Марат Кыдыралиев: "Ученье – свет, а не ученье – чуть свет и на работу! Что ждет систему высшего образования Кыргызстана в обозримом будущем"

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Одним из основных критериев благополучия в любом государстве является образование, его качество и доступность. Нашей стране в этом отношении можно сказать повезло – советская система образования создала мощный фундамент, вырастило целые поколения высокообразованных, интеллектуально и духовно развитых, эрудированных граждан.
Марат Кыдыралиев: "Ученье – свет, а не ученье – чуть свет и на работу! Что ждет    систему высшего образования Кыргызстана в обозримом будущем"
Марат Кыдыралиев: "Ученье – свет, а не ученье – чуть свет и на работу! Что ждет систему высшего образования Кыргызстана в обозримом будущем" Одним из основных критериев благополучия в любом государстве является образование, его качество и доступность. Нашей стране в этом отношении можно сказать повезло – советская система образования создала мощный фундамент, вырастило целые поколения высокообразованных, интеллектуально и духовно развитых, эрудированных граждан. Благодаря именно этому поколению граждан были созданы те материальные блага, которыми мы все пользуемся в настоящее время. Однако, как это не прискорбно, поколение людей, получивших среднее или высшее образование в советскую эпоху, постепенно уходит в прошлое. Через какие-то 10-15 лет во всех сферах деятельности будут доминировать люди, уже получившие имеющиеся знания и навыки в годы независимости Кыргызстана. В этом отношении возникает вопрос – а кто придет после нас, каковы их помысли, чем "заряжен" их мозг? Нынешняя система высшего образования в нашей стране как стопроцентное отражение нашего общества с его проблемами, конфликтами, борьбой за ресурсы и власть. За последние 20 лет ввиду отсутствия должного внимания со стороны государства, система высшего образования в нашей стране претерпела серьезные изменения, причем далеко не в лучшую сторону. Резко снизилось качество преподавания, вследствие чего понизился и уровень знаний, которые на финише получает молодые парни и девушки. Отчего это произошло? Во-первых, с развалом единой некогда страны и общего образовательного пространства, со своими стандартами и методикой обучения, начался отток высококвалифицированных преподавателей из системы высшего образования. Такой отток кадров, носивший годами массовый характер, произошел по двум причинам: из-за мизерной заработной платы и из-за того, что многие из педагогов решили покинуть нашу республику в поисках лучшей доли. И в этом упрекать их нельзя. Как говорится, "рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше". Такая "миграция" умов не могла не повлиять и на уровень знаний в целом в системе общего среднего, среднего профессионального и высшего образования. С падение Советского Союза и переходом на рыночные отношения изменилось мировоззрение людей, изменились их ценности и приоритеты. Такая метаморфоза коснулась и молодежь, обучающуюся в школах. Если раньше выпускники школ имели довольно солидный багаж знаний, с которым легко штурмовали не только местные, но и российские, казахстанские, украинские ВУЗы, то в последние годы школы начали выпускать таких завтрашних абитуриентов, что страшно и сказать. И здесь речь не идет о достаточно благополучных столичных школах, где с комплектацией учительского состава и оплатой их труда особых проблем никогда не возникало. Речь идет о школах, расположенных в сельской глубинке, где зачастую урок математики преподает учитель труда, а истории школьников учит учитель химии. И такая практика здесь введена отнюдь не из-за того, что отдельным директорам и учителям захотелось поэкспериментировать. Отнюдь нет. Просто это веление времени. Им приходится замещать других учителей, так как самих профильных предметников, которые бы грамотно и со знанием дела преподавали им ту же самую историю, просто-напросто нет. Кто уехал, кто сменил род занятий. Вот и вынуждены трудовики постигать вместе со школьниками азы труднейшей математики. Таким образом, отсутствие нормально действующей, четко отлаженной системы общего среднего образования является второй причиной, по которой стало "хромать" и наше высшая школа. В-третьих, за годы независимости, в Кыргызстане, количество учреждений, относящихся к высшей школе, выросло по сравнению с советскими временами, в разы. Новые университеты и всевозможные академии создавались, чуть ли не каждый месяц. Любой уважающий себя областной центр посчитал своим долгом обзавестись, если не парой другой университетов, то хотя бы одним. Такое клонирование ВУЗов продолжалось вплоть до начала нынешнего столетия. Потом этот процесс стал постепенно снижать обороты и в настоящее время число действующих в стране учреждений системы высшего образования держится на одном уровне. Что примечательно, в отношении учреждений отечественной высшей школы не действует правило о том, что количество должно переходить в качество. Если посмотреть на уровень выпускников наших, отечественных академий и университетов, то можно только констатировать одно - ужас и мрак. Если ряд университетов, действующих в столице страны, еще дают своим студентов знания, которыми не стыдно блеснуть и в России, и в США, то вот студентам большинства наших университетов явно не до умственных ристалищ. И в этом не вина самих студентов, а вина государства, позволившего в угоду чьим-то капризам и интересах, создать в стране целую россыпь мнимых университетов, с чьими дипломами можно только в уборную ходить. И не более того. В этой ситуации меня искренне удивляет позиция, занимаемая все эти годы профильным ведомством – министерством образования и науки Кыргызской Республики. Как можно было создавать более 50 новых институтов, академий и университетов, без соответствующей материально-технической, а главное, профессорско-преподавательской базы. Смешно, когда в одном университете работает только несколько лиц с учеными степенями, а остальные – сплошь вчерашние учителя районных школ или выпускники столичных ВУЗов. В таком университете учиться, конечно, можно, если не жалко своего времени и денег, так как на работу с таким дипломом устроиться в престижное время будет ой как проблематично. В-четвертых, отечественная система высшей школы практически тотально поражена коррупцией. Многие студенты месяцами не посещают занятия. Если одни в то время, когда у них идут лекции, вынуждены работать, что бы оплатить контракт и заработать на жилье и еду, то другие, пользуясь материальным положением своих родителей или вовсе нежеланием сидеть и конспектировать скучные лекции, прогуливают пары осознанно. И все это делается по одной и той же причине – неявка на лекции в наших ВУЗах не преступление, а благо для многих преподавателей. Такого студента легко склонить к даче взятки, что бы преподаватель "не заметил" огромное число пропущенных лекций и отсутствие у студента конспектов, а что самое главное - знаний по его предмету. Не меньше коррупционный "аппетит" преподавателей ВУЗов провоцирует система вечернего, а главное, заочного обучения. Всем прекрасно понятно, что подавляющее число выпускников заочных отделений не обладают должным багажом знаний по выбранной ими специальности. Студенты, в подавляющем своем работающие люди, приходят на сессию что бы "отметиться" и с помощью денег закрыть очередную, будь то зимнюю, или летнюю сессию. Для того, что бы сломать сложившуюся систему, не отвечающую интересам как студентов и их родителей, так и в целом государства, необходимо предпринять несколько шагов. Причем делать их нужно сейчас и не откладывать реформу системы высшего образования в долгий ящик. В частности для начала необходимо провести, тотальную проверку всех действующих ВУЗов. В ходе проверки необходимо изучить инфраструктуру каждого университета или академии, проверить наличие необходимых для ведения нормального учебного процесса аудиторий, компьютерных классов, библиотек, лабораторий, столовой, спортзалов. Вторым этапом провести аттестацию всего работающего профессорско-преподавательского состава. Ведь зачастую, как уже говорилось, в шарашкиной конторе, скрывающейся за вывеской какого нибудь университета с умудренным названием, работают всего несколько доцентов и профессоров, число которых можно сосчитать на пальцах руки. После чего необходимо провести государственный всеобщий срез знаний у студентов 2-го и 4-гог курсов всех республиканских ВУЗов. Студенты, которые не смогут пройти срез знаний должны быть отчислены из своих университетов без права последующего восстановления. Я думаю, академическая наука ничего не потеряет, если в стране число нерадивых студентов уменьшится на 5-7 тысяч. По итогам этих комплексных проверок можно смело будет закрыть добрую половину действующих в стране университетов. И сделать это необходимо не потому, что так кто-то хочет, а только потому, они на самом деле эти университеты обманывают студентов и их родителей, так как в реальности они не дают своим студентам необходимого комплекса знаний, которые пригодятся им по окончанию ВУЗа и при дальнейшем поступлении на работу. На современном рынке труда они просто-напросто неконкурентоспособны по сравнению с выпускниками таких университетов как АУЦА, КРСУ или КТУ "Манас". И заметьте, речь идет о наших местных учреждениях системы высшего образования. А если вспомнить, что значительная часть нашей молодежи учится за рубежом, то картина становится еще более удручающей. Трудно поверить, что на работу в один из столичных банков или торговых компаний возьмут на работу выпускника Нарынского Государственного Университета, а выпускник МГИМО или Бостонского университета при этом с грустью отправится домой так и не получив заветное место. После такой оптимизации отчисления нерадивых студентов профильному министерству совместно с академическими кругами и руководством ВУЗов страны разработать новую методику и программу обучения студентов, принять государственную Концепцию развития высшего образования в Кыргызской Республики. Уверен, что такая мера станет первым, действенным шагом по пути спасения отечественной высшей школы, которая в настоящее время медленно, но верно катится вниз. При формировании такой концепции необходимо, вкупе с другими вещами, пристальное внимание уделить изучению таких предметов так информатика, английский язык (можно также выбрать китайский, турецкий или корейский) и русский язык. И здесь удивлять не стоит. Без отличного знания русского и английского языков, компьютерной грамотности наши студенты и в дальнейшем обречены, работать на российских стройках, подметать дворы московских улиц или торговать на бесчисленных базарах, расположенных в Сибири и на Урале. Думаю, никто не желает участи нашей молодежи. Что касается учреждений системы высшего образования, закрытых после аттестации и тотальной проверки студентов и профессорско-преподавательского состава, то на их базе целесообразно создать профессионально-технические училища, где бы, как и в прежние времена, готовили высококвалифицированных токарей, слесарей, фрезеровщиков, то есть тех специалистов, которые в настоящее время реально востребованы на рынке труда. Думаю пора уже заканчивать с пагубной практикой, когда на 5 миллионов жителей в государстве целая армия безработных или работающих не по специальности недоученных юристов, экономистов и финансистов. В этом контексте должен сказать, что не перестаю поражаться идиотизму родителей и их чад, которые из года в год несутся сломя голову в университеты, что бы поступить на юриста и экономиста. Хочется спросить их – зачем вы это делаете? Я бы понял такое рвение души, если бы в Бишкеке и Оше действовали филиалы и представительства крупнейших банков и страховых компаний мира, офисы авторитетных консалтинговых и юридических фирм, на отечественном рынке были представлены солидные строительные и транспортные компании. Но, увы, как бы мне этого не хотелось, такового ажиотажа со стороны воротил мирового бизнеса я, увы, не наблюдаю. Спрашивается – ради чего тратить деньги и время, если ваш ребенок по окончанию Финансовой академии или Экономического университета будет сидеть дома, сложа руки. Чем гоняться за дипломом юриста или экономиста, куда перспективнее и надежнее выучиться на слесаря-автомеханика, повара-кондитера или краснодеревщика. Эти люди никогда не останутся без куска хлеба с колбасой. Достаточно сказать, что высококвалифицированный моторист, электрик или электросварщик может в месяц заработать намного больше банковского клерка среднего звена. Это доказано жизнью. После проведения крупномасштабной и беспристрастной "чистки" необходимо на законодательном уровне закрепить такую планку для вновь создаваемых университетов, что бы никому из самовлюбленных ученых или бизнесменов не удалось получить лицензию на обучение. А то у нас вошло в моду создавать, ублажая собственное самолюбие, ВУЗы в любом количестве. Конечно, после проведения реформ в системе высшего образования необходимо уделить пристальное внимание привлечению к преподаванию молодых специалистов, получивших образование в крупнейших ВУЗах ближнего и дальнего зарубежья. Также необходимо сделать акцент на реализацию программ по обмену опытом и регулярным курсам по повышению квалификации. Только так можно хотя бы частично восстановить доверие согражданам к отечественной системе образования. Немаловажным стимулом для вновь привлекаемых к преподавательской деятельности специалистов станет их материальное поощрение из специализированного фонда, средства на котором будут аккумулироваться за счет части сумм контракта, которую платят родители студентов за обучения своих чад в том или ином университете. Иначе молодые специалисты работать в ВУЗы страны просто-напросто не пойдут, а те, кто отважится на такой шаг, будут развивать систему взяточничества. Конечно, предлагаемые мною меры только вершина айсберга под названием высшая школа Кыргызстана. Но с чего то надо начинать, иначе скоро уже будет слишком поздно… Марат Кыдыралиев, политолог, Советник государственной службы 2-го класса. marat@mail.gov.kg, Источник - ЦентрАзия

Поделиться: