«Все сопредседатели МГ ОБСЕ имеют национальные интересы в отношении участников конфликта»

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
«Все сопредседатели МГ ОБСЕ имеют национальные интересы в отношении участников конфликта»
«Все сопредседатели МГ ОБСЕ имеют национальные интересы в отношении участников конфликта»
«Все сопредседатели МГ ОБСЕ имеют национальные интересы в отношении участников конфликта»Российский политолог: «Не исключено, что военный конфликт может быть спровоцирован внешними силами» Интервью Vesti.Az с известным российским политологом Виталием Журавлевым - Какова, по-вашему, нынешняя ситуация вокруг карабахского урегулирования? - В последнее время идут разговоры о «сближении позиций», что весьма абстрактно. Маловероятно, что речь идет о конкретных решениях, касающихся статуса Нагорного Карабаха, поскольку принципиальные позиции сторон по-прежнему несовместимы, и, что самое важное несовместимы объективно. Конфликт вокруг Нагорного Карабаха имеет этническую природу.Чтобы решить проблему Карабаха надо изменить сознание и народов обеих сторон конфликта, что в обозримом будущем нереально. Пока мы наблюдаем доминирование «оборонного» сознания двух народов и это предопределяет практические действия на дипломатическом и военно-политическом уровне. Втоже время, думаю, и армянские руководители и руководство Азербайджана осознают в полной мере катастрофические последствия военных действий дляэкономики и народов этих государств с соответствующими социальными и политическими последствиями, что заставляет их балансировать на грани мира и войны. Но это хрупкий и ненадежный баланс. - Стоит ли в ближайшее время ожидать серьезных прорывов в деле разрешения конфликта? - Серьезного прорыва в плане договоренности по таким ключевым вопросам как статус Нагорного Карабаха, принадлежность спорных территорий, возвращения беженцев - ожидать не стоит. Это не перспектива ближайших лет и переговоров. В тоже время могут быть договоренности по гуманитарным вопросам, каким-то социально-экономическим аспектам, по созданию мер доверия в зоне конфликтов, дальнейшего развития инфраструктуры управления конфликтом через механизмы посредничества, миротворчества и т.п. - Известно, что именно Ереван на сегодня должен сделать решительный шаг навстречу, ибо Баку уже сделал все, что только мог себе позволить. Как, по-вашему, будет развиваться внутриполитическая ситуация в Армении,если в ближайшее время сторонам конфликта всерьез удастся наконец о чем-то договориться? - Внутриполитическая ситуация в Армении, определяется, прежде всего, социально-экономическими процессами, которые протекают в обществе. Мы знаем, что они не простые: существует дефицит бюджета, проблемы развитиямалого и среднего бизнеса, отток трудоспособного населения и т.д. Многие проблемы связаны с транспортными вопросами, которые вызваны сложными отношениями с Азербайджаном, порожденными конфликтом в Карабахе. Есть также партийные и клановые противоречия. Вместе с тем, в целом ситуация в Армении в политическом плане достаточностабильная. Что касается влияния карабахского конфликта на партийную борьбу, то, оно, безусловно, имеет место быть. Отмечу, что в целом армянское общество определилось в этом вопросе, хотя и существуют партийные нюансы оценки этих событий. На сегодняшний день нет, на мой взгляд, оснований предполагать, что Республиканская партия, или Дашнакцутюн или АНК или другие влиятельные политические силы в Армении изменят свою позицию по Карабаху. Это, кстати, к вопросу об устойчивостиофициальной позиции Еревана. - В случае, если в ближайшее время стороны не зафиксируют каких-либо договоренностей, стоит ли ожидать военного решения конфликта, о котором впоследнее время говорят все чаще? - Хочется надеяться, что этого не произойдет. Победителя в военном конфликте не будет. Оба народа получат колоссальный ущерб, несопоставимый с ущербом от конфликта 1992-1994 гг. Будут тысячи погибших, разрушенная экономика, сотни тысяч беженцев, гуманитарная катастрофа, политическая нестабильность, возможна иностранная интервенция, - кому все это нужно? Не исключено, что военный конфликт может быть спровоцирован внешними силами, заинтересованными в дестабилизации региона, но это не отвечает национальным интересам - ни Азербайджана, ни Армении, ни политическим элитам этих стран, ни России, для которой и Армения и Азербайджан являются стратегическими союзниками. - Как можете охарактеризовать посредническую деятельность Москвы, Парижа и Вашингтона - трех главных посредников конфликта? - Это интересный вопрос. Все три сопредседателя Минской Группы ОБСЕ имеют национальные интересы в отношении участников конфликта. Причем если в отношении Азербайджана речь идет, прежде всего, об экономическом сотрудничестве как богатой ресурсами страной, то в отношении Армении превалирует гуманитарный фактор, связанный с активным влиянием ее многочисленной диаспоры и в России, и во Франции и в США. Замечу, что в России также много выходцев из Азербайджана. Поэтому различные лоббистские группы пытаются оказать влияние на национальные правительства, на общественное мнение, на позицию посредников в вопросахотношений с Азербайджаном и Арменией. Как результат Минская Группа, да идругие международные организации, как правило, занимает нейтральную позицию, хотя периодически возникают политические предпочтения в ту или иную сторону. Но, собственно к посреднической деятельности последнее не относится. В целом Минская Группа активна. В том, что за семнадцать лет конфронтации, она все-таки не перешла в военную фазу, - не малая заслугапосредников. Россия наиболее активна на этом направлении, что объективно объясняется нашей историей, географией, экономикой, и необходимостью сохранения стабильности на южном направлении СНГ, а отчасти, возможно, и вопросами внутренней политики. Напомню, что встречии контакты на президентском уровне происходят регулярно. На мой взгляд,именно Россия должна выдвигать миротворческие инициативы по карабахскому урегулирования, что она и делает. Опять же, на мой взгляд, весьма актуальным является создание механизма миротворческой операции с привлечением национальных и международных контингентов под эгидой стран посредников или в формате Россия-Армения-Азербайджан, чтобы уменьшить риск вооруженного противостояния. Гамид Гамидов (Москва, Россия)

Поделиться: