Лидерам Армении и Азербайджана предложат подписать "Конституцию урегулирования"

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
25 июня в Казани (столица Республики Татарстан, Россия) состоится очередная встреча президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна при посредничестве президента России Дмитрия Медведева. Согласно политическому анонсу встречи на ней могут быть подписаны "Общие принципы урегулирования Нагорно- Карабахского конфликта", которые известны также как "Мадридские принципы".
Лидерам Армении и Азербайджана предложат подписать "Конституцию урегулирования"
Давид Петросян
25 июня в Казани (столица Республики Татарстан, Россия) состоится очередная встреча президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна при посредничестве президента России Дмитрия Медведева. Согласно политическому анонсу встречи на ней могут быть подписаны "Общие принципы урегулирования Нагорно- Карабахского конфликта", которые известны также как "Мадридские принципы". Именно в столице далекой от региона Испании представители Армении и Азербайджана в ноябре 2007 года впервые официально дали согласие на предложения посредников из Минской группы ОБСЕ, при это глава МИД Армении Вардан Осканян заявил, что принципы поддерживают позицию Армении по самоопределению Нагорного Карабаха. С другой стороны глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедьяров заявил, что принципы поддерживают территориальную целостность Азербайджана. В дальнейшем переговорный процесс между сторонами велся в абсолютно закрытом режиме вокруг вышеупомянутых "Мадридских принципов". 10 июля 2009 года, во время встречи G8 в городе д'Аквила (Италия) были опубликованы основные принципы урегулирования, т.е. "Мадридские принципы". Отметим, что до этого принципы были неофициально опубликованы в ереванской газете "Аравот" 11 ноября 2008 года. До публикации в армянской газете, сопредседатель Минской группы ОБСЕ от России Юрий Мерзляков заявил, что только 4 из 15 принципов вызывают разногласия сторон. Напомним принципы опубликованные в д'Аквиле: - возвращение территорий вокруг Нагорного Карабаха под контроль Азербайджана, - предоставление промежуточного статуса для Нагорного Карабаха обеспечивающего гарантии безопасности и самоуправления, - обеспечение коридора связывающего Армению с Нагорным Карабахом, - определение будущего окончательного правового статуса Нагорного Карабаха путем имеющего обязательную юридическую силу волеизъявления, - возвращение всех внутренне перемещенных лиц и беженцев в места прежнего проживания, - международные гарантии безопасности и проведение миротворческой операции. Во время встрече в д'Аквиле президенты стран - сопредседателей (России, США и Франции) дали указание своим главам внешнеполитических ведомств, учитывая ход переговорного процесса, подготовить обновленную версию "Мадридских принципов". В 2010 году во время встречи G8 в Мускоке (Канада) президенты стран-сопредседателей повторили свои тезисы по "Мадридским/ Основным принципам". Судя по всему, последний вариант документа предложенный на подписание двум президентам был представлен им во время трехсторонней встречи в Сочи 5 марта с.г. По итогам весенней встречи официальные Баку и Ереван в той или иной форме выразили свое удовлетворение представленным документом. Наконец во время встречи G8 в Довиле (Франция) президенты стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ сделали весьма жесткое заявление из которого следует, что никаких изменений в представленный документ более вносится не будет. Посредники предлагают лидерам Армении и Азербайджана "...продемонстрировать политическую волю и завершить работу над Основными принципами в ходе их предстоящего саммита в июне этого года", т.е. подписать представленный документ в Казани. В случае же затягивания процесса, т.е. отказа от подписания представленного документа, будет поставлена под сомнение приверженность сторон достижению договоренности. С одной стороны в довильском заявлении указывается dead - line, а с другой стороны ясно сказано, что неподписание документа И.Алиевым и С.Саргсяном прогневит против них "сильных мира сего". Что означает подписание президентами Азербайджана и Армении "Основных принципов урегулирования"? По сути, этот рыхлый и так до конца и не опубликованный документ с текстом которого в Армении знакомы два человека (президент и глава внешнеполитического ведомства), представляет собой своеобразную "Конституцию урегулирования" выход за рамки которой исключен при составлении "Большого политического соглашения" (по некоторым данным его проект уже подготовлен сопредседателями). Более того, для армянской и азербайджанской стороны должно быть очевидно, что в случае подписания этого документа, впоследствии, в него не могут быть внесены коррективы. Таким образом, страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ как бы страхуют себя от возможных потрясений в Баку и Ереване, т.е. от возможной смены власти в этих двух странах. Речь идет о том, что в случае смены власти в Азербайджане и Армении, преемники Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна вынуждены будут следовать "Конституции урегулирования". На наш взгляд, этот момент является одним из ключевых, хотя о нем нигде не упоминается. Из основных тезисов представленных в д'Аквиле очевидно, что армянская сторона выводит свои подразделения из 6 районов "зоны безопасности" и соглашается на размещение в зоне конфликта либо сил по поддержанию мира либо даже невооруженных военных наблюдателей (по аналогии с зонами конфликта Грузии с ее бывшими мятежными автономиями - Абхазией и Южной Осетией). Одновременно, в Баку должны согласиться со временным статусом Нагорного Карабаха. К сожалению, практически нет никаких разъяснений по этому важнейшему пункту урегулирования, но оптимисты в Ереване говорят о том, что временный статус не может быть ниже сегодняшнего, т.е. реальной независимости Нагорного Карабаха от Азербайджана. Пока "за скобками" остается еще один из важнейших моментов: с каким мандатом, в каком формате, при чьем командовании будет осуществляться миротворческая операция в зоне Нагорно - Карабахского конфликта? Официальный Баку в лице главы внешнеполитического ведомства Э.Мамедьярова сделал заявление о том, что стороны якобы согласовали состав будущего миротворческого контингента, но его визави из Еревана - Э.Налбандян опроверг этот тезис. На наш взгляд, в вопросе миротворцев, Баку ориентируется на договоренности достигнутые 10 лет назад во время переговоров в Ки- Уэсте (США) между тогдашними президентами Азербайджана и Армении Гейдаром Алиевым и Робертом Кочаряном. Согласно договоренности 2001 года в состав миротворческого контингента не должны входить войска стран - сопредседателей (России, США и Франции), а также войска стран имеющих границу с регионом Южного Кавказа (Ирана и Турции). Реакция Э.Налбандяна свидетельствует о том, что накануне подписания Ереван считает договоренности по миротворцам 2001 года недействительными, т.е. предполагается, что по этому вопросу будет новый дискурс. Каковы шансы на подписание документа в Казани? Несмотря на беспрецедентное давление оказываемое на президентов И.Алиева и С.Саргсяна мы полагаем, что вероятность подписания не превышает соотношения 1:3. Однако, следует отметить, что мы расцениваем данную вероятность как наиболее высокую за последние 10 лет. При этом, во многом мы ориентируемся на заявления самих участников переговорного процесса. Представленные на подписание в Казани "Основные принципы урегулирования" противоречат основным политическим, идеологическим и PR - догматам сформировавшимся в Азербайджане и Армении, во многом выглядят не компромиссом или болезненным компромиссом, а предательством национальных интересов. Не в пользу предстоящей встречи говорит и то обстоятельство, что ни И.Алиев, ни С.Саргсян не обращаются к своим народам и не собираются готовить их к миру как того требуют те же страны- посредники. Действительно, если "Основные принципы урегулирования" настолько хороши, что их можно безболезненно подписать во время саммита в Казани, то почему молчат провластные масс-медиа в Баку и Ереване, которые способны сформировать общественное мнение у большинства населения? Отметим также, что: - руководство непризнанной Нагорно - Карабахской республики не согласно с представленными принципами, либо вообще незнакомо с ними, - по сравнению с переговорами 10-летней давности в Ки- Уэсте, страны - посредники не принимают во внимание позицию Ирана - единственной страны имеющей прямую границу с "зоной конфликта". Между тем, перед встречей в Ки - Уэсте, посредники имели прямые контакты с иранскими дипломатами и представляли им основные моменты переговорного процесса и варианты предполагаемого соглашения. Таким образом, хотя бы внешне демонстрировалось стремление учесть интересы Ирана. Однако, сейчас ситуация изменилась и, по всей видимости, эта совместная политическая линия проводимая странами- сопредседателями Минской группы ОБСЕ в отношении Ирана. Этой линии, под давлением стран - сопредседателей вынуждены следовать Баку и Ереван. В качестве позитива в сложившейся ситуации мы должны отметить, что страны - сопредседатели последовательно демонстрируют намерение урегулировать конфликт только мирными средствами и неприемлемость использования силы даже в ограниченных масштабах. В связи с этим можно предположить, что страны - сопредседатели сделают все возможное для того, чтобы не допустить возобновления боевых действий в зоне Нагорно - Карабахского конфликта в случае провала встречи в Казани. Опубликовано в “The Noyan Tapan Highlights" N24, June, 2011
источник: Экспертный Центр ICES

Поделиться: