к решениюназревшей афганской проблемы и к перспективам сближения ШОС и Афганистана ворганизационном плане, участия его в качестве наблюдателя, а в перспективе –полноправного члена организации.

Более того, можно предположить, что ситуация в Афганистане можетстать сюжетом, по которому Вашингтон, Москва и Пекин найдут точкисоприкосновения.

Однако не только ситуация в Афганистане, но и другие региональныеконфликты являются серьезным вызовом для Шанхайской организации. Значительноедестабилизирующее влияние на ситуацию в зоне ответственности ШОС оказали такназываемые цветные революции на постсоветском пространстве середины нулевыхгодов, а также вооруженные столкновения, потрясшие Арабский Восток весной 2011года. 

Наиболее серьезным испытанием для ШОС, выпавшим на времяказахстанского председательства, стали события в Кыргызстане. Шанхайскаяорганизация предоставила Кыргызстану крупномасштабную финансовую,материально-техническую и гуманитарную помощь общим объемом более 50 млн.долларов. Однако странам ШОС не удалось предложить согласованную стратегиюдействий для преодоления кризисной ситуации в этой стране.

Примечательно, что страны Шанхайской организации осознают этупроблему. Так, во время Саммита 15 июня Нурсултан Назарбаев заявил: «Надопринимать превентивные меры в потенциальных горячих точках в зонеответственности ШОС. Мы наблюдали конфликты и перевороты в соседнемКыргызстане, и ничего наша организация не могла предпринять». То есть ШОСнеобходимо создать механизм предотвращения событий, подобных ситуации 2010 годав Киргизии. Важным шагом на пути к достижению этой цели может статьинициированная Казахстаном идея о создании совещания по урегулированиютерриториальных и региональных конфликтов.

В целом актуальной задачей дальнейшего успешного развитияОрганизации представляется формулирование четкого видения системыбезопасности Центрально-Азиатского региона, достижение согласованнойпозиции в отношении общих для стран ШОС вызовов современности.

Важнейшей угрозой для региональной и глобальной безопасности,безусловно, является распространение наркотических средств,большая часть которых имеет афганское происхождение. В период казахстанскогопредседательства было завершено формирование трехуровневого механизмавзаимодействия по вопросам борьбы с наркотической угрозой в рамках ШОС, а такжесоздана Антинаркотическая стратегия государств членов ШОС на 20112016годы. Кроме того, в рамках казахстанского председательствования былиподписаны Протокол о взаимопонимании между РАТС ШОС и Центральноазиатскиминформационным координационным центром по борьбе с незаконным оборотомнаркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Меморандум овзаимопонимании ШОС с Управлением ООН по наркотикам и преступности.

В целях реализации уставных целей и задач ШОС, интеграционнаяструктура активизирует деятельность по борьбе с «тремя злами». Посколькуглавной общей проблемой для всех стран ШОС остается прежде всего терроризм,этому вопросу члены организации уделяют особое внимание. Противодействиемировому терроризму через борьбу с радикальными движениями в Центральной Азиипродвигает военно-стабилизирующую миссию Шанхайской организации.

По словам президента Казахстана, именно страны ШОС находятся напервом плане борьбы с религиозным радикализмом, порождающим терроризм.Казахстанский лидер также справедливо отмечает, что в новых геополитическихусловиях возрастают риски, связанные с возможным попаданием ядерного оружия идругих видов ОМУ в руки международных террористов. Эта ощутимая угроза вновьактуализирует необходимость подписания Протокола к Договору о создании зоны,свободной от ядерного оружия в Центральной Азии.

С целью повышения эффективности ШОС в реализацииантитеррористической миссии, Казахстан на правах страны – председателяОрганизации инициировал подписание Соглашения о сотрудничестве в борьбе снелегальной миграцией. Этот документ должен содействовать перекрытию каналовпроникновения лиц, причастных к террористической деятельности, незаконномуобороту наркотиков и других видов преступлений.

Большую роль в осуществлении антитеррористической деятельности ШОСиграют регулярные совместные учения, организуемые странами – членамиОрганизации. Во время учений «Мирная миссия – 2010», проводившихся натерритории Казахстана, была успешно смоделирована ситуация уничтожения группбоевиков и отработаны конкретные механизмы борьбы с бандформированиями.Несмотря на то, что учебные мероприятия прошли в целом успешно, своего решениятак и не получили ряд проблем, связанных с их проведением. Так, актуальнымостается вопрос о правовом сопровождении и координации антитеррористическихмероприятий за пределами национальных границ стран ШОС. Тем более чтоподобного опыта совместный военный контингент стран Шанхайской организациипрактически не имеет.

Мир стремительно меняется, и вместе с ним меняется повестка дняглобальной безопасности. Помимо борьбы с «тремя злами», ШОС приходится искатьответы на совершенно новые угрозы, формирующиеся на наших глазах. В частности,страны ШОС должны активизировать усилия по решению проблемыинформационной безопасности. Опыт ШОС в этой сфере мог бысоставить базу для формирования эффективной системы информационной безопасностив глобальном формате.

В этом контексте большой интерес представляет выдвинутое НурсултаномНазарбаевым на саммите ШОС предложение о формировании системы «сетевойбезопасности», введение в международное право новых понятий: «электронныеграницы», «электронный суверенитет». Решение этой задачи, по мнению президентаКазахстана, может быть осуществлено через создание специального органа ШОС,выполняющего функции киберпола.

Еще одной «новой угрозой» для Центрально-Азиатского регионавыступает водно-продовольственная проблема, которая напрямую связанас  темой продовольственного кризиса,стоящей на повестке дня мировой общественности. В связи с этимактуальность приобретает создание водно-продовольственного комитета ШОС,одной из важных функций которого станет урегулирование водных споров, потипу того, который не первый год осложняет отношения между Таджикистаном иУзбекистаном.

Успешное достижение всех обозначенных целей ограничено недостаточнымуровнем взаимного доверия, существующим между странами-участницами.

Между тем регион, входящий в зону ответственности ШОС, по рядупричин социокультурного, экономического, исторического характера являетсяпотенциально взрывоопасным. В условиях динамичных перемен на международнойарене Шанхайская организация начинает руководствоваться в своей деятельности новойконцепцией безопасности. Традиционная модель безопасности, предполагавшаярешение проблем в военно-дипломатическом ключе, постепенно устаревает.

Новая концепция безопасности основывается на том, что вглобализирующемся мире безопасность одного государства неразрывно связана сбезопасностью не только соседних стран, но и всего мира. Эта модельподчеркивает взаимообусловленность состояния безопасности в разных странах, чтоявляется дополнительным доводом в пользу необходимости выработки общих,коллективных решений для формулирования адекватных ответов на современныевызовы и риски.

Экономика и энергетическая сфера

Главным противоречием внутреннего развития ШОС выступаетнеопределенность приоритетов деятельности этой интеграционной структуры. До сихпор не решен вопрос о том, какое направление деятельности должно игратьопределяющую роль в функционировании ШОС: военно-политическое сотрудничествоили торгово-экономические связи?

Необходимо признать, что несбалансированность внутренней системыориентиров ШОС существенно затрудняет развитие обоих направлений деятельностиорганизации.

Так, по общей оценке участников организации, экономическоесотрудничество остается слабым звеном деятельности ШОС. Нурсултан Назарбаевв статье, посвященной деятельности ШОС, очень точно обозначил проблемные точкиразвития экономической составляющей деятельности организации: «многочисленныепрограммы и планы не реализуются в полном объеме, не приносят должной отдачи инуждаются в тщательной ревизии. Сохраняется значительный разрыв между экономическимпотенциалом ШОС и его практической реализацией».

Серьезной проблемой остается превалирование двустороннегосотрудничества над многосторонними форматами взаимодействия. По мнениюказахстанского лидера, «именно интенсификация многостороннего экономическоговзаимодействия должна стать главной стратегической задачей грядущегодесятилетия деятельности ШОС. И в этом деле особую роль призваны сыграть такиеструктуры Организации, как Деловой совет и Межбанковское объединение».

Шанхайской организации необходимо придать новое дыхание по такимприоритетным направлениям многостороннего сотрудничества, какторгово-экономическая сфера, финансовая и инвестиционная деятельность,энергетическое взаимодействие. Актуальными в этом контексте представляютсяследующие задачи:

·        существенно расширить взаимный товарооборот;

·        создать новые рынки;

·        придать новый импульс региональному развитию;

·        диверсифицировать на паритетных условияхтранспортные коридоры между Европой и Азией.

Необходимость реализации совместных многосторонних проектов в рамкахШОС напрямую связана с вопросом финансового обеспечения этих проектов. Дляосуществления этой задачи можно привлекать и межбанковское объединение, иделовой совет ШОС, и бизнес-сообщества всех государств-участников. Однако длятехнико-экономической проработки крупных проектов необходимо создать специальныйсчет Организации. Этот счет, по словам руководителя Делового совета ШОСДмитрия Мезенцева, должен стать «подушкой ликвидности для проектов, которыеимеют большой интеграционный потенциал»: средства с него должны идти наразработку ТЭО этих проектов, после чего будет приниматься окончательноеинвестиционное решение.

Между тем создание специального счета связано с более масштабнойзадачей – формированием общего фонда для финансирования проектов в рамкахШОС (Банка развития ШОС).

Тем не менее до настоящего времени не существует согласованнойконцепции создания такого органа. В этом вопросе сталкиваются интересыМосквы и Пекина. Китай отстаивает идею формирования отдельной структуры, вто время как Россия предлагает наделить этими функциями действующий в рамкахЕврАзЭС Евразийский банк развития (ЕАБР). Основная доля в ЕАБР принадлежитРоссии и Казахстану, Таджикистан и Киргизия являются его рядовыми участниками.Таким образом, для создания Банка развития ШОС остается только, чтобы Китай иУзбекистан вошли в состав ЕАБР. 

Но в настоящее время концепция Банка развития ШОС остаетсязадачей дальнейших переговоров и согласований.

Еще одним препятствием для практического воплощения  экономических проектов выступает разныйуровень экономического развития стран ШОС.

В этих условиях успешная экономическая интеграция внутри Шанхайскойорганизации требует формирования механизма согласования экономическихинтересов для равноправного и взаимовыгодного партнерства.

Поэтому на данном этапе целесообразно говорить о приоритетномразвитии многосторонних проектов в отдельных отраслях экономики, где позициистран организации наиболее близки. Прежде всего это энергетическая сфера.

Влияние геополитических факторов, развитие партнерства России иКитая в энергетической сфере, заинтересованность КНР в разработке месторожденийЦентральной Азии, а также стремление республик ЦА обеспечить надежный сбытэнергоресурсов порождают необходимость структурирования отношений вэнергетическом секторе. 

В общих чертах энергетическое сотрудничество стран ШОС включает всебя следующие компоненты:

·        поставки основных источников энергии (нефти игаза);

·        строительство инфраструктурных объектов(трубопроводов, перерабатывающих предприятий);

·        освоение гидроэнергетических ресурсов;

·        использование потенциала атомной энергии;

·        научно-исследовательскую деятельность поразработке альтернативных источников энергии.

В случае если произойдет реализация всех вышеизложенных инициатив врамках единой энергетической стратегии, это будет свидетельствовать овоплощении в жизнь претенциозного проекта новой энергетической конфигурацииАзиатского региона.

Многостороннее партнерство в энергетической сфере на данный моментразвивается экстенсивно. Более половины из 330 принятых документов Организацииимеет процедурный или организационный характер и лишь 38 направленынепосредственно на экономические связи, однако реальное финансированиепредложенных многосторонних проектов в этом формате представляет собой серьезнуюпроблему.

Между тем большой опыт работы над совместными проектами,взаимодействие во всех сферах энергетики (от выработки до поставки энергииконечным потребителям), обмен технологиями, банковское обслуживание проводимыхопераций – все эти компоненты многостороннего партнерства в рамках ШОС могутстать прочным и необходимым фундаментом, на котором в дальнейшем может бытьпостроен Энергетический клуб Шанхайской организации.

В то же время более тесной внутрирегиональной энергетическойинтеграции мешает энерготранспортная инфраструктурная разобщенность странрегиона, а также наличие существенных межстрановых противоречий.

Особое значение имеет вопрос расширения трубопроводной системы,отражающей баланс интересов различных игроков. Геополитические факторы развитиятранспортных коммуникаций в ЦА играют важную роль в создании региональнойсистемы безопасности.

Считается, что трубопроводы, строящиеся на постсоветскомпространстве, имеют прежде всего политическое, а не экономическое значение. Этоделает их существенно дороже: сначала маршрут прокладывают на политическойкарте, а затем операторы проекта ищут способ сделать его рентабельным. Однимиз важнейших приоритетов экономической политики республик Центральной Азиидолжно стать эффективное использование их транзитного потенциала путем созданияновых транспортных систем и реконструкции действующих, предназначенных дляувеличения экспорта нефти и газа на внутренние и мировые рынки.

Слабое взаимодействие государств ШОС в продвижении общихэнергетических интересов на мировом рынке затрудняет выработку единого подходак рациональному использованию совокупного нефтегазового потенциала и целостноевидение эффективного функционирования нефтегазовых отраслей в интересахкомплексного развития экономик стран ШОС, что тормозит интеграционные процессы.

Решение указанных выше проблем энергетического взаимодействия странрегиона представляется путем упрочнения их взаимовыгодных связей вотраслях ТЭК и формирования в перспективе общего энергетического рынка.

Необходима выработка стратегической концепции развития всейинтеграционной составляющей Организации. Важны не столько экономическиевыгоды для отдельных государств, сколько общая эффективность совместныхинвестиционных проектов инфраструктурного характера.

В связи с этим представляется важным осуществить:

·        Совместную разработку компетентными органамистран участниц ШОС общего топливно-энергетического баланса (ТЭБ). Данныйбаланс позволит оценить потребности и производство энергоресурсов, наметитьвозможные объемы экспортных и транзитных поставок. Это будет способствоватьпроведению согласованной транзитной и экспортной политики относительно поставокэнергетических ресурсов на внутренний и внешний рынки.

·        Выработку оптимальной схемы транспортировкиэнергоресурсов в рамках региона, создание новых транспортных систем иреконструкцию действующих, предназначенных для наращивания экспортныхпотоков энергетических ресурсов стран ЦА.

·        Формирование согласованных принциповтарифной, налоговой и таможенной политики в сфере энергетики. В сфере тарифнойполитики целесообразно принять соответствующие соглашения по разработкеобщих методологических способов расчета тарифов на транзит энергоресурсов иоптимизировать железнодорожные тарифы. В области налоговой политики следуетпринять меры по упрощению действующей в энергетическом секторе налоговойсистемы, повышению ее гибкости и адаптивности. В сфере таможенной политики необходиморазработать соответствующие нормативно-правовые документы, упрощающие процедурутаможенного оформления поставок энергоресурсов в рамках ЦА и в третьи страны.

·        Создание финансово-промышленных групп исовместных предприятий по производству и транзиту энергоресурсов, изготовлениюэнергетического оборудования. Расширение торгово-экономических связей странв сфере энергетики является важным фактором формирования энергетического рынка.

В целях формирования общего электроэнергетического рынка в рамкахЦА перспективное значение имеет столь необходимое повышение информационнойпрозрачности энергетического сектора стран Евразии, принятие единыхстатистических и информационных стандартов, что является важнейшим условием длясогласования энергетических программ и политики стран-экспортеров истран-импортеров.

В рамках ШОС крайне важно выработать четкие и понятные ограничения для зарубежных инвестиций вданную сферу, а также действительно обеспечить прозрачные условия привлечения иностранных инвестиций.

В целом актуальнымпредставляется создание единого трансэнергетического пространства ШОС, котороесможет объединить все трубопроводы и линии электропередачи в регионе. Все эти шаги должны привести к гармонизацииэнергетической политики стран – участниц ШОС.

Реформирование внутренней структуры ШОС

В юбилейный для ШОС год становится очевидным, что процессобъединения усилий различных интеграционных структур в отражении вызовов новогостолетия должен идти  системно, более динамично. Стратегическая программавключения ШОС в пространство глобальной безопасности вместе с ОДКБ, ОБСЕ,другими организациями была озвучена на декабрьском саммите ОБСЕ, прежде всего вконцептуальном выступлении президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.

Развитие подобных механизмов положительно скажется и на внутреннемструктурировании самой Шанхайской организации, которая испытывает определенныепроблемы с переводом успешных двусторонних контактов в формат многостороннегосотрудничества.

Главной проблемой для успешного развития ШОС, активизациимногостороннего взаимодействия в рамках Организации выступает отсутствиеединого видения общих интересов членов интеграционной структуры,наднациональных ценностей и ориентиров развития.

То, что ШОС все еще не выработала полностью повестку своейдеятельности, по мнению ряда экспертов, объясняется периодом роста, который всееще переживает эта организация.

Внутри ШОС наблюдается сложная конфигурация межгосударственныхотношений. Отсутствует баланс интересов между крупнейшими акторами Организации– Китаем и Россией, которые фактически выступают на конкурентных позициях какна глобальном уровне, так и в рамках ШОС. Политические и экономическиепротиворечия осложняют партнерские связи между другими членами Шанхайскойорганизации. Противоречащие друг другу интересы зачастую преследуют разные поуровню развития страны-партнеры и наблюдатели ШОС.

В итоге неравенство возможностей участников организации,несовершенство внутренней структуры Организации, отсутствие четких ориентировразвития, желание балансировать, играя на противоречиях внешних сил, неспособствуют становлению ШОС как интеграционной структуры, способной динамичнои эффективно развиваться в условиях посткризисного мира.

Здесь следует особое внимание уделить понятию «человеческийкапитал». Ведь от того, насколько цивилизационные ценности, принципы,составляющие «шанхайский дух», будут соотноситься с национальным менталитетом иожиданиями народов стран Шанхайской Организации, будет во многом зависеть успехинтеграционных процессов внутри ШОС.

В связи с этим актуализируется задача укреплениягуманитарного сотрудничества стран ШОС. Развитие гуманитарных проектов внутриинтеграционной структуры будет способствовать процессу «узнавания» другдруга, пополнению знаний о национальных, культурных, религиозных особенностяхнародов государств ШОС, в конечном счете повышению взаимопонимания между ними,достижению общих целей дальнейшей интеграции.

Если пять-шесть лет назад казалось, что сам по себе фактсуществования ШОС и стремление многих государств стать полноправными членамиэтой организации гарантируют авторитет и высокий статус интеграционногопроекта, то теперь очевидно, что система нуждается в обновлении. И в этомотношении наличие ясной стратегии преобразований, предложенной казахстанскимлидером, может стать ключевым фактором успеха.

Как отметил президент Казахстана, «в изменившихся условиях ШОС поравыйти за ставшие уже слишком тесными рамки сугубо региональных проблем, статьмощным и ответственным глобальным игроком и, самое главное, конвертировать свойнемалый потенциал в реальное влияние на мировые процессы». Поэтому ШОС должнастать не только мощным финансово- экономическим полюсом посткризисного мира, нои серьезным политическим центром принятия решений, поскольку мир нуждается вновой экономической и политической этике, в строгом соблюдении норммеждународного права.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение