ШОС и Казахстан - они, если честно....

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В экономической же плоскости руководство Казахстана, похоже, не против сделать ШОС своего рода испытательной площадкой для реализации неоднократно озвученной раньше идеи Нурсултана Назарбаева о введении наднациональной валюты. Привлекает также внимание его инициатива о создании единого транспортно-энергетического пространства в рамках Евразийской системы трубопроводов и линий электропередачи.
ШОС и Казахстан - они, если честно....

Интервью Андрея Чеботарева, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» для ИАЦ МГУ

*************************************************************************

- Как воспринимают в РК идею расширения ШОС вближайшей или отдаленной перспективе?

- Судя по всему, Астана прекрасно понимает, что«погоду» в ШОС делают Москва и Пекин. Поэтому она вынуждена учитывать ихпозицию по наиболее важным вопросам деятельности и развития организации,особенно ее возможного расширения. В результате Казахстану приходитсяманеврировать между интересами двухстороннего сотрудничества со странами,желающими стать полноправными членами ШОС, и весьма острожным подходом стран-участницорганизации к расширению своих рядов. Хотя при многовекторномвнешнеполитическом курсе ему, похоже, не привыкать.

В этих условиях у Казахстана практически ненаблюдается собственной четкой и принципиальной позиции по рассматриваемомувопросу. Хотя определенные предпочтения имеются. В частности, еще в 2003 годупрезидент РК Нурсултан Назарбаев выступил в поддержку вхождения в перспективе вШОС Индии. По его мнению, этот шаг позволит ШОС стать «мощнейшей структурой безопасности на Евро-Азиатском континенте» .

Однако впоследствии эта точка зрения если и не былаофициально пересмотрена, то, во всяком случае, активно не продвигалась. Болеетого, в 2006 году бывший тогда главой казахстанского МИДа Касым-Жомарт Токаевзаявил о том, что «Казахстан считаетнеобходимым временно воздержаться от расширения ШОС за счет постоянных членов инаблюдателей ввиду отсутствия в организации правовой базы, регламентирующейпорядок приема новых членов, а также критериев предоставления статусанаблюдателя» . С одной стороны, такой подход соответствует состоянию ШОС,процесс организационного становления которой фактически еще не завершен. Сдругой стороны, на волне активного взаимодействия с Пекином, имеющим сложные взаимоотношенияс Дели, Астана вынуждена подыгрывать первому из них, пытаясь при этом неиспортить отношения и со вторым.

В целом, в настоящее время на официальном уровнеКазахстан придерживается общей линии стран-участниц в вопросе расширения ШОС. Чистообъективно же ему положительное решение этого вопроса выгодно. Так, за счет возможногочленства той же Индии он, скорее всего, рассчитывает сбалансировать позицииКитая и России и получить в ее лице потенциального союзника, способногоподдерживать различные его инициативы в рамках организации. С выходом науровень полноправного члена ШОС Пакистана страны-участницы смогли бы увеличитьвозможности влияния организации на процесс стабилизации ситуации в Афганистане.

На Монголию у Казахстана в региональном масштабе каких-либосерьезных ставок нет. Вместе с тем как самая первая из стран, получивших статуснаблюдателя в ШОС, а также вполне устраивающая всех стран-участниц, именно онаможет открыть в будущем процесс расширения организации. После этого шансы начленство в ШОС могут увеличиться у Дели и Исламабада. Гораздо сложнее обстоитдело с Ираном. Несмотря на относительно хорошие двусторонние взаимоотношения, Казахстанменьше всего склонен поддерживать стремление этого государства к членству в ШОС.Хотя бы во избежание раздражения со стороны США и ЕС. К тому же, если у Астаны вотношении Дели совпадают позиции с Москвой, а возможной поддержкой Исламабада онаможет угодить Пекину, то при желании поддержать Тегеран Астана не смогла бырассчитывать ни на одну из двух держав.

- Какие проекты ШОС для Казахстана представляютсянаиболее интересными и перспективными?

- Соответствующие интересы своей страны относительноШОС четко выразил на юбилейном саммите организации президент РК. Особенно здесьвыделяется инициатива создания Совещания по урегулированию территориальных ирегиональных конфликтов, направленного на недопущение общими усилиями такназываемых «цветных революций» и всевозможных социальных конфликтов. Как видим,Астана заинтересована увеличить уровень ответственности ШОС, выведя его дальшепределов борьбы с терроризмом, экстремизмом и наркобизнесом.

В экономической же плоскости руководство Казахстана,похоже, не против сделать ШОС своего рода испытательной площадкой дляреализации неоднократно озвученной раньше идеи Нурсултана Назарбаева о введениинаднациональной валюты. Привлекает также внимание его инициатива о создании единоготранспортно-энергетического пространства в рамках Евразийской системытрубопроводов и линий электропередачи.

Вместе с тем перспективы возможной реализации данныхидей выглядят весьма туманными. Особенно это касается экономических проектов.Во-первых, из-заявной отдачи приоритета в реализации соответствующих отношений на двустороннемуровне экономическое направление деятельности ШОС до сих пор не отличилоськакими-либо серьезными достижениями. Во-вторых, сказывается фактор конкуренциимежду Китаем и Россией, в том числе за энергоресурсы Центральной Азии. В связис этим России выгодно решать вопросы многостороннего взаимодействия экономическогохарактера с некоторыми другими странами-участницами в рамках ЕврАзЭС иТаможенного союза, где она доминирует, нежели ШОС.

Что касается идеи образования отмеченного выше совещания,то, несмотря на ее актуальность в свете известных прошлогодних событий вКыргызстане, ее осуществление представляется бессмысленной без созданиясовместных, по аналогу, к примеру, с ОДКБ, военно-силовых механизмов. Однако ктакому уровню взаимоотношений страны-участницы ШОС в силу ряда факторов готовыбудут не скоро.

- Какую роль руководство РК отводит ШОС в рамкахразвития диалога с Китаем?

- Многосторонний формат имел важное значение лишь впервые годы независимости Казахстана, когда на качественно новой, после распадаСоюза ССР, основе выстраивались его отношения с Китаем. Именно это обстоятельствонашло свое выражение в создании и функционировании в 1996-2000 гг. предшественницыШОС - «Шанхайской пятерки» по схеме «4+1» с участием постсоветских стран играничащей с ними КНР. При этом первоначально основной акцент был сделан на создании атмосферы доверия ибезопасности на всей протяженности бывшей советско-китайской границы.

В настоящее же время, когда взаимоотношения Казахстанаи Китая имеют четкие и относительно устойчивые идейно-политические иорганизационно-правовые основы и тенденцию к своему расширению, особенно полинии экономического сотрудничества, необходимости в коллективном посредникемежду ними нет. Разве что под эгидой ШОС более интенсивно, чем на двустороннемуровне, развиваются отношения двух государств по военной линии. Особенно этопроявляется в проведении странами-участницами ШОС совместных военных, восновном антитеррористических учений.

Поделиться: