Аскар Нурша: не исключено спонтанное возникновение новой волны оппозиции.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Выступления нефтяников явление региональное, отраслевое. Широкими массами публично оно не поддержано, хотя симпатии населения на стороне нефтяников. Нынешнее выступление – одно из самых длительных по времени и острых по накалу. Понятно, что власти озабочены, пытаясь вовремя выявить за выступлениями нефтяников признаки «арабской весны» или руку зарубежных спонсоров поддержки демократии. Проецировать на всю страну пока нет основания, если не считать политические заявления Аблязова. Однако недооценивать ситуацию я тоже не стал бы.
Аскар Нурша: не исключено спонтанное возникновение новой волны оппозиции.

Интервью с независимым политологом Аскаром Нурша. Специально для ИАЦ МГУ.

*****************************************************************************

1. В статье, опубликованной в популярном издании "Литер"Гульмира Илеуова утверждает, что если "говорить о протестных настроениях иих переходе в политическую сферу, то существует такая формула: экономическиепроблемы – через шаг социальные проблемы – через два шага политическиепроблемы". Насколько применима подобная схема к описанию нынешнихказахстанских реалий?

С выводами Гульмиры Илеуовой во многом согласен, они профессиональнообоснованы. Хотя то, о чем она говорит – это часть общей картины, реальнаяжизнь всегда богаче любой теории.

Действительно, экономические и социальные проблемы, если откладывать ихрешение, рано или поздно переходят в политические. Вместе с тем, на мой взгляд,на нынешнем этапе развития Казахстана социальные и экономические проблемы – это продукт нерешенных политических проблем.Это не «кризис роста», через который страна проходила в 2005-2008 гг. Благодаряэкономическому буму и опыту, полученному в те годы, Казахстан поднялся наступень выше в своем развитии, вышел на новый этап и столкнулся с кризиснымиявлениями другого характера - со снижением скорости развития и замедлением нетолько политических, но и социальных процессов.

Вызвано это затянувшейся паузой, взятой властью, в проведении необходимыхреформ по модернизации политической системы и неготовностью, профессиональной ипсихологической, значительной части чиновников к усложняющейся реальности изадачам нового этапа. Опишем ситуацию так: мы обновили компьютер, нопрограммное обеспечение осталось старым, и теперь у нас внутренний конфликтпрограмм и устройств. Теперь компьютер часто «зависает», а более продвинутыепользователи жалуются на ограничение в возможностях пользоваться современнымипрограммными продуктами.

Что касается протестного настроения, то оно зачастую провоцируется самойвластью, несвоевременным и несоразмерным ответом на исходящие «снизу» вызовы.Вместо решения проблем власти их не долго замечают, либо игнорируют, пока онине разрастаются до социальных протестов, а затем по ним «бьют из пушек поворобьям». Это говорит о нарушении «обратной связи» между государством иобществом.

В демократических странах бюрократический аппарат поставлен на службунаселению, люди внутренне свободны и требовательны, когда дело касается их прав.У нас чиновники, даже сотрудник в окошке, демонстрируют власть и высокомерноеотношение к людям.

Можно постоянно ссылаться на низкую политическую культуру населения, нооткуда взяться этой культуре, если ее не прививают. Откуда взятьсяконструктивной оппозиции, если обществуне показывают работающие механизмы и позитивные примеры диалога оппозиции ивласти. Оппозиция, кстати, не легализована, и фактически находится вне закона. Бытьоппозиционером – большой риск для человека и членов его семьи.

Надо высвободить социальную и экономическую активность населения, создавдля этого условия. Но без поддержки политических институтов и без политическоймодернизации это автоматически, по приказу сверху, не произойдет. Отсюда торможениесоциальных и политических процессов.

2. В какой степени можно проецировать ситуацию на Западе Казахстана навсю страну? Этот региональный конфликт - правило или исключение?
Выступления нефтяников явление региональное, отраслевое. Широкими массами публичнооно не поддержано, хотя симпатии населения на стороне нефтяников. Нынешнеевыступление – одно из самых длительных по времени и острых по накалу. Понятно,что власти озабочены, пытаясь вовремя выявить за выступлениями нефтяниковпризнаки «арабской весны» или руку зарубежных спонсоров поддержки демократии. Проецироватьна всю страну пока нет основания, если не считать политические заявленияАблязова. Однако недооценивать ситуацию я тоже не стал бы.

Это казахский Запад, для которогохарактерно особое мироощущение, духовность, религиозность, это земля «святых» -аулие и казахских родов, известных сильным воинским духом, с повышеннымчувством гордости и социальной справедливости. Пытаться склонить бастующих кнужному решению силой не стоит. И тем болеебудет ошибкой применять силу против жен и матерей бастующих. В народной памятиостанется, и в другой раз вспыхнет по-крупному.

Такие конфликты происходятпериодически в добывающей промышленности многих стран, в том числедемократических, парализуя иногда работу целой отрасли на несколько дней.Особенно в тех странах, где сильны позиции профсоюзов. Решаются данныеконфликты в рамках трехсторонних консультаций между собственником, властью ипрофсоюзами, выступающими от имени трудовых коллективов.

3. Можно ли утверждать, что выступления нефтяников свидетельствуют опреодолении социальной апатии, о выходе общественных процессов на новый уровеньво взаимоотношении общества и власти, общества и бизнеса?
О преодолении социальной апатии говорить рано, градус напряженности этисобытия подняли лишь локально – в самом регионе, в интернет-сообществе и,возможно, в Ак Орде. Хотя общество беспокоит «замыливание» властями этойпроблемы.

Что касается взаимоотношенийобщества и власти, общества и бизнеса, то они выйдут на новый уровень только втом случае, если соглашения, к которому придут стороны, будут признаныпрецедентом при рассмотрении подобных конфликтов в дальнейшем. Тогда можнобудет говорить, либо о прогрессе, либо об отходе от устоявшейся практики.

В обострении данной проблемывиновата во многом сама власть, которая отдает социальные проблемы в нефтянойотрасли на откуп крупных собственников. Классически, это не вопрос демократии,а сложившаяся негативная практика, когда правительство в трудовых конфликтахзачастую становится на сторону работодателя. Кроме того, у наших чиновников сгодами выработалась «глухота» к слабо организованным проявлениям социальногонедовольства. Поэтому, чтобы их услышали в Астане, протестующие сегоднявыбирают более радикальные способы достучаться до власти. С этой точки зрения,события на западе республики укладываются в сложившуюся модель взаимодействиявласти и протестных групп: «протест – общественный резонанс – реакциявласти».

Следует также признать, что частотавыступлений нефтяников на Западе увеличивается. Это указывает на образованиеустойчивой протестной социальной среды, которую будет пытаться отыграть в своюпользу казахстанская оппозиция. Обвинения в адрес оппозиции, которая якобыпытается нажить себе капитал и «примазаться» к выступлениям нефтяников не справедливы.В демократических странах это нормальный политический процесс, где оппозициявыступает в роли канала, по которому транслируется протестное настроение вовласть. Власти хотели же получить спарринг-партнера?

Возможно, из среды бастующихнефтяников выдвинутся новые лидеры и активисты протестного движения в регионе,необходимые условия для этого созрели. Нынешние лидеры оппозиции не предпринимаютсерьезных шагов и выжидают, пока «Акела промахнется». Поэтому не исключено спонтанноевозникновение новой волны оппозиции.

4. В своей статье выговорите об "устаревании политического стиля управления" в РК. Черезкакие механизмы Вы видите формат его модернизации?

Прежде всего, черездецентрализацию власти и демократизацию управления. Нужно спустить чиновников снебес и сократить дистанцию междугосударственным аппаратом и рядовыми гражданами. На всех уровняхгосударственной службы, в том числе в бюджетных организациях, национальныхвузах, целесообразно кардинально ограничить сроки пребывания руководства напосту, жестко соблюдать принцип ротации, ввести выборность акимов городов. Вполитическом процессе необходимо создание конкурентной среды для партий и политиков.Население видит, что за рубежом, особенно на Западе, политики ведут борьбу засимпатии и голоса граждан-избирателей. В Казахстане публичная политикаотсутствует.

Политический стиль управления можно исправить только установлениемальтернативного контроля над деятельностью власти со стороны гражданскогообщества и со стороны других ветвей власти, в первую очередь парламентскогоконтроля через усиление функций парламента. А это вопрос политический, которыйпока не находит своего решения.

Кстати, достаточно безболезненнов нынешних реалиях можно было бы ввести парламентский и общественный контрольнад сферами здравоохранения, науки и образования, АГС. Это план минимум. Видеале – над МВД, КНБ и финполом.

В экономической сфере необходимоизменить налоговый кодекс в интересах малого и среднего бизнеса, с акцентом нанационального производителя. Это создаст условия для укрепления среднегокласса, чье положение резко ухудшилось в последнее время.

В социальной сфере требуютсярадикальные решения. К примеру, повышение минимальной пенсии до 60 000тенге. Установление достойной заработной платы работникам сферы образования,науки и здравоохранения, военнослужащим, а также сотрудникам правоохранительныхорганов. Деньги у государства имеются, нужно только правильно расставитьприоритеты.

Теги: Казахстан

Поделиться: