Тревожная социальная апатия в Казахстане: взгляд справа

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Объявив ключевым принципом государственной политики «сначала экономика, потом политика», власти в целях обеспечения политической стабильности и собственной безопасности эфективно зачистили политический ландшафт от реальных и потенциальных политических бунтарей, вытеснив их в политический андеграунд. С исчезновением политиков в Казахстане исчезла «политика» как таковая. Политический процесс моделируется искусственно в недрах Администрации президента, и там же «модернизируется».
Тревожная социальная апатия в Казахстане: взгляд справа

Тревожная социальная апатия в Казахстане: взгляд справа

Казахстанское общество охватиласоциальная апатия. Этот факт, давно известный простым жителям, сегодня признаютжурналисты и эксперты, в том числе околовластные. Последнее требует к себеособого внимания.

Социально-политическая инертностьбыла и раньше присуща казахстанскому обществу. После небольшого по временипериода политического возрождения в начале 90-х годов, власти последовательноотбивали у населения желание заниматься политикой и влезать в «делагосударевы», разрешив при этом обогащаться всеми доступными средствами.

Обогащаться разрешилиоколовластной поросли молодых олигархов, но с условием не вмешиваться вполитику, отдать часть бизнеса и финансировать отдельные прихоти власти. Приэтом опасаясь конкуренции со стороны олигархов, власти осознанно илинеосознанно препятствовали появлению национально ориентированного капитала. Этопривело к формированию и засилию в Казахстане космополитического икомпрадорского слоя предпринимателей, не способного выдвинуть актуальнуюповестку для государственного развития в национальных терминах.

Объявив ключевым принципомгосударственной политики «сначала экономика, потом политика», власти в целяхобеспечения политической стабильности и собственной безопасности эфективнозачистили политический ландшафт от реальных и потенциальных политическихбунтарей, вытеснив их в политический андеграунд. С исчезновением политиков в Казахстане исчезла «политика» как таковая. Политическийпроцесс моделируется искусственно в недрах Администрации президента, и там же«модернизируется».

Следует признать, АП сегодняявляется самым эффективным государственным органом, подменившим собой все ветвивласти. Находясь у источника власти, АП не только управляет политическимимарионетками и органами, но и связывает их между собой в связанную стратегию,для реализации очередной задумки главы государства. Все остальныегосударственные институты стали выполнять роль статистов, от перемены месткоторых в стране ничего не происходит. Впрочем, для министра и другогоруководителя важен не только статус института в иерархии власти, но и активы,которыми данный институт располагает. Разумеется материальные, не политические.

Появившиеся на политической сценепартии, так называемой конструктивной оппозиции (ОСДП «Азат» и «Ак жол), невыходят за рамки существующих «правил игры» и даже властями уже воспринимаются«частью интерьера». Которым, впрочем, места в парламенте пока не доверяют. Ноэто не заслуга оппозиции, а, скорее, лишь политическая «жадность» и излишняябоязливость власти, которая желает править тотально и безраздельно и сполучением мирового признания.

Государство из года в годвыращивает армию исполнителей, внешне политически нейтральных, без проявленныхполитических амбиций. Функционеры взбираются по карьерной лестницеподготовленными к аппаратным играм, но не умеют себя грамотно выразить ипреподнести в общественно-политической жизни, посколько это властью непоощряется. В связи с отсутствием необходимых навыков даже в разрешенномвластями политическом инкубаторе «Нур Отан» партийцы не могут изобразить изсебя «политика». Получается только привычная «партноменклатура».

Поэтому неудивительно, что стабильностьпревращается в застой, который ощущается гражданами все более остро. Причинаапатии в дальнейшем ухудшении социального положения уязвимой части населения ив неспособности это положение изменить при нынешних реалиях. По-прежнемуотсутствуют каналы трансляции общественного мнения во власть. В последнее времядоминирующая тенденция - при возникновении проблем все трудовые и творческиеколлективы игнорируют власти на местах, в регионах, правительство, и выбираютпрямое обращение в письменном виде на имя президента. Игнорируют, видимо,потому, что эту власть на местах не видят. Вернее, видят ее неспособностьрешать что-либо без указания сверху.

Это говорит о чрезмерном уровнецентрализации, то есть о том, что власти попали в ловушку системы, которую самивыстроили. Вырастив поколение безинициативных исполнителей, Администрациипрезидента скоро придется заниматься и такими вопросами, как проведениеводопровода в удаленном сельском округе, а президенту разбираться с незаконнымувольнением уборщицы в сельском акимате. Тот факт, что граждане Казахстанапытаются достучаться до власти путем самоподрыва (в г.Актобе) и самоподжога (вздании партии «Нур Отан») – тревожный сигнал.

Дело даже не последствияхфинансово-экономического кризиса и не только исключительно в ухудшениисоциального положения. Праздности среди высокопоставленных чиновников и«золотой молодежи» меньше не стало, что говорит о том, что ресурсы государстваи аффилированных коммерческих структур не оскуднели. Кроме того, в Казахстанеесть активный слой предпринимателей и успешных менеджеров, работающих внациональных и зарубежных компаниях, которые улучшили свое положение. На плаву удается удержаться занятому вторговле населению, хотя прибыльность сферы купли-продажи заметно сократилась впоследние два года, поскольку снижается платежеспособность населения. Социальная энергия, высвобожденнаяэкономическим бумом начала2000-х, похоже, иссякла .И разбудить ееполитическими и социальными лозунгами пятилетней свежести не удастся .. Среди населения нарастаетразочарование социальным неравенством и диспропорциями в доходах и возможностяхосновной части населения и приближенных к власти.

Власть, даже авторитарная, должнаподдерживать свою актуальность. Диагноз: вКазахстане устарел сам политический стиль, он запаздывает за современностью .В России в политической манере президента Д.Медведева мы видим некоторыепопытки адаптации к современности. Правда, до реализации идей руки у россискихвластей не доходят, и это все впечатление портит.

Темпы социальных изменений в Казахстане и в мирезначительно возросли, и нынешняя социальная конструкция казахстанскогообщества, существующие порядки взаимодействия государства и общества, стандартыповедения, сотрудников и начальства, населения и местных властей, мужчин иженщин, разных поколений – все это стремительно устаревает . И когда на встречных курсах идут социальныеперемены и попытки власти законсервиовать благоприятную для них социальнуюреальность, то столкновение парадигм неизбежно.

Апатия – это пессимистичная реакция пассивного общества . И распространениеапатии на интеллектуальные круги, в том числе журналистов и экспертов, говоритоб их разочаровании системой, а также о пассивном восприятиисоциально-политических процессов. Я бы назвал происходящее в Казахстане«синдром усталости» от несоответствия скорости перемен в стране ожиданиямнаселения.

Социальная апатия в обществеобманчива, поскольку неворуженным глазом заметно, что внутри пассивногобольшинства созревают семена будущих перемен в общественном настроении иповедении. На западе республики, куда съезжается молодежь в поисках работы, внефтегазовом секторе формируется местный пролетариат, который может громкозаявить о себе и получить более широкую общественную поддержку, чем ранниевыступления дольщиков и ипотечников.

Чем раньше власти это осознают,тем стабильнее будет ситуация в стране. Лучшевозглавить перемены, управлять рисками, чем боротся с их неожиданнымипоследствиями .

Аскар Нурша,

к.и.н., независимый политолог,

руководитель проектов Центрасоциально-гуманитарных

исследований «Аспект М» (Казахстан)

Теги: Казахстан

Поделиться: