Кыргызстан, имея гораздо меньший рынок, вступив в ТС может столкнуться с определенными проблемами

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Расширение и углубление торгово-экономических связей с Россией является одним из главных приоритетов внешнеэкономической деятельности Кыргызстана. Для кыргызской стороны представляется важной своевременная и полномасштабная, я имею в виду реализацию договоренностей в электроэнергетической, нефтегазовой, банковско-финансовой сферах, по урегулированию государственного долга, которые были достигнуты по итогам межправительственных переговоров.
Кыргызстан, имея гораздо меньший рынок, вступив в ТС может столкнуться с определенными проблемами

«Эксклюзивноe интервьюЧрезвычайного и Полномочного Посла Кыргызской республики Улукбека Чиналиева главномуредактору Информационно-аналитическому порталу «KGinfo.ru» А.Эгемберидиеву.

1. На ваш взгляд, после смены власти в Кыргызстане упрочилисьли взаимоотношения вашей страны с Россией? Если да, то в чем вы видите такуютенденцию?

Отношения с Россией во все времена имели особую значимость для Кыргызстана.Вместе с тем, в период с 2005-го по 2010 год развитие отношений междуКыргызстаном и Россией носилопульсирующий характер и не имело устойчивости, а после 2009 года и до падениярежима Бакиева и вовсе приобрело негативную динамику. Причины состояли внеисполнении многих двусторонних договоренностей, бездействии кыргызскойстороны по многим подписанным документам, например, по развитиюгидроэнергетической отрасли и по нашим долгам перед Россией. С приходом новойвласти вопросы исполнения подобных соглашений стали носить обязательныйхарактер.

За последний период в межгосударственных отношенияхвосстановлена высокая динамика политических контактов. Только в течение первогополугодия в Россию состоялись два визита Премьер-министра А.Атамбаева, двавизита Торага Жогорку Кенеша (спикера парламента) А.Келдибекова, четыре визитаПервого вице-премьер-министра О.Бабанова, официальный визит Министраиностранных дел Р.Казакбаева, многочисленные визиты министров и руководителейразличных ведомств.

Проведено свыше десятка мероприятиймежправительственного, межпарламентского и регионального уровней – двазаседания смешанной межправительственной комиссии, экономический форуммежрегионального сотрудничества в Бишкеке, конференции по вопросам трудовой миграции имежрегиональным связям в Оше, несколько визитов представителей регионов России (Сибирский регион, Новосибирскаяобласть, Алтайский край и др.)

Принципиально важным для Кремля являласьработа с новым составом правительства Кыргызстана. Высокая интенсивность политических контактов позволилапридать устойчивость развитию сотрудничества в военно-политической, торгово-экономическойи культурно-гуманитарной сферах после становления коалиционного правительства.

В ходе официальных контактов и визитовбыли рассмотрены вопросы отмены пошлинна нефтепродукты, долговые обязательства, сотрудничество в области энергетики иторгово-экономические отношения.

Мыблагодарны российской стороне за оказанную в трудные времена гуманитрануюпомощь. За прошлый и нынешний годы в общей сложности со стороны России оказанагуманитарная помощь на сумму свыше 65 млн.долларов (это и ГСМ, медикаменты,медоборудование, продукты питания, строительные материалы, семена пшеницы иячменя и др.). В лечебных учреждениях России прошли бесплатное лечение более 20кыргызских граждан пострадавших в апрельских событиях.

Мы благодарны МЧСРоссии за выделение гуманитарной помощи в виде строительных материалов для восстановления жилищнойинфраструктуры г.Ош, Ошской и Джалал-Абадской областям на сумму 5,5млн.долларов США, которые в ближайшем месяце будут доставлены в южные регионыстраны.

2.Расскажите, пожалуйста, как на данном этапе развиваются экономические связимежду странами?

Торгово-экономические отношенияКыргызстана и России, несмотря на снижение темпов развития обеих стран, а такжевнутриполитические события в Кыргызстане, в целом развивались динамично.

В структуре внешней торговли КыргызстанаРоссия стабильно входит в четверку основных торговыхпартнеров, а среди стран СНГ она традиционно занимает первое место. (Так, общий товарооборот за пять месяцевсоставил 262 млн.долл. США, в том числе – экспорт составил- 56 млн.долл.США и импорт- 206 млн.долл.США).

Импорт товаров из России увеличился повсем группам: топливно-энергетический блок, машины, оборудования и транспортныесредства, металл и изделия из него, продукция химической промышленности. Сальдоторгового баланса сложилось отрицательное и составило 150 млн. долл. США впользу Российской Федерации.

Нам видится, что между Кыргызстаном иРоссией настал самый подходящий период, чтобы укреплять наше стратегическое партнерство через более тесное торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество.

Расширениеи углубление торгово-экономических связей с Россией является одним из главных приоритетов внешнеэкономической деятельности Кыргызстана. Для кыргызской стороныпредставляется важной своевременная и полномасштабная,я имею в виду реализацию договоренностей в электроэнергетической, нефтегазовой, банковско-финансовой сферах, поурегулированию государственного долга, которые были достигнуты по итогаммежправительственных переговоров.

Отмечу, что возобновление поставок вКыргызстан светлых нефтепродуктов без взимания вывозных пошлин оказывает самоеблагоприятное влияние на социально-экономическую ситуацию в республике.

Мы благодарныроссийской стороне за готовность выделить
льготный кредит в размере 30 млн.долларов США для развития
экономики Кыргызстана. Наши финансисты внастоящее время проводят соответствующую работу по этому вопросу.

К сожалению, покаостаются неурегулированными вопросы государственногодолга и выделения финансового кредита (в сумме 106,7 млн.долларов США) изсредств Антикризисного фонда ЕврАзЭс. Нам сейчас трудно и кто как не Россия может нам помочь в условияхбюджетного дефицита.

В то же времяПравительством Кыргызстана было принято решение о погашении просроченнойзадолженности перед Российской Федерацией и 15 апреля т.г. произведеноперечисление 14,3 млн. долларов США.

Организация и проведение 12-го и 13-гозаседаний Межправительственной Кыргызско-Российской комиссии поторгово-экономическому, научно-техническому и гуманитарному сотрудничеству, врамках которого была подписана Программа экономического сотрудничества междуПравительствами КР и РФ на 2010-2013 гг., остается основой экономическогосотрудничества между КР и РФ.

По итогам достигнутыхдоговоренностей стороны акцентировали сотрудничество в таких приоритетныхнаправлениях как, энергетика, топливно-энергетический комплекс, сельскогохозяйство и т.д. Очередное 14-е заседание МПК намечено провести в сентябре 2011года в Бишкеке.

Одним из основных вопросов на ближайшуюперспективу является поддержка состороны России при вступлении Кыргызстана в Таможенный союз. Правительством КР принято принципиальноеполитическое решение и к концу года должны быть определены все экономическиевыкладки по вопросу вступления.

Мы взаимодействуем с Россией практическипо всем сферам народного хозяйства. В настоящее время между КР и РФ действует156 международных и 115 межведомственных договоров. Эти цифры были подтвержденыв ходе, проведенной в мае 2011 года министерствами иностранных дел КР и РФ, инвентаризациидоговорно-правовой базы кыргызско-российских отношений.

3. Впоследнее время часто пишут о гуманитарных проектах, открытии русских библиотекв ВУЗах, центров. Участвует ли Посольство в этих проектах? И что, на ваш взгляд, на сегодняшний день актуально в областиинтенсификации такого сотрудничества?

Я понимаю о каком гуманитарном проекте Вы говорите.Как Вы знаете, 28 марта 2011 года в Москве, во время официального визитаМинистра иностранных дел КР Р.Казакбаева, было подписано межправительственное«Соглашение об учреждении и условиях деятельности Российского центра науки икультуры в г.Бишкеке и Кыргызского Дома науки и культуры в г.Москве».

После подписания этого соглашения,Российская сторона, в лице федерального агентства «Россотрудничество», в оперативном порядке 7июня т.г. официально открыла Российский центр науки и культуры в Бишкеке,определив источники финансирования, организационную структуру и здание для егоразмещения. При этом дополнительно предполагается открытие представительствРоссийского центра в Оше и Жалал-Абаде.

Основная деятельность Российскогоцентра направлена на работу с русскоязычным населением, на продвижение проектовпо русскому языку, национальной культуре, поддержке русских школ.

Такая же деятельность, по подписанному соглашению,предполагается в Кыргызском Доме науки и культуры в Москве. В целом, основнымизадачами этих центров науки и культуры вМоскве и Бишкеке является – развитие культурных, образовательных,научно-технических и информационных связей между Кыргызстаном и Россией,культурно-просветительская деятельность среди постоянно проживающихсоотечественников, развитие контактов по линии международных, региональных инациональных неправительственных организаций. Кроме того, на их базепредполагается открытие библиотек,видеотек, компьютерных классов, а также курсов кыргызского и русского языков.

4. Есть ликакие-либо препятствия или трудности для реализации подобных гуманитарныхпроектов?

К сожалению,возможности российской стороны намного сильнее чем у нас. Такая структура как «Росотрудничество» приМИД Российской Федерации имеет свой немалый бюджет, а также большой опытоткрытия российских центров за рубежом.

Кыргызской сторонойпока не определены исполнители данного соглашения (МИД или Минобразования),пока не имеется вариантов размещения в Москве, источников финансирования и организационной структуры.

Учитывая, что вподписанном соглашении указано, что « Кыргызский Дом науки и культурыосуществляетсвою деятельностьпод руководством главы дипломатическогопредставительства Кыргызской Республикив Российской Федерации» нами внесены вПравительство и МИД Кыргызской Республики предложения по дальнейшемуобеспечению деятельности Кыргызского Дома науки и культуры в г.Москве.

В частности, былопредложено - придать Кыргызскому Домунауки и культуры в г.Москве (КДНК) статус структурного подразделенияПосольства, с образованием юридического лица; назначить на первоначальном этапе2-3 человека из числа сотрудников дипломатической службы; финансированиедеятельности осуществлять за счет бюджетных или специальных средств.

Однако, по мнениююристов, деятельность КДНК не вполне совместима с целями и задачамиПосольства, что также создает определенную трудность по реализации этогосоглашения.

Не оспаривая этупозицию, Посольство считает необходимым принятие на правительственном уровнедальнейших решений по реализации подписанного соглашения и обеспечениюдеятельности Кыргызского дома науки и культуры в г.Москве.

Скорейшая организациядеятельности Кыргызского дома науки и культуры в г.Москве позволила бы снятьпроблему поднимаемую в течение последних пяти лет и решить многие наболевшиевопросы наших соотечественников вРоссии.

5. Кыргызстан выразил готовностьвступить в Таможенный союз, какие перспективы открываются перед вашей страной вслучае вступления. И какое место в этом союзе Вы видите для Кыргызстана?

Напрошедшем 13-м заседании Межправительственной кыргызско-российской комиссии поторгово-экономическому, научно-техническому и гуманитарному сотрудничеству (12апреля 2011г. г.Москва) Кыргызстан официально информировал о том, что направилзаявку в Секретариат ЕврАзЭС иТаможенного союза о намерении вступить в этот интеграционный институт.

Данное решение было взвешенным, так какКыргызстан всегда выступал за углубление экономических интеграционных процессовна пространстве СНГ и ЕврАзЭС.

Несмотря на то, что Кыргызстан являетсячленом Всемирной Торговой Организации (ВТО), которая в принципе дает дляреспублики определенные торговые преференции, Мы считаем, что созданиеТаможенного союза, в первую очередь направлено на объединение рынка стран СНГ сцелью противостояния вызовам глобальной мировой конкуренции.

В этой связи, если говорить оперспективах для Кыргызстана, в случае его вступления в Таможенный союз, я быотметил в первую очередь, это:

- огромный рынок сбыта РФ, создает благоприятные условиядля развития экономик стран СНГ;

- Нормативно-правоваябаза ТС гармонизируется с базой ВТО, что позволяет странам-кандидатам в ВТО (напространстве СНГ) ускорить прохождение дорожной карты вступления в ВТО;

- Интеграция экономик на пространстве СНГпозволит болеедостойно противостоять вызовам глобальной торговой конкуренции;

- ТС, это стартовая площадка для вступления странСНГ в ВТО, асоздание Единого экономического пространства (ЕЭП) позволитсоздатьблагоприятные условия для осуществления торговли (свободноеперемещение людей, финансов, товаров и транспорта).

Явполне допускаю, что Кыргызстан, имея гораздо меньший рынок, вступив в ТС можетстолкнуться с определенными проблемами, в первую очередь с такими как:

- вероятность того, что промышленные монополии РФ«поглотят» экономики малых стран, имеющих намерение вступить в ТС и какрезультат, превратить их в сырьевые придатки;

- конкурентами российскойпромышленности могут выступить только несколько позиций. К примеру - беларускаямолочная и казахстанская мясная;

- маршруты экспортатоваров стран малых экономик, будут зависеть от российских, так как онипреимущественно проходят по территории России, а для строительстваальтернативных маршрутов необходимы огромные финансовые вливания.

Вместе с тем, Мысможем на равных осуществлять торговые операции с регионами РФ, Беларуси иКазахстана. С другой стороны угроза конкуренции, это нормальное явление, чтоявляется стимулом другим экономикам производить более качественную и нетрудоемкую продукцию.

Вступление Кыргызстанав ТС позволит на деле реализовать планы по развитию торговли с выходом вморские порты Балтики и Черного моря.

6.Общеизвестно, что один из актуальных вопросов между странами – это миграция.Есть ли механизмы, позволяющие легализовать мигрантов из вашей страны?

В последние годы в Кыргызстане трудовая миграция запределы страны приобрела огромные масштабы и стала оказывать существенное влияниена социально-экономическую обстановку в Кыргызстане.

Основным рынком труда для наших соотечественниковостается Российская Федерация, где по различным оценкам работает более 80% всехтрудовых мигрантов, которые вносят немалую долю своего труда в производствонационального продукта России. Если взять классическую схему, что заработнаяплата составляет до 20% себестоимости произведенного продукта, то выходит, чтонаши соотечественники производят ежегодно продукции и оказывают услуги свыше чем на 10 миллиардовдолларов.

Только в течение прошлого года в Россиювъехало более 500 тысяч наших граждан, однако на законном основании работали в Россиилишь около 110 тысяч.

Те,кто работает на нелегальной основе, оказываются в наиболее уязвимом положении.Многие обращаются потом за помощью к нам в посольство, так как попадают вкабальную зависимость от работодателя. Обеспечениепревентивной защиты таких, заведомо обреченных на обман работников – задачакрайне сложная – и здесь мы ожидаем помощи от российских государственныхорганов.

Не секрет, что в российском обществе существуетнеоднозначное отношение к мигрантам. Последние события в декабре на Манежнойплощади в Москве и более ранние выступления националистов, а также результатысоциологических опросов свидетельствуют, что приезд мигрантов все большепредставляются местному населению как нечто обременительное, что ярко выраженов отдельных частях страны. Преодолениеподобного отношения к мигрантам, задача комплексная как для кыргызской, так ироссийской стороны.

Необходимо отметить, что, в целом, уполномоченныеорганы России осуществляют последовательную политику упрощения правилмиграционного учета и документирования мигрантов из СНГ. Дальнейшее улучшениепроцедур приема иностранной рабочей силы намечается и в этом году.

Мы неоднократно встречались спредставителями Федеральной миграционной службы и обсуждали выходы изсоздавшегося положения. Директор ФМС Константин Ромодановский, как и нашасторона, считает, что существующий принцип квот на миграционную рабочую силунеэффективен и надо от него уходить. С другой стороны, полностью снять любыебарьеры для трудовой миграции значит полностью утратить контроль над процессом.

В итоге мы включились в совершенно новыйпроект, который стартует уже осенью и который в случае успеха станет прекраснойзаменой существующей системе.

Речь идет о создании специальныхпрофильных лицеев на территории Киргизии по наиболее востребованным в Россииспециальностям для мигрантов из-за рубежа: электрики, сантехники, строители,некоторые другие.

В эти государственные лицеи смогутпоступить желающие работать в России. Там они пройдут обучение по профильнымспециальностям, а также курсы русского языка и спецкурс по традициям,отношениям, принятым в России. И именно через лицеи и будет идтитрудоустройство, чтобы человек, отучившись, сразу ехал на работу. Первые такиелицеи будут поэтапно открыты уже осенью в рамках пилотного проекта «Образованиекиргизско-российского центра профессиональной подготовки рабочих кадров»,реализуемого совместно с Федеральным агентством по делам СНГ(Россотрудничество). Договоренность об этом была достигнута в ходе моей встречив июле 2010 года со спецпредставителем президента России, главойРоссотрудничества Фаритом Мухаметшиным.

Необходимо такжеотметить, что наиболее больным вопросом кыргызстанцев, остается проблема получения разрешений на работу, регистрациипо месту временного проживания на территории Российской Федерации имиграционных карточек, оформление которых не входит в компетенцию Посольства.

Вокруг оформленияэтих документов возник целый бизнес, где крутятся немалые деньги исчисляемыесотнями миллионов, а возможно и миллиардами рублей.

Так, напримерстоимость легального комплекта разрешительных документов в Москве (регистрацияи получение годового разрешения на работу) за последние годы поднялась в трираза с 5 до 15 тысяч рублей, оформление российского гражданства и получениепаспорта до 30 тысяч рублей, постоянная прописка по месту жительства от 25 до50 тысяч рублей.

Нетрудно посчитать,что к примеру 100 тысяч мигрантоввынуждено платят в различные руки свыше 1,5 миллиарда рублей (при этом толькокыргызских граждан прибыло свыше 500 тысяч).

В этот бизнес сейчасвовлечено огромное число, как отдельных людей так и различных организаций,созданных как российскими гражданами, так и кыргызами – гражданами РФ.

Во всех вагонахэлектропоездов метро висят объявления о быстрых и недорогих услугах попостановке на миграционный учет, получению разрешения на работу и медицинскихсправках. На входах и выходах со станцийметро «Добрынинская», «Серпуховская», «Третьяковская», «Полянка», расположенныхрядом с Посольством, стоят живые рекламы и раздаются листовки с адресами фирм,занимающихся предоставлением подобных услуг. По нашей оценке, на подходах к Посольству по улицам Большая Ордынка иБольшая Полянка имеется свыше 20-ти различных фирм и организаций, занимающихсяэтим посредничеством.

Стали обыденностью случаи, когда лица, занимающиесяпосредничеством, предлагают свои услуги в местах нахождения большого числанаших граждан около зданий Посольства и вокруг него, зачастую представляясьсотрудниками Посольства.

Имеются случаи, когда лица, занимающихся оформлениемдокументов, изготавливают и выдают фальшивые документы с поддельными печатями,штампами и подписями сотрудников Консульского отдела Посольства, сканированныена современной оргтехнике. К примеру, Посольством были выявлены и зафиксированыместа сбыта фальшивых документов в Москве возле метро «Добрынинская»,«Полянка», Казанский вокзал и др.

Выявлены многочисленные факты типографских подделок свидетельств на возвращение,различных справок, выдаваемых Посольством, действующих печатей, штампов иподписей сотрудников Консульского отдела в городах Тула, Калуга, Обнинск,Самара, Республике Марий Эл, Волгоградской области.

Хотелось бы подчеркнуть, что Посольство совместно сроссийской стороной принимает соответствующие меры по устранению этихнегативных явлений, в том числе и по собственным недоработкам.

Буквально недавно, Посольством внесен в Центр рядпредложений по консульскому направлению и работе с трудовыми мигрантами, сучетом того, что в г.Москве и в России, в целом, находится самое большоеколичество наших соотечественников.

7.Какие у вас складываются отношения с диаспоральнымиорганизациями в РФ, есть ли совместные проекты?

По моему мнению, а также по мнению отдельныхэкспертов, кыргызы в России организованылучше, чем диаспоры из других стран центральноазиатского региона, но хуже чемдиаспоры, которые сменили десятки поколений проживая на территории РФ (армяне,грузины, азербайджанцы).

Так как территория России значительная, то различныхпо характеру и профилю организаций, которые декларируют себя как диаспорыкыргызов много. По данным Посольства имеется свыше 38-ми общественныхобъединений кыргызстанцев в регионах России. Кроме них, только на территорииМосквы и Московской области действуют свыше 15-ти общественных организаций.

Имеются также общественные организации, сформированныепо отраслевому признаку на крупных рынках (например «Мытищи», «Кунцево»,«Строгино» и др.), а также ассоциации врачей, учителей, строителей и др.

Кроме общественных организаций существуют различныеинформационно-консультационные центры, фонды и частные агентства занятости,занимающиеся вопросами содействия в трудоустройстве, оформления гражданства,регистрации, разрешений на работу и др.

Организацией и руководством общественных объединенийзанимаются успешные кыргызы–граждане РФ, которые содействуют вновь прибывшимсоотечественникам трудоустроиться и адаптироваться в России.

Представители диаспоры в форме общественныхорганизаций, в своем большинстве, сотрудничают с Посольством и Представительством Министерства труда,занятости и миграции. Наиболее активные организации расположены в Москве,Санкт-Петербурге, Московской, Самарской, Читинской, Челябинской, Воронежской,Тюменской, Сахалинской областях, Красноярском крае, Республике Татарстан.

Практически любое значимое мероприятие Посольства в Москве проходит сучастием представителей диаспоры – это и празднование Нового года, Нооруза, 9мая, Дня Независимости, Орозо и Курман-айта, поминальные мероприятия,спортивные и культурные мероприятия, концерты и др.

Стало традицией организация встреч с диаспоройруководителей государства и правительства, министров и депутатов парламента,находящихся с визитами в России. Например, такие встречи были проведеныПрезидентом КР Р.Отунбаевой, Торага Жогорку Кенеша А.Келдибековым, Первымвице-премьер-министром О.Бабановым, Министром иностранных дел Р.Казакбаевым,Руководителем Администрации Президента Э.Каптагаевым, лидером фракции ЖК КР К.Ташиевым, рядомдепутатов Жогорку Кенеша и руководителями министерств и ведомств.

Если говорить о совместных инициативах в ближайшейперспективе - совместно с представителями диаспоры из числе бизнесменовпрорабатывается создание Делового совета кыргызстанцев в России. Такжеотдельными общественными организациями Москвы и Московской области поднимаетсявопрос проведения в текущем году Конгресса кыргызстанцев в России, проведениекоторого откладывалось по различным причинам.

8.Последнее время много можно услышать замечанийотносительно работы консульства. Как Вы оцениваете работу консульства в целом июристов в особенности?

Главным направлением вдеятельности Консульского отдела Посольства традиционно является защита прав иинтересов граждан Кыргызской Республики, пребывающих на территории РоссийскойФедерации. По полученным от российской стороны официальным данным, в 2010 годув Российскую Федерацию въехали 552909 кыргызстанцев, выехали 503486. При этомна протяжении длительного времени поток граждан, обращающихся в Консульскийотдел не сокращается и варьируется в пределах 70-100 человек в день с ростом до200 человек в отдельные дни.

Следует отметить,что обращаются по самому широкому спектру проблем: начиная от серьезныхвопросов юридического характера и заканчивая, к примеру, проблемой «ухода мужаиз семьи к другой женщине». Граждане, обращающиеся по вопросам оформлениядокументов желают, как правило, получить свидетельство на возвращение вКыргызстан [1] ,встать на консульский учет для получения в дальнейшем российского гражданства,оформить доверенность на выезд детей.

С целью защиты прав и интересовграждан КР сотрудниками Консульского отдела с начала года осуществлено свыше 200выездов наместа происшествия, в том числе в аэропорты (12), всудебные инстанции (52), органы прокуратуры (28), ОВД (70),приемники-распределители и ФСИН (23), строительные объекты и рынки (11),больницы и морги (21), а также в регионы России (Смоленская, Самарская,Тверская области, г.Санкт-Петербург - 7) За отчетный период оказано содействие воформлении и отправлении в КР 65 “грузов-200”.

Справочно:

24 января 2011 года ваэропорту “Домодедово” произошел террористический акт, унесший жизни несколькихдесятков человек, среди них оказался и наш гражданин - Хакназаров МуратХудайназарович, 26.09.1987 года рождения. Сотни человек получили ранения, срединих также оказалась наша соотечественница, ныне гражданка России ГуласелПусурова. Как только появилась информация о взрыве, консульские работникинезамедлительно выехали в аэропорт для выявления наших сограждан и оказания импомощи в случае необходимости. Выезд на подобные инциденты также носитнекоторый риск для самих консульских работников, так как в местах проведениятеррористических актов всегда есть вероятность повторных взрывов. В дальнейшемПосольством было оказано содействие в пребывании в Москве родственниковпогибшего и пострадавшей: они были бесплатно размещены в Гостевом домеПосольства, оказано содействие в оформлении документов на вывоз тела, получениекомпенсации и др. Родственники М.Хакназарова получили в качестве компенсации 3миллиона рублей, Г.Пусурова получила 1,9 миллиона рублей.

17 мая 2011 года в центреМосквы в Большом Афанасьевском переулке произошел пожар в выселенном доме, врезультате которого погибло 7 человек – все граждане Таджикистана. В доме такжепроживали и наши граждане – свыше 20 человек. В подвале, где произошел пожарпроживала семья кыргызстанцев с двумя детьми. Кыргызстанку с детьми снезначительным отравлением угарным газом прибывшие медицинские работникигоспитализировали в больницы Москвы. В большей мере это было определенобеспокойством за их состояние, так как дети дошкольного возраста (3 и 6 лет), амолодая женщина находилась на 24-26 неделе беременности. Консульские сотрудникикыргызского диппредставительства и здесь в то утро были единственными представителями дипломатическогокорпуса. В дальнейшем семье кыргызстанцев была безвозмездно оказана помощь воформлении документов для выезда в Кыргызскую Республику.

Оказана помощь гражданамКР в возврате заработанных и ранее невыплаченных работодателями денежныхсредств в сумме свыше 4,5 миллионов рублей.

На постоянной основеосуществляется мониторинг по вопросам пребывания в России несовершеннолетнихграждан КР. Проводятся встречи и переговоры с органами опеки и защите правнесовершеннолетних Москвы, Московской области и других регионов РФ. На контролеКонсульского отдела Посольства стоит вопрос по отказным детям, в том числе и подальнейшему определению их судьбы. В этом направлении проводится работа сюрисконсультами родильных домов, в которые в большинстве случаев привозятграждан КР, организуются встречи с представителями общественных объединенийкыргызстанцев и благотворительных организаций, проводятся профилактическиебеседы с роженицами, изъявившими желание оставить детей и др.

Так, в январе 2011 годабыла получена информация о госпитализации в одну из подмосковных больницгражданки КР Н.Б., находящейся на последнем месяце беременности, вместе сгодовалым ребенком, которые были доставлены в медицинское учреждение изподъезда жилого дома в г.Мытищи, где проживали ввиду отсутствия средств.Сотрудники Посольства договорились с органами опеки Московской области о том,что гражданке КР будет оказано полное содействие в оформлении документов иобеспечении авиабилетами на семью после родов. 03.02.2011 года у Н.Б. родиласьдочь. По достигнутой договоренности две недели гражданка находилась поднаблюдением врачей. После того, как ребенок окреп, они были выписаны, размещенына один день в Гостевом доме Посольства и в дальнейшем отправлены в Кыргызстан.

В феврале с.г. в Посольствообратилась семья молодых кыргызстанцев (отец гражданин России, мать гражданкаКыргызстана) в связи с тем, что сотрудники милиции отобрали у нихнесовершеннолетнего ребенка и поместили его в больницу, якобы по причине того,что он был безнадзорным. Три дня, привлечение сотрудников передачи“Чрезвычайное происшествие” канала НТВ и череда скандалов потребовалисьсотрудникам Посольства для возвращения ребенка в семью. На неправомерныедействия сотрудников милиции были направлены заявления в прокуратуру, службусобственной безопасности, аппарат Уполномоченного по правам ребенка пог.Москве.

В апреле 2011 года вПосольство с просьбой о помощи обратилась гражданка КР А.У., находящаяся втрудной жизненной ситуации. Как выяснилось: А.У. потеряла свои документы, 31.12.2010года родила в домашних условиях дочь, рождение которой не былозарегистрировано. После рождения дочери была вынуждена выехать из квартиры, гдепроживала и вынуждена была жить в одном из подсобных помещений жилого дома. Вдень обращения она вместе с дочерью была размещена в Гостевом доме Посольства.При содействии сотрудников Посольства были оформлены документы на А.У., еедочь, а также были приобретены авиабилеты на личные денежные средствасотрудников Посольства и их родственников. 20 апреля 2011 года А.У. вместе сдочерью вылетели в г.Ош.

Что касается юристов Посольства, то за последнее время имипроводилась работа по 5 резонансным уголовным делам, возбужденнымправоохранительными органами РФ.

Кроме этого на контроле находятся 15уголовных дел, возбужденных против граждан КР.

Из-за отсутствия признаков составапреступлений удалось добиться прекращения 3 уголовных дел ранее возбужденных вотношении граждан КР. По каждым остальным случаям в следственные и судебныеорганы РФ направлены ходатайства Посольства о смягчении или прекращенииуголовных дел.

За 6-месяцев 2011 года следственнымиорганами РФ в отношении граждан Кыргызстана возбуждены 254 уголовных дел, более100 дел направлены в суды для принятия решения, около 40 дел находятся настадии окончания следствия, 3 уголовного дела прекращены.

За нарушения порядка пребыванияиностранных граждан с территории Российской Федерации по постановлениямсудебных органов выдворены (депортированы) на родину более 500 граждан КР.

При центре содержания ин.граждан проводитсявспомогательная работа по установлению личностей лиц без определенного местажительства, а также оказана вспомогательная помощь 152 гражданам КР, в отправкеих на родину.

При активном содействии юристовПосольства удалось отменить постановления судебных инстанций о выдворении в 14случаях.

Принятыми мерами юристов Посольстваразыскано 2 без вести пропавших граждан КР.

По заявлениям граждан КР о невыплатезарплат с начала года проведены более 10встреч с работодателями и в 7 случаях вопросы выплат зарплаты решеныположительно. Около 4,5 миллионов рублей выплачены нашим гражданам послевмешательства юристов Посольства.

Кроме вышеперечисленного, оказанаконсультативно - правовая помощь по уголовным, гражданским, административным исемейным делам более 3 тыс. гражданам КР.

После теракта, имевшего место в начале 2011 года ваэропорту Домодедово проведена процедура отправки тела Хакназарова М.«грузом-200» в Таджикистан к родителям, также при активном взаимодействииюристов Посольства с компетентными органами РФ брату погибшего ХакназароваМурата- Акназарову Абсамату Департаментом социальной защиты населения пог.Москве выплачена материальная помощь в размере 2 млн. рублей от федеральногобюджета и 1 млн. рублей от регионального бюджета Российской Федерации.

Материальную помощь в размере 1,9 миллионов рублейпострадавшая в результате данного теракта гражданка Пусуровой Гуласил получилапосле выписки с мед.учреждения.

Кроме этого по факту гибели гражданки КР ЭгембердиевойГ. (в результате неудачного аборта, найденной в лесопарке) юристы участвовали вследственным мероприятиях и судебных слушаниях, где с их стороны была проведеназначительная работа по наказанию виновных, которым был вынесен приговор - 3года колонии поселения с лишением права занятия врачебной деятельности втечении 3 лет и возмещение морального и материального ущерба родственникампогибшей в размере 500 тыс. рос. руб.

В настоящее время при содействии посольства готовитсяапелляция, т.к. не все виновные и соучастники не были привлечены к уголовнойответственности и прошли по делу в качестве свидетелей.

9: Оченьмногие граждане Кыргызстана жалуются на дороговизну консульских услуг. Чемобусловлены такие тарифы и планируется ли снижение?

Всоответствии с Постановлением Правительства Кыргызской Республики № 234 от16.04.2009 года и утвержденного Министерством иностранных дел тарифаконсульских сборов от 27.08.2009 года Посольством взимаются консульские сборыза предоставление консульских услуг.

Учитываямногократные обращения граждан, Посольство выступило с инициативой по снижениюставок консульских сборов и отмены срочного тарифа в отношении гражданКыргызской Республики.

Внастоящее время, Министерством иностранных дел Кыргызской Республики детальноизучается данный вопрос, для внесения его на рассмотрение Правительства.

10. Недавнов Госдуме проводились закрытые парламентские слушания, посвященные ЦА, ипрозвучали резкими предложениями об установлении с этими странами визовогорежима. Как в Кыргызстане отреагировали на такие заявления? Отразится ли это надипотношениях ?

Действительно, на слушаниях говорилось о наличиимногих проблемных мест в отношениях России с Центральной Азией. В последниегоды в Кыргызстане трудовая миграция за пределы страны приобрела огромныемасштабы, и более 80% трудовых мигрантов работают на территории России.

Только в течение прошлого года в Россию въехало более500 тысяч наших граждан, однако на законном основании работали в вашей странелишь около 110 тысяч.

Те, кто работает на нелегальной основе, оказываются внаиболее уязвимом положении. Многие обращаются потом за помощью к нам впосольство, так как попадают в кабальную зависимость от работодателя. Крометого, не секрет, что в российском обществе существует неоднозначное отношение кмигрантам, о чем также говорилось на этих парламентских слушаниях. После них мынеоднократно встречались с представителями Федеральной миграционной службы иобсуждали выходы из создавшегося положения. Директор ФМС КонстантинРомодановский, как и наша сторона, считает, что существующий принцип квот намиграционную рабочую силу неэффективен и надо от него уходить. С другойстороны, полностью снять любые барьеры для трудовой миграции значит полностьюутратить контроль над процессом. В итоге мы включились в совершенно новый проект,который стартует уже осенью и который в случае успеха станет прекрасной заменойсуществующей системе.

Речь идет о создании специальных профильных лицеев натерритории Кыргызстана по наиболее востребованным в России специальностям длямигрантов из-за рубежа: электрики, сантехники, строители, некоторые другие.

В эти государственные лицеи смогут поступить желающиеработать в России. Там они пройдут обучение по профильным специальностям, атакже курсы русского языка и спецкурс по традициям, отношениям, принятым вРоссии. И именно через лицеи и будет идти трудоустройство, чтобы человек,отучившись, сразу ехал на работу. Первые такие лицеи будут поэтапно открыты ужеосенью в рамках пилотного проекта «Образование киргизско-российского центрапрофессиональной подготовки рабочих кадров», реализуемого совместно сФедеральным агентством по делам СНГ (Россотрудничество). Договоренность об этомбыла достигнута в ходе моей встречи в июле 2010 года со спецпредставителемпрезидента России, главой Россотрудничества Фаритом Мухаметшиным.

11. Оченьмного говорят об угрозе наркотрафика, который идет из Афганистана, в том числеи через Кыргызстан. Какие шагипредпринимаются на этом направлении?

В целях осуществления эффективной борьбы с незаконнымоборотом наркотиков, ликвидации каналов поставок наркотиков в августе прошлогогода Указом Президента Кыргызской Республики Р.И.Отунбаевой было приняторешение о создании Государственной службы национальной безопасности по контролюнаркотиков (ГСКН), которая является правопреемником ранее ликвидированного«бакиевским» режимом Агентства по контролю наркотиков.

Общеизвестно, что КР в силу своего географическогоположения, оказалась на пути транзита афганских наркотиков в Россию и страны,где ежедневно от наркотиков гибнет около 80 человек, более 250 – становятсянаркозависимыми.

В этой связи, КР в рамках взятых на себя международныхобязательств в сфере борьбы с наркобизнесом, занимает последовательную позициюпо данному вопросу. Соответствующие специальные службы и правоохранительныеорганы Кыргызстана регулярно проводят успешные совместные операции попресечению наркотрафика как на двусторонней основе, так и в многостороннемформате со своими партнерами по СНГ, ОДКБ, ШОС и государствами из дальнегозарубежья. Ежегодно в рамках ОДКБ проводится специальная операция «Канал», вкоторой участвуют все государства-члены по Организации Договора о коллективнойбезопасности, а также государства-наблюдатели ОДКБ (в 2010 году пресечено 35фактов наркопреступлений, раскрыто 325 общеуголовных преступлений, изнезаконного оборота изъято более 12кг. наркотических средств).

В настоящее время прорабатываются вопросыдолгосрочного сотрудничества с Центральным командованием США, в рамках которогопредусматривается строительство 3-х наркопостов на приграничных с РТ проблемныхучастках.

Ведется проработка межведомственного взаимодействия соспециальными антинаркотическими службами Ирана и Китая.

Особенно Кыргызстан заинтересован в тесной координацияи доверительном взаимодействие с Россией в борьбе с незаконным оборотомнаркотиков и считает, необходимым активизацию сотрудничества в данномнаправлении. Тем более, что есть конкретные результаты. Например, в результатесовместных действий с ФСКН России в мае 2011 года в городе Екатеринбургезадержаны четверо членов устойчивого преступного сообщества,специализировавшегося на поставках и реализации особо крупных партий наркотиковафганского происхождения на территории Свердловской области. В результатепроведенной спецоперации была обнаружена и изъята партия наркотиков афганскогопроисхождения общим весом 20 килограммов. Стоимость партии, по оценкамэкспертов ФСКН Российской Федерации, составляет более 6 миллионов рублей. Итаких примеров имеется достаточное количество.

Пользуясь случаем, хотел выразить признательностьФедеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков заоказываемую в финансовую, материально-техническую и организационную помощьГосударственной службе КР по контролю наркотиков. В частности, в началетекущего года Государственной службе Кыргызстана по контролю наркотиков былаоказана финансовая помощь в размере порядка 5 млн. долларов США. Эти средстваиспользованы для укрепления материально-технической базы нашихантинаркотических специальных служб. В данном направлении такжепредусматриваются мероприятия по повышению квалификации сотрудниковоперативных, следственных, экспертно-криминалистических подразделений иподразделений специального назначения.

12. :Международныеорганизации проявляют активность по отношению к странам Центральной Азии, в том числе и кКыргызстану. Как на Ваш взгляд строится сейчас политика страны по отношению кЕвропе и Западу. Какие приоритеты выбраны по этим направлениям в будущем?

Да это так. Сегодня к Центральной Азии приковановнимание основных государств и международных организаций, здесь ведут своюгеополитическую игру не только страны этого региона и его соседи, но и США,государства Евросоюза/ НАТО и Япония. Ставки в этой игре довольно высокие: тот,кто будет способен оказывать влияние на ситуацию в регионе, обеспечит себе идоступ к его богатым природным и людским ресурсам и сможет оказыватьвоздействие на военно-политические отношения в рамках формирующейсярегиональной системы безопасности. Для этого задействуется весь инструментарий,которым располагают государства и их союзы – политика, дипломатия, финансовая иэкономическая помощь странам региона. Не последнее место в этом перечнезанимает и военная сила.

При этом процесс создания региональной системыбезопасности и поддержания стабильности в Центральной Азии – дело непростое инескорое, требующее приложения доброй воли и усилий многих акторов. Но всегодняшней ситуации, характеризующейся обилием угроз и вызовов цивилизации,этот процесс жизненно необходим. Появилась объективная потребность в разработкепрограмм и планов для реализации на практике политики комплексного обеспечениярегиональной стабильности и безопасности, гарантией которых могла бы статьсовместимость, а в последующем и универсальность подходов к проблемам безопасности.Каждое государство – участник многостороннего формата сотрудничества должновидеть конкретную выгоду от своего вклада в процесс стабилизации региональнойобстановки. Поэтому политикам и практикам России, Китая, стран Центральной Азиии Запада необходимо озаботиться разработкой на многосторонней основе общейстратегии антикризисного реагирования, охватывающей военную, экономическую,гуманитарную и иные сферы обеспечения стабильности и безопасности в ЦА.

Что касается двустороннегосотрудничества Кыргызстана со странами Запада, то за период после 7 апреля2010г. двустороннее политическое сотрудничество КР с США и ЕС характеризовалосьактивизацией и более конструктивными отношениями. Кыргызстан интенсивнопосещали высокопоставленные представители США и ЕС, в том числе в декабре 2010 года Государственный секретарьСША Х.Клинтон посетила Кыргызстан с рабочим визитом. Это свидетельствует о том,что США активно поддерживают выбранный Кыргызстаном курс и будут продолжать оказыватьпомощь республике.

Непосредственно после апрельских событийцелями визитов были: выразить поддержку Временному Правительству в вопросахвосстановления правопорядка, демократизации и укрепления верховенства закона вКыргызстане.

Активизация двусторонних визитов навысоком уровне после смены в апреле 2010 года режима в стране придала новыйимпульс двусторонним отношениям между двумя странами. Весьма важнымполитическим событием в двусторонних отношениях стали встречи в Нью-Йорке, врамках 65-й Сессии ГА ООН, Президента КР Р.Отунбаевой с Президентом СШАБ.Обамой и другими официальными лицами, в ходе которых был обсужден широкийкруг вопросов и получены одобрения на все инициативы и просьбы кыргызскойстороны.

Рабочий визит Президента Кыргызской РеспубликиР.Отунбаевой в Вашингтон 6 – 8 марта т.г. был нацелен на дальнейшее углублениеи усиление кыргызско-американского сотрудничества на двустороннем имногостороннем уровнях. В ходе встреч с Президентом США Б.Обамой, СоветникомПрезидента США по вопросам национальной безопасности Т.Донилоном,Государственным секретарем США Х.Клинтон, конгрессменами и другими официальнымилицами, вопросы борьбы с терроризмом, наркотрафиком, укрепления государственныхграниц КР и содействия укреплению обороноспособности вооруженных сил КР былипоставлены во главу угла.

Данные сферы были обозначены главой государства какодни из наиболее приоритетных для нашей страны, и стороны пришли к обоюдномупониманию, что дальнейшее углубление и усиление сотрудничества в них надвустороннем и многостороннем уровнях будет способствовать обеспечениюбезопасности как Кыргызстана, так и ЦА региона в целом, и содействовать усилиямвооруженных сил США и ISAF,направленным на окончательную стабилизацию ситуации в Афганистане.

Президент Б.Обама и другие официальные представителиАдминистрации США и конгрессмены выразили поддержку и готовность сотрудничать иоказывать помощь Кыргызстану в этих направлениях.

Интенсивный политический диалогпоказывает, что сотрудничество с США является и должно оставаться одним изважнейших внешнеполитических приоритетов Кыргызстана. Кыргызстану необходиморазвивать сотрудничество с этой страной, направленное на установление отношенийстратегического партнерства широкого спектра и глубокой степени взаимодействия.От степени и уровня сотрудничества с США во многом будет зависеть развитиеотношений с развитыми странами западного мира, что в свою очередь будетнаправлено на дальнейшее поступательное развитие Кыргызской Республики.

Если говорить о Евросоюзе, то в своейдеятельности в Кыргызстане они отдают приоритет экономическим и гуманитарнымсвязям, демонстративно подчеркивая отсутствие каких-либо военных интересов,исключая антитеррористические усилия, что было подтверждено в ходе визитаПрезидента Кыргызской Республики Р.Отунбаевой в Бельгию с 28 февраля по 1 марта2011 года. В ходе визита были проведены встречи с Президентом ЕС Х.В.Ромпеем,Председателем Еврокомиссии Ж.М.Баррозо, Спикером Европарламента Е.Бузеком и вкомитете по международным делам Европарламента.

Начиная с 2007 года, Помощь ЕС Кыргызстануосновывается на Стратегическом документе КЕС на 2007-2013 гг. и на ИндикативнойПрограмме КЕС на 2010-2013 гг.

13. Скоро вКыргызстане выборы. Могли бы вы сделать какой-нибудь прогноз. Какие основныезадачи предстоит решить на предстоящих выборах.

Действительно, поскольку основная часть трудовыхмигрантов является гражданами КР, немаловажным вопросом является реализация ихизбирательных прав на территории России.

Буквально несколько дней назад, Жогорку Кенеш КРутвердил дату проведения президентских выборов – 30 октября 2011 года. На дняхмы ожидаем получить из Центра новые нормативные материалы по проведению выборовза рубежом.

Не хотел бы предвосхищать события, говоря о каких-либопрогнозах. Вместе с тем отметить, что мы уже имели негативный опыт, когда итоги голосования на нескольких участках вРоссии на выборах Жогорку Кенеша 10 октября 2010 года были со стороны ЦИККР признаны недействительными.

Тогда, впроцессе выборов участковые избирательные комиссии в РФ сталкивались с несоответствием норм действующего Кодекса овыборах с нормами Конституции КР, а также отсутствием четких регламентирующихдокументов со стороны ЦИК КР при проведении выборов за рубежом. Основныепретензии были высказаны по голосованию по загранпаспортам, составлению основныхсписков и голосованию по дополнительным спискам.

На прошедших 10 октября 2010 года выборах натерритории РФ были образованы 18-ть избирательных участков (в 15-ти городах) иприняло участие около 49 тысяч избирателей.

В связи с этим необходимо высказать нашу озабоченностьпо возможным выступлениям со стороны граждан КР в случае открытия малого количества участков вРФ (только в загранучреждениях) на предстоящих президентских выборах. Как вызнаете, официальные представительстваМИД КР имеются только в трех городах – Москве, Екатеринбурге иНовосибирске.

Конечно, Посольство будет стремиться подключитьдиаспоры и общественные организации к составлению списков потенциальныхизбирателей в отдельных городах и регионах РФ. Вместе с тем, избирательным законодательством непредусмотрена возможность организациивыборного процесса и государственная регистрация избирателей какими-либообщественными организациями.



Поделиться: