Казахстан-2011: Между А и Б...

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Условно говоря, если сказал А, то надо сказать и Б – непосредственно участвуя в афганском урегулировании. Но в этой ситуации нельзя не понимать, что угрозы со стороны "Талибан" рано или поздно коснуться и Казахстана. Здесь возникает вопрос выбора, что важнее: некое виртуальное спокойствие или те бонусы, которые страна приобретает от участия в антитеррористической коалиции.
Казахстан-2011: Между А и Б...

Интервью с заместителем генерального директора ИАЦ, Юлией Якушевой для журнала "ЕворАзия".

******************************************************************************

Валерия Ромащенко:Совсем немного осталось до момента встречи лидеров стран ШОС в Казахстане. С какиможиданиями встречают Саммит Организации в Москве, Пекине и Астане?

Юлия Якушева: На мойвзгляд две темы будут ключевыми. Во-первых, это проблема афганскогоурегулирования, а во-вторых, это вопрос о вхождении в состав ШОС новых членов,точнее сказать, создание более четких и внятных правил игры в отношении Ирана,Индии и Пакистана, которые потенциально проявляют интерес к проектам в рамках ШОС, но в ближайшее время едва ли получат возможность стать полноправными членами этойорганизации.

Валерия Ромащенко:Связано ли решение Сената Казахстана в отношении отправки контингента вАфганистан с предстоящим саммитом, или это ситуативная реакция на недавнее заявлениедвижения Талибан, т.е. что первично, а что вторично?

Юлия Якушева: Я думаю,что все разговоры о том, что казахстанская элита испугалась заявления "Талибан"не имеют под собой основания. А вот учет интересов партнеров по Шанхайскойорганизации, безусловно, должен иметь место.

Вообще, афганская тема приобретаетвсе большее и большее значение, не только в рамках ШОС, но и шире, во всехпроектах, которые сейчас активно продвигаются со стороны государствЦентрально-азиатского региона. Ну, например, Узбекистана.

Но казахстанскаяпозиция здесь стоит особняком, потому что РК не имеет прямых границ сАфганистаном, там нет такой влиятельной диаспоры, как например, в ситуации сУзбекистаном или Таджикистаном, т.е. это вопрос геополитики. И в этом отношениистановится ясным, что амбициозная стратегия казахстанской дипломатии, и в рамкахОБСЕ, и в рамках ШОС, порождает не только окна новых возможностей, но и определенные риски.

Условно говоря, если сказалА - мы готовы активно участвовать в "афганском проекте", то надо сказать и Б – непосредственно участвуя в урегулировании. Но в этой ситуации нельзя непонимать, что угрозы со стороны "Талибан" рано или поздно коснуться иКазахстана. Здесь возникает вопрос выбора, что важнее: некое виртуальное спокойствие илите бонусы, которые страна приобретает от участия в антитеррористическойкоалиции.

Я думаю, что Казахстан, несмотря на решение Сената будет участвоватьв афганской операции, т.е. будет найден способ, скорее всего после саммита ШОС,когда определится оптимальный формат участия в данном проекте.

В. Ромащенко:К каким последствиям все это может привести?

Юлия Якушева: Я недумаю, что нужно все время апеллировать к негативным последствиям этогошага, равно как и восхищаться мужеством Ак Орды по поводу данного решения.

Здесьочень много за и против, которые явно не просчитаны до конца. Понятно,что американцам страшно хочется привлечь к афганскому проекту как можно большеечисло участников, но насколько эта игра стоит свеч, можно будет определить будет толькона практике. Впрочем это касается не только Казахстана, но и России, а потому,несмотря на то, что к ШОС у многих экспертов скептическое отношение, предстоящийсаммит может действительно помочь в определении общей позиции по Афганистану.

В конце концовкитайский фактор никто не отменял. И вот здесь – интересно и для Москвы и Астаны,что окажется более важным - позиция Вашингтона или сомнения Пекина. Ждатьосталось недолго.

Теги: ШОС

Поделиться: