Гагик Агаджанян: «Армении, находящейся в полублокаде, нужна уникальная система транзита»

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Директор крупнейшей в Армении транспортно-экспедиторской компании "Апавен" Гагик Агаджанян в интервью ВК говорит о необходимости разработки Транспортной стратегии для решения ряда проблем сферы.
Гагик Агаджанян: «Армении, находящейся в полублокаде, нужна уникальная система транзита»
Директор крупнейшей в Армении транспортно-экспедиторской компании "Апавен" Гагик Агаджанян в интервью ВК говорит о необходимости разработки Транспортной стратегии для решения ряда проблем сферы.- В Армении на политическом уровне часто говорят о грабительской тарифной политике Грузии по отношению к Армении. Вы как эксперт с этим согласны? - Я категорически не согласен с подобными утверждениями. Максимальная стоимость обработки одной тонны груза или контейнера в 20 фут в потийском порту не превышает $200-$250. Минимальная стоимость обработки,к примеру, в порту Лонг-Бич в Лос-Анджелесе не менее 500 долларов. В роттердамском порту стоимость обработки колеблется в пределах 300 евро. Ав Поти эти же контейнеры могут обрабатываться и за 150-200 долларов, в зависимости от объемов. Таким образом, по сравнению даже с тем же Новороссийском тарифы в грузинских портах очень даже приемлемы. Я 18 лет руковожу компанией “Апавен”, и все эти годы мы работаем с портом Поти. Сравнительный анализ между Поти и более 80 портами, с которыми мы имеем дело, в целом в пользу грузинского порта. Что же касается железнодорожной составляющей, то стоимость перевозки одной тонны груза по железной дороге Грузии и железной дороге Армении принципиально не отличается. То есть, мы не можем требовать от грузин более низких тарифов, в то время как у нас самих эти тарифы практически аналогичные. - Руководство “дочки” РЖД компании ЮКЖД в неоднократно заявляло о сохранении действующих тарифов на грузоперевозки, несмотря на рост тарифов по всему миру. Оцените деятельность компании? - Передачу Армянской железной дороги в концессионное управление РЖД считаю большим достижением. В последнее время мы ощутили положительные перемены в работе ЮКЖД. 20 лет мы только эксплуатировали нашу железную дорогу, ни копейки в нее не вкладывая. Сегодня по всей протяженности железных дорог Армении ведутся работы, меняются рельсы, шпалы, контактные линии. Несмотря на отсутствие нового подвижного состава, знаясостояние центральной магистрали, мы уверены, что вагоны с нашими грузами не перевернутся. Буквально несколько лет назад вагон с грузом после пересечения границы с Грузией доходил до Еревана в течение 3-5 дней. Сегодня этот путь вагон проходит в течение суток. Это стабильное достижение увеличения скорости, которое влечет за собой уменьшение затрат, что в свою очередь является результатом хорошей работы ЮКЖД. Подписание же недавно Соглашения о строительстве железнодорожного участка Ванадзор-Фиолетово стало самой приятной вестью, которую мне приходилось слышать в этом году. С 2004 года я говорил о необходимости реализации этого проекта, так как сокращение железнодорожного участка на20% само по себе является очень существенным достижением. Кроме этого, мы получим кольцевое движение по всей Армении, это кратчайший путь от севера до юга, от Гюмри до Зода. - Комитет госдоходов уверяет, что на границах с Грузией и Ираном идет тотальное техническое переоснащение и повышение эффективности работы таможенных пунктов и терминалов на границах. Облегчилась ли процедура растаможки и перехода границы? - Я постоянно перехожу границу и как специалист могу сказать, что подвижки есть, но они очень медленные по сравнению с грузинской таможнейи нам еще многое предстоит сделать. Наши таможни принципиально отличаются по качеству и скорости облуживания и грузины на голову выше нас. Там принцип одного окна, жестко установленные графики, причем, для граждан и грузовиков всех стран, а не только Грузии. То есть, обработка документов должна занять несколько минут, если она займет больше, то этобудет для них уже ЧП. Не могу сказать этого о нашей таможне, хотя были времена когда ситуация у нас была намного лучше чем в Грузии. - Какие меры нужно предпринять Армении для выхода из полублокадного состояния и повышения транзитной привлекательности? - Одним из таких шагов является разработка в Армении Национальной транспортной стратегии. У нас должно быть свое видение развития транспорта внутри страны. Речь идет о комплексе вопросов, связанных с терминальными услугами, пограничными переходами, таможенными пунктами, автотранспортом, железной дорогой, авиацией, различными пошлинами, сборами. Нужна уникальная система, разработанная именно для Армении, находящейся в полублокаде. Мы должны создать максимально облегченную систему транзита, которая облегчила бы положение Армении. Эта система предоставит Ирану и Грузии такие возможности, которые позволят Армении стать не просто «пользователем», а их равноправным партнером. Нужно создать оптимальные условия хотя бы для транзита из Ирана в Грузию и из Грузии в Иран, так как у нас сейчас практически нет транзита через территорию Армении. В свое время аналогичная ситуация была в Грузии, но они ликвидировали визы, создали максимально-облегченные условия для того, чтобы привлечь грузоперевозки и туристов. В свое время армяне вообще не ездили туристами в Грузию, а посмотрите, что происходит сейчас. Но есть и серьезные проблемы. Межправительственным соглашением Армения иГрузия освободили друг друга от всех возможных сборов и пошлин. Достаточно долгое время стороны жестко придерживались этого соглашения. Потом начались мелкие дрязги, в Армении появился институт брокеров и их платные услуги стали бременем для заезжающего и выезжающего из Армении автотранспорта. Потом в Армении появилось ОСАГО, причем и для всех въезжающих в республику авто. Делается все это очень грубыми методами. Кпримеру, временный ввоз на 15 дней сталкивается с установленным страховыми компаниями минимальным сроком страховки в 1 месяц. Человек ненаходиться месяц в Армении, но платить почему-то должен за месяц. Причем все это выражается в каких-то мелких непринципиальных суммах. Естественно, в ответ на это в Грузии с 1 марта ввели налог на использование инфраструктуры иностранным грузовым транспортом в размере 200 лари, а это около 115 долларов, причем лишь для грузовых машин, все остальные проходят без проблем. То есть грузины не цепляются за эти несколько лари. Делегация Минтранса Армении уже обсуждала этот вопрос в ходе визита в Тбилиси. Проблема также обсуждалась во время визита грузинского премьера в Ереван. Это очень важный вопрос, учитывая наличиемежправительственного соглашения между нашими странами, которым стороныосвободили друг друга от всех подобных проблем. Нужно как-то урегулировать эту ситуацию, ведь, в конечном счете, в выигрыше-то остались не мы, а грузины. В этих вопросах нужен государственный подход,внимание, национальная политика, выраженная в четкой Национальной транспортной стратегии.
Теги: Армения

Поделиться: