К оценке тезиса о непрерывности континуитета Латвийской Республики. Ч.1.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Тема непрерывности континуитета Латвийской Республики (ЛР) является определяющей для идеологии и законодательства существующего сегодня в Латвии политического режима. Однако этот вопрос не рассматривается всеми странами и международными организациями одинаково, что связано с различной оценкой ими перемен 1940 года в Прибалтике. Напомним, что вхождение прибалтийских государств в состав СССР не было признано США, Ватиканом и рядом других стран. Но его de jure признали Швеция, Испания, Нидерланды, Австралия, Индия, Иран, Новая Зеландия, Финляндия, а de facto – Великобритания и ряд других стран
К оценке тезиса о непрерывности континуитета     Латвийской Республики. Ч.1.
Виктор Гущин,

кандидат исторических наук,

директор Балтийского центра исторических и

социально-политических исследований,

Латвия

К оценке тезиса онепрерывности континуитета

Латвийской Республики в периодс 1918-го по 1991-й год:

политический и международно-правовойаспекты

Содержание

Введение.

Часть1. Концепция «оккупации» как основа тезиса о непрерывности континуитетаЛатвийской Республики.

1.1. К истории происхождениятезиса об оккупации Латвии.

1.2. О позиции США по вопросуПрибалтики в 1945 – 1991 гг.

1.3. О поддержке позиции США встранах Западной Европы.

1.4. Прибалтийская эмиграция.

1.5. Дитрихс Андрейс Лебер.

1.6. «Правда» Маврика Вульфсона.

1.7. Комиссия А.Н.Яковлевадопустила роковую ошибку в вопросе Прибалтики.

1.8. Декларация «О восстановлении независимости ЛатвийскойРеспублики».

1.9. Декларация «Об оккупации Латвии».

1.10. К оценке вклада западной латышской эмиграции в строительствонезависимого Латвийского государства после 1991 года.

1.11. Радикализация позиции США,стран Западной Европы и прибалтийской эмиграции после распада СССР.

Часть 2. Ккритике концепции «оккупации» Латвии в 1940 году.

2.1. Международное право исобытия 1940 года.

2.2. Определение оккупации.

2.3. Виды оккупации.

2.4. «Это всецело политическаяреволюция...»

2.5. Выборы 14 и 15 июля.

2.6. Причины недовольства.

2.7. Латыши поддерживали перемены.

Заключение.

Введение

Тема непрерывности континуитета ЛатвийскойРеспублики (ЛР) является определяющей для идеологии и законодательствасуществующего сегодня в Латвии политического режима. Однако этот вопрос нерассматривается всеми странами и международными организациями одинаково, что связанос различной оценкой ими перемен 1940 года в Прибалтике.

Напомним, что вхождениеприбалтийских государств в состав СССР не было признано США, Ватиканом и рядомдругих стран. Но его de jure признали Швеция, Испания, Нидерланды,Австралия, Индия, Иран, Новая Зеландия, Финляндия, а de facto –Великобритания и ряд других стран. (1)

Как отмечается в подготовленнойКомиссией историков при президенте ЛР книге «История Латвии. ХХ век» (Рига,2005 год), после 1991 года часть государств признала правопреемство ЛатвийскойРеспублики, провозглашенной 4 мая 1990 года, с существовавшим до 1940 годагосударством. Однако Россия, Китай, Куба, Швеция и ряд других государствпризнали независимую Латвийскую республику как новое государство.

Позиции международных организаций тоже были различными. Советбезопасности ООН плату за участие в ООН рассчитал пропорционально прежнимвзносам СССР в эту организацию. В Международную организацию труда Латвии также пришлосьвступать заново. В то же время Совет Европы признал правопреемство странБалтии. (2)

Часть 1. Концепция «оккупации» какоснова тезиса о непрерывности континуитета Латвийской Республики.

1.1. К истории происхождения тезисаоб оккупации Латвии

С октября 2008-го по апрель 2009года в Национальном музее истории Латвии была открыта выставка «ЛатвийскойРеспублике - 90», посвященная юбилею государства. Главная тема выставки –упрочение и непрерывность Латвийской государственности в течение 90 лет еесуществования. (3)

А в октябре 2010 года на тему онепрерывности существования Латвийского государства как субъекта международногоправа высказался экс-министр иностранных дел ЛР, сопредседатель Общества задругую политику (блок «Единство») Артис Пабрикс, указавший на ключевую роль вэтом вопросе признания факта оккупации Латвии Советским Союзом в июне 1940года. «Вопрос признания «оккупации» Латвии – это вопрос признания легальногостатуса Латвийского государства. Большинство людей понимает вопрос легальностисуществования Латвии «несколько примитивно» - «была оккупация, не былооккупации». Само слово «оккупация» для меня лично не важно, если я знаю, чтолюди, так же, как и я, думают о нашем государстве, его преемственности, о том,что это государство не переставало существовать в советское время. Вот этоглавное», - указывал политик. (4)

Основой для признаниянепрерывности континуитета ЛР с 1918-го по 1991 год для стран, признавших после1991 года такую непрерывность, является декларация США от 23 июля 1940 года. Вэтот день госсекретарь США Самнер Уоллес подписал декларацию, в которойзаявлялось о непризнании перемен в странах Прибалтики. В Соединенных Штатах1940 год был годом президентских выборов. Рузвельт сомневался в очередном избраниина президентский пост и потому хотел заручиться поддержкой проживающих вАмерике многочисленных литовцев. Во исполнение требования этих литовцевРузвельт и дал указание государственному секретарю США Самнеру Уоллесуподписать соответствующую декларацию, что тот и сделал 23 июля, подписавдекларацию о непризнании инкорпорации (но не оккупации! – В.Г.) в состав СССРне одной лишь Литвы, а сразу всех трех прибалтийских государств. (5)

Анализируя данный документ,нельзя не обратить внимание на тот факт, что в нем говорится об инкорпорации(т.е. присоединении) прибалтийских республик к СССР, хотя на время его принятияЛатвия, Литва и Эстония еще оставались независимыми государствами, т.е. субъектамимеждународного права. Напомним, что после выборов 14 – 15 июля 1940 года высшиеорганы власти Литвы, Латвии и Эстонии 21 - 22 июля приняли решение восстановитьсоветскую власть и просить высший законодательный орган власти Советского Союзапринять республики Прибалтики в состав СССР. Принятие в состав СССР состоялось вначале августа на сессии Верховного Совета СССР. Поэтому в Декларации Уоллеса речь,по сути, шла о непризнании решения высших органов власти республик Прибалтикивосстановить советскую власть, т.е. у Декларации изначально былополитико-идеологическое - антисоветское, а не правовое обоснование.

Хотя в Декларации, повторимся, речьидет о непризнании инкорпорации прибалтийских государств в состав СССР, после1945 года в ряде стран активно применялись и такие оценки событий 1940 года,как аннексия (т.е. насильственное присоединение (захват) всей или частитерритории другого государства или народа) и оккупация (т.е. занятие вооружёнными силами государства не принадлежащей ему территории, несопровождающееся обретением суверенитета над ней, обычно временное).

1.2. О позиции США по вопросу Прибалтики в1945 – 1991 гг.

Появление после окончания Второймировой войны группы социалистических государств, взявших курс на построениеиной, чем на Западе, общественно-политической и экономической системы, серьезнообеспокоило руководителей США и Великобритании.

5 марта 1946 года впровинциальном колледже небольшого американского города Фултон Уинстон Черчилльпроизнес речь, которая стала официальным объявлением Холодной войны междустранами Запада и СССР. А 15 апреля 1950 года президент США Г.Трумэн одобрилвыработанную Советом безопасности секретную директиву № 68, в которой СоветскийСоюз был объявлен врагом № 1.

В своем противостоянии с СССР администрацияСША активно использовала прибалтийскую тему.

17 июля 1959 года, т.е. в самыйразгар антикоммунистической истерии в США, Конгресс Соединенных Штатовпостановил ежегодно отмечать «неделю порабощенных наций». Чуть позже эторешение стало законом P.L.86-90, обязавшим президентов из года в годподтверждать цель США освободить жертвы «империалистической политики России,приведшей с помощью прямой и косвенной агрессии, начиная с 1918 года, ксозданию огромной империи, представляющей прямую угрозу безопасностиСоединенных Штатов и всех народов мира». (6)

В отношениях СССР и США этотзакон не раз провоцировал возникновение конфликтных ситуаций. Характерныйпример: во время визита вице-президента Ричарда Никсона в СССР в 1959 годуНикита Хрущев обвинил его в том, что требование в федеральном законе США (законP.L.86-90) расчленения СССР - государства, которому он наносит визит, вопиющепротиворечит международному праву. В ответ Р.Никсон смущенно оправдывался идаже назвал это требование Конгресса «глупым». (7)

Другой пример: подписываяЗаключительный акт Совещания в Хельсинки, тогдашний президент США Джеральд Фордсказал: «Соединенные Штаты Америки с удовольствием подписываются под этимдокументом потому, что мы подписываемся под каждым из этих принципов», т.е. в1975 году США в очередной раз признавали территориальные границы государств впослевоенной Европе. (8)

Начиная с 1982 года, поддержка СШАтезиса о якобы незаконном присоединении прибалтийских государств к СССР становитсянамного более активной. Это было связано с тайной деятельностью ЦРУ США поподдержке сил, выступающих за радикальное экономическое и политическоеослабление СССР, вплоть до его территориального раздела. В соответствии сутвержденной президентом Рональдом Рейганом в 1982 году тайной директивой «NSDD - 32» официальной цельюСША с этого времени становилось устранение советского влияния в ВосточнойЕвропе, а также в республиках Прибалтики. Речь шла о финансовой поддержкеорганизаций и отдельных людей, которые выступали с антисоветских позиций.Президент Рейган обсуждал со своими советниками не только вопрос о поддержкепольской «Солидарности», но и вопрос об устранении решений Ялтинскойконференции, которая после Второй мировой войны определила сферы влияния СССР иСША в Европе. «У Рейгана не было времени на обсуждение Ялтинской конференции, -говорил Ричард Пайпс. – Ему она представлялась несправедливой». (9)

Давление США на СССР по вопросуПрибалтики еще более усиливается после того, как объявленная М.С.Горбачевым всередине восьмидесятых годов «Перестройка» натолкнулась на серьезныеэкономические трудности, которые привели к резкому всплеску межнациональнойнапряженности, а затем и к росту сепаратистских настроений сначала в Литве,Латвии и Эстонии, а потом и в других республиках СССР. На этом этапе США прямовыдвигают требование «отпустить прибалтов». (10)

По мере того как кризис вПрибалтике набирал силу, американская печать и конгресс, все больше начинаютдавить на президента Буша, требуя, чтобы он не пасовал перед Горбачевым.Сенаторы и конгрессмены требуют немедленного дипломатического признания Литвы.Даже сенатор Нэнси Кассенбаум, умеренная канзасская республиканка, «била» вбарабаны, требуя независимости для Литвы».

В этихусловиях Верховный Совет Литвы 11 марта 1990 года принимает решение овосстановлении независимости Литовской Республики. Литва стала первой советскойреспубликой, провозгласившей свою независимость от СССР.

22 марта 1990 года, выступая напресс-конференции, Буш повторил, что Соединенные Штаты никогда не признавалисоветской аннексии Литвы. «Однако, - добавил он, - существуют определенныежизненные реальности, и литовцы прекрасно о них знают, и им следуетдоговариваться – что они и делают – с советскими официальными лицами, чтобыпримирить разногласия». (11)

1 мая 1990 года Сенат КонгрессаСША в 73 голоса против 24 решил лишить Москву режима наибольшегоблагоприятствования в торговле до тех пор, пока не начнутся переговоры сВильнюсом. (12)

Чувствуя поддержку со стороны СШАпо отношению к Литве, 4 мая парламент Латвии также объявил о независимости иотделении от Советского Союза.

18 мая утром госсекретарь СШАДжон Бейкер встретился с Горбачевым в Кремле. Бейкер напомнил Горбачеву, что унего и у Буша «нет большого пространства для маневра»: до тех пор, пока Кремльбудет применять тактику силы в Прибалтике, торговое соглашение США с СССР будетнаходиться под угрозой.

Горбачев сказал, что он хочет«изменить климат». Но предстоит решить «трудные проблемы»: «Мы выработаемсовместно с литовцами тот статус, какой они хотят». (13)

30 мая начался официальный визитМ.С.Горбачева в США. С военно-воздушной базы Эндрюс советская делегация всопровождении эскорта мотоциклистов прибыла в Вашингтон, где ее встречалидемонстранты с разными плакатами: «Поддерживаем Горбачева»… «Уйдите из Литвы»…«Перестаньте нападать на армян»…

Как отмечает М.Бешлосс, «этипротиворечивые призывы напоминали о том, что в американском обществе существуютпротивоборствующие силы по отношению к СССР: широко распространенное одобрениеГорбачева и его политики соседствовало с более критическим отношением различныхэтнических групп, таких, как американские прибалты и армяне, которые видели всоветском лидере душителя своих сородичей, все еще живших в «тюрьме народов»». (14)

Во время переговоров Бушсогласился подписать торговый договор с СССР – при условии, что Горбачевподтвердит свое обещание урегулироватьприбалтийский кризис путем мирного диалога, а не с помощью силы. Но с принятиемэтого решения Буш медлил до последнего. Никто и не подумал принестисоответствующие документы в Белый дом – пришлось посылать за ними курьера вминистерство торговли. (15)

В 1991 году давление США на СССРпо «прибалтийскому вопросу» еще более усилилось. После событий 19 – 21 августапрезидент США Дж. Буш направил Горбачеву письмо, настаивая на том, чтобы он какможно скорее признал Прибалтийские государства.

М.Бешлосс пишет, что «Горбачевобещал Бушу, что признает независимость Прибалтики к пятнице, 30 августа, нозатем попросил дать ему еще время. В субботу, 31 августа, Буш позвонилпрезиденту Ландсбергису в Вильнюс и пообещал ему, что признание Литвы ужеблизко. Но и через два дня Горбачев так и не двинулся с места.

Буш уже не мог больше ждать иформально признал Прибалтийские государства в понедельник, 2 сентября… Спустячетыре дня, в пятницу, новый советский временный исполнительный орган,названный Государственным советом, признал Прибалтийские государства». (16)

Продолжение следует.
Теги: Латвия

Поделиться: