Сказки Шахерезады для Красного Дракона

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
На Ближнем и Среднем Востоке (БСВ) ключевые партнеры Китая – Саудовская Аравия, Турция, Иран и Пакистан. Они ценят, что он в отличие от Запада не стремится изменить их образ жизни и политическую систему. КНР в регионе – потенциальный противовес США и конкурент ЕС. Пекин в Магрибе и Сахеле, Машрике и Иране, Пакистане и Афганистане, Турции и Израиле играет только по собственным правилам, не вступает в альянсы, преследует прагматичные интересы, ведет открытую экономическую и скрытую военно-политическую экспансию с дальним прицелом.
Сказки Шахерезады для Красного Дракона

На Ближнем и Среднем Востоке (БСВ) ключевые партнеры Китая – Саудовская Аравия, Турция, Иран и Пакистан. Они ценят, что он в отличие от Запада не стремится изменить их образ жизни и политическую систему. КНР в регионе – потенциальный противовес США и конкурент ЕС. Пекин в Магрибе иСахеле, Машрике и Иране, Пакистане и Афганистане, Турции и Израиле играет только по собственным правилам, не вступает в альянсы, преследуетпрагматичные интересы, ведет открытую экономическую и скрытую военно-политическую экспансию с дальним прицелом.


Китайские проекты сочетают стратегию и тактику. Масштабные государственные программы, в разы превышающие возможности соперников, дополняются бизнесом частных фирм, большинство которых работает на микроуровне, но многие сопоставимы по возможностям с европейскими странами. Китай избегает столкновения с США, ЕС, Индией, Японией, Южной Кореей, Бразилией и другими игроками, но не поддается никакому давлению, тем более что инструментами воздействия на его позицию не располагает никто.


Дела ведутся по-крупному

Торгово-экономическоепартнерство между Королевством Саудовская Аравия (КСА) и КНР официальноначато в 1988 году. Спустя еще восемь лет была создана саудовско-китайская комиссия по торгово-экономическому, инвестиционному итехническому сотрудничеству. А далее по нарастающей:


•1999 год. КСА и КНР провозгласили установление стратегических отношений в топливно-энергетической сфере;

•2004год. По инициативе Пекина создан Китайско-арабский форум сотрудничества, в работе которого с тех пор участвует Саудовская Аравия;

•2006 год. Подписан меморандум о взаимопонимании по политическим консультациям;

•2007 год. Подписан меморандум о сотрудничестве в области добычи нефти, газа и полезных ископаемых.

Изодного этого перечня видно, насколько заманчивы ресурсы саудитов для Пекина. Кроме того, заключен договор об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов, сотрудничестве в области образования, религии, здравоохранения и подготовки кадров. Саудовские фирмы возводят в КНР объекты инфраструктуры, предприятия нефтепереработки и нефтехимии. Более 40 китайских предприятий работают на рынке строительного подряда КСА, объеминвестиций КНР в этом сегменте экономики в 2008 году достиг 6 миллиардов долларов. Крупнейший инвестиционный проект Поднебесной в КСА –создание промышленного города у комбината по производству алюминия в провинции Джизан.


" Китай не поддается никакому давлению, тем более что инструментами воздействия на его позицию не располагает никто "В 2008-м КНР заняла третье место в саудовском экспорте и второе место вимпорте при товарообороте, равном 41,8 миллиарда долларов. КСА – крупнейший торговый партнер Китая в арабском мире. С 2010 года Поднебесная – основной потребитель саудовского "черного золота" (четверть его импорта в Китай приходится на КСА). Пекин предложил Эр-Рияду создать на юго-востоке КНР стратегический резерв нефти за счет дополнительных поставок из королевства, вкладывает средства в нефтедобычу и нефтехимию саудитов, ведет разведку природного газа, строит комплекс предприятий в Джубейле (Восточная провинция). Велики перспективы взаимодействия в опреснении морской воды и ядерной сфере.


Военно-техническоесотрудничество КСА и Китая развито слабо, так как в этой сфере саудиты ориентируются на США и другие страны Запада. Так, в 1999 году Поднебесная не смогла добиться поставки в королевство ракет с дальностьюпуска до 5,5 тысячи километров взамен устаревших "Дунфэн-3". Однако в 2006-м КСА и КНР подписали соглашение по вопросам безопасности и закрытый контракт по оборонным системам, а спустя еще два года договорились о закупке Эр-Риядом 54 155-мм самоходных гаубиц PLZ-54.


Все было бы совсем хорошо, если бы не Уйгуры

В2010 году руководители Турции и Китая заявили о намерении довести отношения между двумя государствами до уровня стратегического партнерства и создании нового механизма по совместной борьбе с терроризмом. Было заключено рамочное соглашение о расширении торгово-экономического сотрудничества, а также подписаны документы:


•о подготовке среднесрочного и долгосрочного планов его развития;

•о совместной реализации инфраструктурных проектов в третьих странах;

•о формировании рабочей группы по проекту "Шелковый путь".

Турецко-китайскоепартнерство в энергетике, строительстве мостов и железных дорог включает участие КНР в прокладке высокоскоростной железнодорожной магистрали Анкара – Стамбул. Обсуждается привлечение Китая к строительству в Турции АЭС.


Коллаж Андрея Седых

КНР стала третьей страной после России и Ирана, с которой Турция заключила соглашение о переходе в двусторонней торговле на расчеты в национальных валютах. Анкара и Пекин намерены увеличить товарооборот с 17 миллиардов долларов в 2009 году до 50 миллиардов к 2015-му и до 100 миллиардов к 2020-му (в 2009-м китайский импорт в Турцию превысил более чем на 12 млрд долл. турецкий экспорт в КНР).


В рамках сотрудничества вооруженных сил двух стран в центре военно-воздушной тактики в городе Конья прошли совместные учения ВВС Турции и Китая (китайские самолеты прибыли в Турцию через Иран, где они дозаправлялись).


Правда, подавление волнений в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР в 2009 году осложнило отношения Анкары и Пекина. В рамках решения вопроса культурной интеграции восточно-туркестанских уйгуров в тюркский мир планируются открытие турецкого консульства в административном центре СУАР Урумчи, установление прямого воздушного сообщения между ним и Стамбулом.


Давний друг Пакистана

Исламабад рассматривает Пекинкак партнера и союзника начиная с индокитайских пограничных конфликтов 1959 и 1962 годов. В 1963-м было подписано соглашение о демаркации границы между китайским Синьцзянем и частью Кашмира, контролируемой Пакистаном. Спустя три года начались поставки в Исламскую Республику из Поднебесной танков и самолетов.


Пакистан поддержал КНР в 1971 году, когда решался вопрос о ее статусе в ООН, выступив против американской формулировки "двух Китаев". В 70-е годы Пекин помогал Исламабаду развивать промышленность и энергетику ИРП, началось строительство Каракорумского шоссе протяженностью 1300 километров, связавшего город Гилгит в пакистанском Кашмире с китайской границей (завершено в 80-х годах).


В 70–80-е годы Китай был главным поставщиком вооружения и военной техники Пакистану. Лидеры двух стран согласовывали свои позиции по афганской проблеме. Исламабад солидаризовался с позицией Китая по кампучийскому вопросу. После 1998 года, когда из-за испытаний пакистанской атомной бомбы Вашингтон прекратил оказание экономической помощи и поставки оружия Исламской Республике, китайцы вновь оказались основными снабженцами ВВТ ее армии.


Китайнастойчиво проникает во все сферы экономики ИРП, неуклонно усиливая экспансию. Так, в 2002-м была достигнута договоренность о строительстве КНР в Пакистане к 2015–2016 годам четырех атомных электростанций общей мощностью 2100 МВт, стоимостью 3,3 миллиарда долларов. Тогда же для организации выхода Поднебесной к Аравийскому морю и Индийскому океану началось сооружение порта Гвадар. В 2002–2003 годах за счет китайского кредита в 1,16 миллиарда долларов были возведены три многофункциональныхпричала для стоянки морских судов с инфраструктурой для перевалки сыройнефти. В рамках второй очереди проекта в 2007-м сданы в эксплуатацию девять морских причалов и смонтировано оборудование для ночной навигацииобщей стоимостью 600 миллионов долларов.


В 2004-м КНР предоставила кредит Пакистану в 750 миллионов долларов на строительство четырех современных эсминцев в 2008–2013 годах. Тогда же Пекин проявил интерес к разработке угольных месторождений в районе Тхар и сооружению на их базе ТЭС мощностью 600 МВт. В 2005-м был подписан договор о сотрудничестве двух стран в области экономики, обороны и использования атомной энергии в мирных целях, заложена АЭС "Чашма-2", согласован проект модернизации Каракорумского шоссе, доведения его до порта Гвадар,прокладки параллельной железной дороги и газопровода, а также оптоволоконного кабеля. В 2006 году было подтверждено китайско-пакистанское сотрудничество в освоении медного месторождения "Саиндак", нефтяных и газовых месторождений (более 100 проектов), в подготовке проекта дамбы Гомал Зам, достигнута договоренность о совместном производстве истребителя JF-17 для ВВС Пакистана на базе авиакомплекса в городе Камре.


2008 год ознаменовался заключением соглашения о сооружении китайцами в Пакистане шести АЭС общей мощностью 8800 МВт, намерениями Пекина инвестировать в экономику ИРП пять миллиардов долларов, в том числе в рамках совместной разработки системы AWACS и поставки Исламабаду новых танков.


На ту же пору приходятся китайские вложения в Специальную экономическую зону Пакистанана сумму 35 миллионов долларов, увеличение инвестиций КНР в Белуджистане, рост импорта из ИРП в Китай сельскохозяйственной продукции, хлопчатобумажной пряжи и тканей, была согласована помощь Поднебесной в реконструкции 700 километров пакистанских дорог.


Поддерживаютсяконтакты в области образования и здравоохранения. В 2009 году КНР и Пакистан подписали соглашение о совместном исследовании космического пространства, а Металлургическая корпорация Китая выразила намерение участвовать в модернизации металлургического завода в Карачи стоимостью 2,2 миллиарда долларов. В 2010-м Пекин объявил о намерении инвестироватьв экономику Белуджистана и Пенджаба, продолжить строительство порта Гвадар.


Вследствие укрепления американо-индийских отношений Пакистан сделал ставку на развитие стратегического партнерства с КНР. В 2010 году между ними были подписаны 13 соглашений и меморандумов на 14 миллиардов долларов. В Исламабаде и Карачи планируется открыть филиалы крупнейших банков Китая. Определены 36 проектов, которые будут реализованы при поддержке КНР. Пакистан – второй после Индии торговый партнер Китая в регионе с внешнеторговым оборотом 10 миллиардов долларов, потенциал роста которого к 2012 году составляет 15 миллиардов долларов. Впрочем, товарооборот между Индией и КНР за 25 лет вырос со 150 миллионов до 50 миллиардов долларов.


Китай оказал Пакистану гуманитарную помощь после землетрясения в 2005 году, выделил 30 миллионов долларов на размещение беженцев из Свата в 2009-м. А после наводнения 2010 года предоставил 229 миллионов долларов на реконструкциюпострадавших объектов, 10 миллионов – на восстановление домов и льготный кредит в размере 400 миллионов – на воссоздание инфраструктуры.


"Шелковый путь" для жесткой экспансии

Тегеран– один из ведущих торговых партнеров Пекина. В 2009 году Иран доставил КНР 12 процентов нужного ей "черного золота", занимая третье место в списке крупнейших поставщиков энергоносителей в Поднебесную после Анголыи КСА. С 2001-го китайская "Синопек" разрабатывает нефтяное месторождение "Заварех-каншане". Государственная нефтеторговая компания КНР Zhuhai Zhenrong Corp. заключила соглашение на 25 лет на импорт природного газа стоимостью 20 миллиардов долларов. Государственная нефтяная компания SINOPEC Engineering Inc. в 2007 году подписала с Министерством нефти ИРИ контракт на 25 лет на импорт 385 миллиардов кубометров "голубого топлива" и 150 тысяч баррелей "черного золота" в день из месторождения "Ядаваран", предусматривавший два миллиарда долларов инвестиций КНР в течение четырех лет.


В 2008 году Тегеран озвучил намерение участвовать в формировании стратегических резервов нефти на территории Китая. В 2009-м стороны заключили договор на разработку месторождения "Северный Азадеган" на два миллиарда долларов. В рамках ежегодных поставок в КНР 20 миллионов тонн сжиженногоприродного газа (около 31 млрд кубометров) с месторождения "Северный Парс" соответствующее соглашение подписало иранское Миннефти, но документ не утвердил Высший экономический совет ИРИ. Взамен в 2009 году Иранская нефтяная национальная компания заключила контракт на 4,7 миллиарда долларов c Китайской национальной нефтяной компанией China National Petroleum Corporation (CNPC). Цель его реализации – разработка месторождения "Южный Парс".


Не исключено, что газопровод "Мир" (Иран – Пакистан – Индия) протянется до КНР. Консорциум китайских компаний подписал контракт на 2,2 миллиарда долларов, в рамках которого Shanghai Zhenhua Heavy Industry Co.Ltd. (ZPMC) обязалась построить к 2010 году десять морских и семь наземных буровых установок и изготовить два подъемных крана. КНР вложила 1,5 миллиарда долларов в возведение завода по производству газового конденсата в СЭЗ "Киш". "Синопек" заключила соглашение с Иранской национальной нефтяной компанией на 150 миллионов долларов о переоборудовании Тебризского и Исфаганского НПЗ, сооружении нефтепровода Некка – Тегеран (336 км), а после выхода китайской госкорпорации из консорциума к реконструкции заводов приступили частные китайские компании.


Вместе с тем, чтобы не зависеть от проблемных взаимоотношений ИРИ с мировым сообществом и ситуации в арабском мире, Китай осваивает нефтяные ресурсы в Африке, Центральной Азии и Латинской Америке. В 2009 году поставки нефти из Ирана в Китай сократились почти вдвое на фоне роста закупок в Анголе. В дальнейшем уровень импорта КНР нефти из ИРИ был стабилен. В 2006–2010 годах Китай подписал контракты на модернизацию НПЗ Арак (956 млн долл.),развитие нефтяных месторождений Северный Азадеган (1,75 млрд долл.), Ядаваран (2 млрд долл.), Гармсар (20 млн долл.) и 11-го блока газового месторождения "Южный Парс" (4,7 млрд долл.).


В 2009 году Иран обратился к КНР с пакетом инвестиционных предложений на 48,2 миллиарда долларов в энергетическом секторе, включая создание семи новых НПЗ. Тогда же КНР приняла решение об участии в проектах стоимостью три миллиарда долларов по модернизации иранских НПЗ (в том числе в Абадане),а Sinopec подписала соглашение на предоставление 6,5 миллиарда долларовнефтеперерабатывающей промышленности ИРИ и контракт с CNPC на 4 миллиарда долларов на повышение производительности иранских нефтяных полей.


Китай не поддержал односторонние антииранские меры США и ЕС, введенные в 2010 году. КНР и Турция – одни из главных поставщиков бензина ИРИ. С сентября 2009-го Пекин обеспечивает не менее трети иранских потребностей в импорте. Сверх того – от 30 до 40 тысяч баррелейбензина в сутки поставлялось китайцами в Иран через третьи страны. В 2009 году китайские компании расширили долю рынка в Иране, в том числе благодаря таким госструктурам, как China National Petroleum Corporation иZhen Hua Oil – формально частной компании. Побочным итогом стал рост деловой активности в ОАЭ малых торговых фирм, включая транспортные компании из Японии, Сингапура, Индии и КНР.


США и ЕС обвиняют КНРв попытках подрыва международного санкционного режима в отношении Иранаи поставках ему товаров двойного назначения. Американцы применили национальное законодательство против китайских компаний, экспортировавших в ИРИ химические материалы, которые могли быть использованы в ВПК. При подготовке резолюции № 1929 в Совете Безопасности ООН Китай приложил все усилия, чтобы в ее тексте остались только положения, связанные с режимом ДНЯО.


Военно-техническое сотрудничество КНР и ИРИ развивалось до конца 90-х годов, однако оружие из Китая поставлялось через Иран экстремистским группировкам на БСВ. Поддавлением Вашингтона и вследствие заинтересованности Пекина в сотрудничестве с США и Израилем с 1997 года его проекты с ИРИ в ядерной сфере были свернуты, а ВТС минимизировано.


В 2004-м был подписан меморандум ИРИ и КНР о сотрудничестве в области космических технологий инаучных исследований, итогом которого стал запуск в 2008 году с помощьюкитайской ракеты иранского искусственного спутника Земли Environment-1.В 2005-м Иран вступил в качестве наблюдателя в Шанхайскую организацию сотрудничества. В 2006–2008 годах Пекин поддержал введение против него санкций ООН, в 2008-м китайские банки на четыре месяца приостановили контакты с иранскими финансистами. КНР выступает против полного членстваИРИ в ШОС, но отрицательно относится к введению новых антииранских санкций, полагая, что они спровоцируют обогащение ИРИ запасов урана до 20 процентов, лишь приблизив Тегеран к ядерному статусу.


В условиях санкций против ИРИ Китай для нее – главный источник инвестиций итехнологий. Используя это, Поднебесная расширяет экономическую экспансию в Иран, в том числе в сфере транспорта на основе "Протокола о взаимодействии в транспортной сфере" от 2003 года, включавшего вопросы строительства в ИРИ аэропортов, портов, автомобильных и железных дорог. Особой темой является прокладка новых нефте- и газопроводов. Инвестиции КНР в транспортную инфраструктуру Ирана составили 400 миллионов долларов, включая строительство шоссе "Тегеран – Север" (260 млн долл.) иметро в Тегеране, Исфагане, Мешхеде, Тебризе.


Концепция "Большого Китая" предполагает создание нового "Шелкового пути" – азиатско-европейского трансконтинентального коридора через Турцию, Иран,Центральную Азию и Поднебесную, частью которого должна стать железная дорога КНР – Казахстан – Узбекистан – Туркменистан – ИРИ. Китай реализует с Ираном контракт на поставку 60 вагонов метро в Мешхеде и проект по производству "народного" автомобиля стоимостью до шести тысяч долларов. China National Heavy Truck Corporation в 2006 году поставила вИРИ 10 тысяч тяжелых грузовиков и подписала контракт с Iran Khodro Diesel на их сборку в ИРИ, а китайская South East (Fujian) Motor Co. Ltd. поставила в Иран 8 тысяч микроавтобусов Soueast Delica.


Китайс 2006 года имеет прочные позиции на инвестиционном рынке ИРИ, где работает более 1200 китайских компаний. В 2008-м в Иране реализовывалосьоколо 200 проектов с китайским участием, две трети – на межгосударственном уровне. В 2005–2010 годах ИРИ и КНР подписали инвестиционные контракты на 120 миллиардов долларов в сферах строительства, нефтехимии, судостроения, производства цемента, водного исельского хозяйства, развития портов Чабахар и Бендере Хомейни, энергетики (в том числе возведение пяти плотин – до 800 млн долл.). Китайцами построены в Иране ГЭС "Талеган" и "Мулла Садра", будет возведена ГЭС "Рудбар" (за счет китайской кредитной линии в один млрд долл.). В 2009 году были заключены контракты на 17 миллиардов долларов на прокладку железных дорог и развитие строительного сектора. КНР готоваучаствовать в разработке титановых месторождений ИРИ, а Иран – в строительстве торговой инфраструктуры в Синьцзян-Уйгурском АО.


ТоварооборотКНР и ИРИ вырос с 14,4 миллиарда долларов в 2006 году до 21,2 миллиардав 2009-м, когда доля китайских товаров в иранском импорте составила 13 процентов (7,9 млрд долл.). Помимо нефти Иран экспортировал в КНР товарына 3,12 миллиарда долларов, что сделало Китай вторым после ОАЭ рынком их сбыта. Существенную часть иранского экспорта составляют металлы (железная руда, чугун, алюминий, медь, хром, свинец), пропан, мрамор и сера, одним из крупнейших потребителей которых является КНР. Часть китайских товаров ввозится в Иран через третьи страны (в основном из ОАЭ), с учетом чего объем ирано-китайской торговли равен 30–36 миллиардам долларов, превращая Пекин в ведущего партнера Тегерана.


Евгений Сатановский,

президент Института Ближнего Востока

№ 25 (391) за 29 июня 2011 года

Источник - Военно-промышленный курьер

Поделиться: