Зараут: судьба кишлака и памятника. Часть 1

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Приблизительно в 100 км севернее Термеза расположена местность, которая называется Зараут. Когда мы говорим Зараут, то невольно вспоминается имя Зороастра – основателя древней религии Центральной Азии. Местные краеведы утверждают, что Зороастр родился в снежном горном краю рядом с великой рекой Даитией (т.е. Амударьёй), а Термез является главным городом зорастрийцев. Однако в науке существуют другие версии относительно места рождения Зороастра. По данным археологов, в Зарауте и его окрестностях в раннем железном веке существовала развитая культура. Благодаря исследованиям последних десятилетий, достоверно известно о пребывании великого узбекского поэта Алишера Навои в Зарауте по пути следования в Самарканд. В поэме «Семь планет» Навои упоминает о своих впечатлениях от посещения этой местности[1]. В исторической памяти населения сохраняется предание о том, что на пути следования в Индию в Зарауте побывал великий правитель и поэт Захириддин Мухаммад Бабур
Зараут: судьба кишлака и памятника. Часть 1


Приблизительнов 100 км севернее Термеза расположена местность, которая называется Зараут. Когда мы говорим Зараут, то невольно вспоминается имя Зороастра –основателя древней религии Центральной Азии. Местные краеведы утверждают, что Зороастр родился в снежном горном краю рядом с великой рекой Даитией (т.е. Амударьёй), а Термез является главным городом зорастрийцев. Однако в науке существуют другие версии  относительноместа рождения Зороастра. По данным археологов, в Зарауте и его окрестностях в раннем железном веке существовала развитая культура. Благодаря исследованиям последних десятилетий, достоверно известно о пребывании великого узбекского поэта Алишера Навои в Зарауте по пути следования в Самарканд. В поэме «Семь планет» Навои упоминает о своих впечатлениях от посещения этой местности[1].В исторической памяти населения сохраняется предание о том, что на путиследования в Индию в Зарауте побывал великий правитель и поэт Захириддин Мухаммад Бабур[2].

 

Панорама

 

 

Насклоне горы Кугитанг, являющейся одним из хребтов Южно-Гиссарской гряды, много родников. Высокий склон горы местное население называет Рез. Рофдник, берущий свое начало на этом склоне, открывая себе дорогу, стекает вниз и после слияния с другими родниками достигает пространства между горами Катта курчук (Большой страж) и Кичик курчук (Малый страж) и превращается в журчащий сай (горную реку). Выходя из теснины гор в широкие адыры (адыры– тип предгорий в полупустынных областях Центральной Азии, изрезанных разветвленными и глубокими оврагами), он соединяется с другим саем, который течет из кишлака Кызыл алма. Вместе два сая орошают сады и поля селений Карабог, Майдон, Лойлик, впадая затем в Шерабаддарью.

 

Когда-тоочень давно расширившееся русло сая между горами Катта курчук и Кичик курчук превратилось в небольшую долину, где поселились люди.

 

 

По обе стороны реки растут старые тутовые и ореховые деревья. Трудно различить места старых глинобитных стен (дувалов).На склоне Катта курчука три дома, оштукатуренные глиной стены которых побелены. Если смотреть с площадки, расположенной рядом с домами, то перед нами престанут величественная панорама горы Кичик курчук (находящейся за селением Кызыл алма), вечнозеленый арчовый лес, древнее кладбище, уходящая вверх зигзагообразная горная тропа, а вдалеке над кишлаком Шалкан, Кампиртепа – высокие белые горные скалы, покрытые облаками.

 

Кишлак

 

 

Склон,на котором мы стоим, когда-то был цветущим кишлаком Зараут. По свидетельству местного старожила Панжи Нишонова, от начала сая до тех мест, где растет арча (вид хвойного дерева), вся местность была занята домами. Издажека они казались лестничными ступенями, поставленными одна за другой. Это были дома, где зараутчане проводили зиму. Когда вода в сае замерзала, люди пили воду из родников. Летом жители селились в садах, расположенных вверху и внизу вдоль течения сая, или же у родников.

 

Сады называли: юкори хаёт(верхний сад) и одок хаёт (нижний сад). Во фруктовых садах росли урюк, фисташка, орех, вишня, яблоки, персики, айва, инжир, груши и виноград. Во многих других местах сады смешивались с арчовыми лесами. Это были очень плодоносные сады.

 

 

О селении Зараут бытует такая легенда: если прибывший из другой местности человек пройдет через весь Зараут до тропы, ведущей в Ходжа анко,то все время его будет сопровождать стук конских копыт, который то усиливается, то стихает, но ни всадника, ни коня, чьи копыта производят этот стук, вы не увидите.

 

Ещеодна достопримечательность Зараута: пять ореховых деревьев, посаженных близко друг к другу. Их кроны переплетаются между собой так, что летом листья не пропускают ни одного луча солнца. Издалека они кажутся одним деревом…

 

 

Ныне селение Зараут не существует. На месте цветцщих когда-то садов теперь растут дикий боярышник, заранг(клен), арча, а остальное пространство – пустынные холмы. Переживший много веков кишлак Зараут превратился в развалины в годы Второй мировой войны.

Джалолиддин Мирзаев, Абдулла Холмирзаев, Узбекистан

Статья вошла в Социокультурный альманах "Узбекистан через пространство и время". Ташкент 2010.



[1] Алишер Навоий. Хамса: Сабъаи сайёр. – Ташкент, 1960. – С. 535.

[2] Ёкубов Ш. Кадимий юртимизда унинг излари// Сурхон тонги, 1992, 29 май.

фото: www.iskusstvu.ru

Продолжение следует...


Поделиться: