Переговоры Украины и ЕС по зоне свободной торговле продолжаются

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
1). Украина предлагает вариант просмотра позиции Европейской Комиссии (ЕК) относительно квотирования украинской аграрной продукции. «Украина является одним из крупнейших производителей зерна. Потенциал Украины составляет примерно 15-20 млн. тонн зерновых. В то же время Европейская Комиссия предлагает установить квоту на рынок ЕС в объеме всего 20 тыс. тонн. По сути, это дискриминационный подход». Если ЕК настаивает на установлении квот, то Украина готова на это пойти, но при условии значительного увеличения этих квот и установлении переходного периода, например на десять лет, в течение которого эти квоты должны быть отменены.
Переговоры Украины и ЕС по зоне свободной торговле продолжаются

Вовремя встречи с министром иностранных дел Греции Д.Друтсасом (31 мая 2011) премьер-министр Н.Азаров заявил, что на переговорах между Украинойи ЕС по условиям зоны свободной торговли осталось три неурегулированныхвопроса, по которым Украина предложила компромиссный подход:

1).Украина предлагает вариант просмотра позиции Европейской Комиссии (ЕК) относительно квотирования украинской аграрной продукции. «Украина является одним из крупнейших производителей зерна. Потенциал Украины составляет примерно 15-20 млн. тонн зерновых. В то же время Европейская Комиссия предлагает установить квоту на рынок ЕС в объеме всего 20 тыс. тонн. По сути, это дискриминационный подход». Если ЕК настаивает на установлении квот, то Украина готова на это пойти, но при условии значительного увеличения этих квот и установлении переходного периода, например на десять лет, в течение которого эти квоты должны быть отменены.

2).Вторая позиция касается рынка услуг. «Европейская Комиссия и в данном вопросе занимает дискриминационную позицию. То есть, они не готовы допустить, например, наших автоперевозчиков на свой рынок. Вместе с тем,у нас это около 30 тыс. рабочих мест. Поэтому мы также предлагаем установить переходный период, в течение которого все ограничения будут отменены. На протяжении определенного времени мы должны выйти на оптимальные показатели на рынке услуг».

3).Третья неурегулированная позиция касается географических названий для отечественных товаров. "Украина производит, например, большое количествоконьяка, не уступающего по качеству французскому коньяку. … Мы готовы втечение переходного периода, например, десяти лет, отказаться от определенных географических названий". В завершение глава украинского правительства подчеркнул, что "решение этих вопросов является жизненно важным для нашего государства".

Переговорыпо ЗСТ еще не завершены. Следующий раунд переговоров состоится 20-24 июня в Киеве. Не исключено, что и это раунд будет сопровождаться активной кампанией, организованной «проевропейским лобби» в Украине, единственной целью которой является недобросовестная конкуренция – обеспечение ЕС более выгодных условий торговли за счет украинской стороны.

Сточки зрения мотиваций и ожидаемых результатов, Соглашение об ассоциации Украины с ЕС вряд ли будет выгодным с экономической точки зрения. При расширении ЕС в 2003 - 2004 гг. Украина уже сталкивалась с серьезным ухудшением условий торговли со странами Центральной Восточной Европы и падением прибыли экспортно-ориентированных предприятий. При заключении нынешнего соглашения было бы желательно обеспечить условия торговли хотя бы не худшие, чем те, которые Украина имеет в настоящее время (с учетом нынешнего уровня защиты внутреннего рынка). В противном случае, на фоне ожидаемого и прогнозируемого ухудшения условий торговли сТаможенным союзом, ситуация для правительства сложится явно критическая, что сделает неизбежным рост внутриполитической напряженности и усилит возможность серьезных внутриполитических потрясений.

Сполитической точки зрения, уступая давлению со стороны ЕС и соглашаясь на заведомо невыгодные экономические условия, украинские власти пытаютсярешить только один вопрос – обеспечение политических гарантий против гегемонии и диктата со стороны России, в особенности после ожидаемого возвращения В.Путина на пост президента.

Вто же время, разрушая и без того низкий уровень защиты внутреннего рынка и соглашаясь на дискриминационные условия ЕК, украинское правительство лишь приблизит развязку и ускорит темпы внутренней экономической и политической дестабилизации, которой, скорее всего, воспользуется российское правительство при продержке и с использованием разнообразных возможностей российского капитала. Что касается Европейской Комиссии, ее трусость, эгоизм и нерешительность вряд ли позволят ей обыграть Кремль и «Газпром», которые, несомненно, используютувеличение спроса на российский газ с учетом предполагаемого отказа стран ЕС от использования атомной энергии.

Впрочем,вполне возможно, развязка может наступить скорее, чем это можно предположить, например, в случае, если ЕС действительно решится занять консолидированную позицию по закупочным ценам на газ, или же в случае нового обострения газового конфликта между Украиной и Россией. В такой ситуации ЕС будет вынужден выбрать и занять определенную позицию – поддержать Украину, чтобы добиться от России признания третьего энергетического пакета, или занять нейтралитет, что автоматически приведет к поражению Украины.

Посколькувариант нейтральной или одинаково враждебной позиции ЕС более вероятен,для украинского правительства трудно придумать большую глупость, чем дать себя втянуть в новый газовый конфликт с Россией, даже если «Газпром» будет активно провоцировать украинскую сторону, в том числе с использованием формально «проевропейской» украинской оппозиции.

Толстов Сергей , ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений НАНУ

фото: podrobnosti.ua

Теги: Украина , ЕС

Поделиться: