Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Казахстан-2011: Космоформула подготовки управленцев

21.06.2011

Автор:

Теги:

Космоформула  подготовки управленцев       

 

Президент страны Нурсултан Назарбаев,сегодня ставит задачу форсированного индустриально-инновационного развитияэкономики страны, повышения производственно-промышленного потенциала, запускамногих передовых бизнес-идей. В этом ключе молодое поколение Казахстана поддерживаетданный призыв Главы государства, так как это делается для будущего их страны.

Сегодня очевидны три фактора, которые необходимыдля развития нашего государства. Это в первую очередь - сплочение разных социальныхгрупп вокруг идеи развития страны. Во-вторых, это проведение сильнойгосударственной политики, которая будет направлена на усиление национальныхинтересов. И в-третьих, это развитие человеческого потенциала, воспитаниемолодого патриотичного поколения управленцев. Последний фактор становитсярешающим в свете его важности в судьбе Казахстана, так как реализация всехнамеченных планов зависит от того, имеются ли управленцы, которые смогутвнедрить все инновации в нашу жизнь.  

Всвое время отец великого поэта, мыслителя, философа казахского народа Абая,Кунанбай, был ага-султаном (волостным) Семейского округа. Будучи к тому жепросвещенным, богатым аристократом, Кунанбай уделял особое внимание воспитаниюмолодого поколения. Известно, что Абай смог получить исламское и светскоеобразование благодаря настоянию и воле отца. Кунанбай любил поддерживатьталантливую молодежь, что потом как наследие передалось и самому Абаю. Многиерусские просветители, которые путешествовали и жили в краях ВосточногоКазахстана, ссыльные ученые, казахские поэты и акыны, все были гостямиКунанбая. Абай впитывал эти моменты для обогащения собственных знаний, ведь причастной беседе получаешь от человека больше полезных знаний, чем в формателекций.

Будучиага-султаном, Кунанбай был сильным организатором и руководителем, имел сильныйхарактер. Изучая его метод управления, понимаешь, что он старался воспитатьответственных, патриотичных, дельных молодых казахов. И вот самое интересное.Кунанбай всегда старался присутствовать на тоях (свадьбах) молодоженов, которыежили в его волости. При этом, конечно, он проявлял заботу о молодых и дарил имподарки в виде определенного количества скота или других предметов для дома. Ноглавным было то, что Кунанбай дарил молодоженам землю, пастбище в ихсобственность для того, чтобы глава молодого семейства приучался управленческомуискусству на данной земле. Этим Кунанбай прививал молодым чувство собственностии ответственности к своей земле,  приучалих к заботе о родном крае, ответственности за благополучие родных. Было одноусловие, которое всегда ставил Кунанбай молодым парам, когда дарил им землю.Это – умелое управление этой землей, однако при невыполнении этого условия, оноставлял за собой право возвращать обратно эту землю. Такие случаи могливозникнуть, например, когда Кунанбай наблюдал впоследствии, что земля,подаренная им, не используется эффективно. Согласно правилам кочевников,необходимо все время менять стоянки при разведении скота, так как трава иживность одной местности  при постоянном использованиипостепенно теряют свои растительные свойства; или когда Кунанбай видел падежскота из-за несвоевременных действий, которые неблагоприятно отражались на еговедении хозяйства. В таких случаях Кунанбай забирал землю и отдавал позжедругим молодоженам, тем самым показывая, что земля не терпит безразличногоотношения к себе. Таким образом, Кунанбай стремился формировать мировоззрение иотношение молодого поколения не только к родной земле и благополучию своейсемьи, но и развивать управленческие качества.  

Сегодня,живя в период рыночной экономики, понимаешь, что Кунанбай поступал верно. Когдачеловек испытывает чувство собственности, он начинает ценить то, что имеет,заботится о том, как приумножить и сохранить то, что является его наследством. Иногданаблюдая за работой некоторых нынешних «топ-менеджеров», которые так бездарноуправляют народным богатством, хочется, чтобы и к ним применили «метод Кунанбая».Не смог справиться, уступи эту возможность тому, кто будет относиться куправлению ресурсами страны со всей ответственностью.   

Интересенеще один эпизод из истории, когда последний царь Российской империи Николай II, будучи у себя в резиденции, всегда требовалотчеты от членов правительства и губернаторов всех округов. Бывало так, что онне успевал прочесть их все. К тому же многие из них были по контексту оченьсхожи, где-то повторяя одни и те же мысли или прошлогодние статистическиеданные. Поэтому понятно, что Николай терял к ним интерес, но отчеты все-такибыли необходимы ради отчетности по проделанной работе за определенный период.Но надо было случиться так, что однажды Николай взял именно то письмо, вкотором будущий премьер-министр Российской империи Столыпин, в то время будучигубернатором одной из губерний, описывал механизмы модернизации страны. Тогдапри поддержке царя Столыпин смог привнести многие эффективные решения, которыеусилили Российскую империю. Достаточно сказать то, что после тех реформ,которые проводились в стране, при личной беседе король Пруссии Вильгельмговорил Николаю II, чтосоциально-экономические программы Столыпина намного сильнее политики егознаменитого премьер-министра Бисмарка. Это было на самом деле талантом самогоНиколая выявлять, замечать, выдвигать и растить талантливых управленцев новойформации.

Читаясовременную казахскую художественную и научную литературу, удивляешься еемногогранности и красочности, которая присуща также самой истории и культуренашего народа. Сегодня, когда нет должного внимания к культуре и искусству, наукеи знаниям, когда акцент в обществе в основном сфокусирован на материальномблагополучии, возникла необходимость духовного обогащения молодого поколения. Ведьоно отражает как зеркало то, что может указать нам наилучший путь в вопросах,над которыми рассуждали многие научные умы.  

Писатель-историкМ. Сулейманов (2008) написал книгу о формуле правления в казахских степях еще современ великого Чингисхана. Хочется отметить описание автором принципавоспитания великим каганом будущих управленцев для созданной им империи,занявшей территорию большей части Евразии.                 

Чингисханвсегда разделял людей на два типа. На людей, которые преданны своему делу иявляются профессионалами, и на людей, которые преданны больше своим личностным интересам,нежели интересам общества и государства и окружающих. Чингисхан придавал огромноезначение фактору морали среди своего окружения.

Болеетого, сегодня становятся известными древние степные принципы государственногоуправления, такие как «Жасау ізі»(Яссы), «Билік», «Төрелік» и «Жасақ». В основе своих трактовок они схожи иимеют одну важную составляющую – это выявление и поддержание людей, преданных чести,делу и морали, которым важнее честное исполнение своих обязанностей, чем поискличностных выгод. Чингисхан называл таких людей, преданных делу и чести, – «ар ісі» (в переводе с казахского языка «честноеисполнение обязательств»). Позже этот термин стал характерным названием длявысшей касты управленцев в его окружении. Их называли «арийцами». Впоследствии этопонятие в Германии в 1930-е годы используется для обозначения «нации высокогопроисхождения». Но исконно этот термин означал при Чингисхане –человек-профессионал своего дела, морально-выдержанный, сильный управленец,преданный своей работе.

Влюдях, преданных только своим личностным интересам, материальному благополучиюи личной безопасности, которые могут пренебречь понятием чести, Чингисхан виделпотенциальных предателей. Люди такого типа, по пониманию Чингисхана, подчиняютсясвоим начальникам (господам) только потому, что боятся последних. В то времялюди понимали, что господин способен лишить их как благополучия, так и жизни. Онине видели больше того, что указывали им их начальники. Чингисхан наоборотподдерживал и поощрял инициативность своих нойонов, он любил креативность исмелость своих подчиненных при принятии нестандартных решений в военных и государственныхделах. Однако люди, которые заботятся о собственной безопасности, не могут бытьинициативными и преданными общему делу. Поэтому это вполне естественно, что онис легкостью предают своих начальников с той лишь целью, чтобы приумножить своематериальное благополучие, либо уберечь себя от ответственности. В этом типелюдей больше выражена рабская психология, и поэтому таких людей Чингисхан отстранялот себя, от права управления народом, обществом.

Болеетого, великий каган во время очередных завоеваний новых земель и государствнаграждал и приближал к себе тех, кто оставался преданным бывшему поверженномувражескому правителю и оказывал Чингисхану достойное сопротивление. Эти люди, всвою очередь, доказывали на деле, что при любой ситуации они остаются людьмичести, и с помощью таких людей Чингисхан строил свою государственную и кадровуюполитику.

Чингисханвстречался с теми же трудностями, с которыми встречаются многие правители приобразовании новой государственной управленческой системы. Многие представители тогдашнейэлиты противились централизации власти и усилению роли государства. Естественно,это не были люди государственного мышления, так как они в первую очередьзаботились о своем статусе в обществе, о своей власти, а не о единой сильноймонолитной стране. Многие из представителей аристократии желалисамостоятельности и независимости. Однако Чингисхан, чувствуя такиедестабилизирующие настроения, ввел необходимые изменения. Он заменил старуюаристократию на новую. За 30 лет изнурительного поиска, методом проб и ошибокон вывел на политическую арену талантливых и умелых военачальников исановников. Настоящих, как называл Чингисхан, «арыстар» («аристократов духа»).Хотя многие из них и не сразу становились сторонниками кагана, но впоследствии,видя верность его правления, служили ему до конца своей жизни верой и честью.За 30 лет непрерывных междоусобиц и войн Чингисхану отчетливо выявилисьличности, которые имеют право управлять народом. Печален был факт, что этототбор шел через кровь и потери, однако великий каган успокаивался тем, что этоспособствовало, выявлению талантливых государственников в Великой степи.

Чингисханупомогал его принцип объективности, ему было свойственно уважать мнение истаршего и младшего, поэтому при великом кагане быстро формировались молодыеталантливые государственники, так как их мнения учитывались в ходе обсуждениягосударственных дел с участием самого кагана. Сегодня слагаются легенды остратегическом уме, гуманности и отваге первого сына Чингисхана – Жаушы(Джучи), которого особо  почитали казахи,называя его великим Алаш-ханом за его глубокие познания в деле государственногоуправления. В этом видится особенная заслуга самого Чингисхана как отца и какучителя-наставника.                      

СегодняКазахстану крайне необходимы сильные профессионалы, идейные патриоты, работникив сфере государственного управления, в сфере регулирования общественными процессами,управления стратегическими активами государства. В ближайшее десятилетиеКазахстану важно реализовать все программы по модернизации и обновлениюсоциально-экономического потенциала страны, укрепить гражданские, политическиеи общественные институты. Важная роль в решении поставленных Главой государствазадач отводится молодым, энергичным, высококвалифицированным управленцам,которые используя опыт отечественных и зарубежных знаний могут привнестиинновации в управлении страной.

Данныйвопрос становится судьбоносным, если учесть обстановку, которая складываетсявокруг Казахстана. С наступлением XXI-говека, постиндустриального, высокотехнологичного века, когда население многихстран растет, а природные ресурсы, такие как количество питьевой воды, пахотныхземель сокращается, природные ископаемые ограничены, вопрос кадровогопотенциала для решения этих вопросов приобретает неотлагательный характер. 

Сегоднявсе представители молодого поколения должны проявить инициативу и поддержатьполитику государства, которая направлена на благополучие нашей страны. Времядвижется вперед, и молодое поколение Казахстана сегодня должно показать идоказать, что оно достойно доверия народа, Первого Президента страны Н.А.Назарбаева для продолжения тех достижений, обретенных за годы независимости.                

Казахстанна сегодня под руководством Н.А. Назарбаева становится центром многихинициатив, как в геополитике, так и в вопросах ядерной и экологическойбезопасности, социально-экономических реформ, а также в вопросах духовногоразвития человечества, межконфессиональных и межрелигиозных дискуссий.Казахстан заслужил признание мирового сообщества, доверие своих партнеров,благодаря стабильности и последовательности проводимой государственнойполитики. И такая политика укрепляет уверенность в том, что наша страна сумеетвоспитать сильную и талантливую молодежь для развития Казахстана.          

Асылхан  Нургалиев

Консультант

Высшей Партийной Школы, НДП «Нур Отан»


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение