Роль образования в структуре взаимоотношений России и Узбекистана

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Одним из ключевых партнеров в международных образовательных контактах Узбекистана является Российская Федерация. В настоящее время в республике успешно действуют филиалы Российской экономической академии им. Плеханова, Московского государственного университета им. Ломоносова, Российского университета нефти и газа им. Губкина.
Роль образования в структуре взаимоотношений России и Узбекистана

Роль образования в структуре взаимоотношений России и Узбекистана

Лейла Джураева

канд.философ.наук

Ташкентский филиал МГУ имени М.В.Ломоносова

Одним из ключевыхпартнеров в международных образовательных контактах Узбекистана являетсяРоссийская Федерация. В настоящее время в республике успешно действуют филиалыРоссийской экономической академии им. Плеханова, Московского государственногоуниверситета им. Ломоносова, Российского университета нефти и газа им. Губкина.

В новых условияхсоциально-экономического развития общества качественное образование является нетолько непременным условием успешной карьеры отдельного человека, но и одним изфакторов конкурентного преимущества региона, его стабильного развития. Поэтому основной задачей Филиала является подготовкавысококвалифицированных специалистов в соответствии с нормами и общепризнаннымимеждународными требованиями, предъявляемыми к качеству высшего образования.Данная задача основана на выполнение основной цели и задач Национальнойпрограммы Республики Узбекистан по подготовке кадров.

В настоящее время вТашкентском филиале МГУ имени М.В.Ломоносова функционируют два факультета: «Прикладнойматематики и информатики» и «Психологии». Всего здесь обучаются 230 студентов,из которых 40% студентов обучаются наоснове государственного гранта и 60% -на платно-контрактной основе.

В связи с объявлением2010 года «Годом гармонично развитого поколения» были определены приоритетные направления для дальнейшегоразвития сферы образования. Среди них кардинальное улучшение качества обученияв вузах страны за счет широкого внедрения в образовательный процесс новыхинформационно-коммуникационных и педагогических технологий.

Учебный процесс в филиалах обеспечивают профессора и преподаватели,работающие непосредственно в филиалах, среди которых большинство выпускники МГУ, атакже преподаватели головного вуза (г. Москва), по учебным планам соответствующих факультетов МГУ.

При этом используется вахтовый метод обучения. Понятие«вахтовый метод» заимствован из сферы производства, где он рассматривается как«метод организации работ сменным (вахтовым персоналом), который применяется призначительном удалении производственных объектов от места нахожденияорганизации.

Вахтовый метод организации учебного процесса в сочетании с технологиямидистанционного обучения реализует принцип движения образования навстречупотребителю и принцип сетевой организации образовательных услуг. Московские преподаватели работают вфилиалах выезжая читать лекции на две-три недели. Это связано с тем, что оторватьсяот факультета на семестр нереально для действующего преподавателя.

В этом методе есть, какпредставляется, и «плюсы», и «минусы». Основной «минус», наверное, в том, чтона освоение предмета приходится не семестр, как в Москве, а 15-20 дней, которыепроходят между первой лекцией и зачетом или экзаменом. Кроме того, если в деньдве лекции и семинар, и на следующий день лекция и два семинара в одной и тойже группе по одному и тому же предмету, возникают проблемы со временем наподготовку домашних заданий.

Наконец, одно и то желицо, возникающее за кафедрой постоянно в течение двух-трех недель, наверное,не может не утомлять студентов в несколько большей степени, чем, если еговидишь только пару раз в неделю. С другой стороны, возникает что-то вроде изученияпредмета «методом погружения». Студенты занимаются преимущественно однимпредметом, остальные занятия сведены к минимуму и потому в значительно меньшейстепени переключают их внимание, чем это происходит при традиционной системеобучения. В результате такая схемапомогает проникновению в суть любой дисциплины.

При этом отпреподавателя, читающего свой курс в филиале «вахтовым методом», требуются специфические навыки (надо же как-то «ненадоесть» аудитории), и особая работа по предварительной подготовке к курсу. Очевидно,что некоторые дисциплины так преподавать просто невозможно. Это, прежде всего,иностранные языки, которые надо учить регулярно и систематически. Поэтомув Ташкентском филиале с самого началабыли привлечены местные преподаватели по этим предметам.

Кроме того, без вниманияне остаются и ряд дисциплин общегуманитарного профиля, которые соответствуют учебнымпрограммам узбекских вузов, например, «История Отечества», куда входит изучениекак истории Узбекистана, так истории России.

Большие сложностисвязаны, конечно же, с координацией учебного процесса. Заранее составляетсяграфик заездов, планируются командировки, впоследствии что-то уточняется илименяется (у всех нас может что-то измениться в планах, особенно есликомандировка планируется за несколько месяцев). Необходимо все времяконтролировать этот процесс и владеть ситуацией, зависящей от большогоколичества привходящих обстоятельств.

Еще одна системнаятрудность связана с попыткой сохранить ту широту выбора студентом темы научнойработы, какая предлагается в Москве. Курсовые и дипломные работы студентыфакультета пишут преимущественно у московских преподавателей. В связи с этимосновным способом общения, к сожалению, оказываются не столько реальные,сколько виртуальные – по электронной почте, прежде всего, – контакты студента снаучным руководителем. Конечно, это требует особого отношения, прежде всего, большейответственности с обеих сторон.

В филиале работает информационно-ресурсный центр,имеющий свыше 7,5 тысяч учебников, учебных пособий и другой учебно-методическойлитературы. В структуру информационно-ресурсного центра входит электроннаябиблиотека, мультимедийная студия, видеоконференцзал. В филиале студентамиэффективно используются электронные учебники, количество которых составляет свыше17 000 электронных изданий.

Другими приоритетныминаправлениями для дальнейшего развития сферы образования являются: развитие,внедрение и освоение современных информационных и коммуникационных технологий,цифровых и широкоформатных телекоммуникационных средств связи и системыИнтернета в образовательной сфере и повседневной жизни.

В решении этих задач в учебном процессе используютсятехнологии дистанционного обучения. Современное развитие телекоммуникационныхтехнологий, широкое использование Интернет-портала, электронной почты,высокотехнологичного программного обеспечения позволяют погрузитьобразовательный процесс в виртуальную среду, в условиях которой студенты непосещают аудиторных занятий в традиционном понимании.

В современный учебныйпроцесс внедряются ИКТ с использованием прямой трансляции лекций ведущихспециалистов из МГУ, проводятся занятия с применением современных дистанционныхтехнологий обучения – видеоконференцсвязи.

На примере дистанционного обучения современное обществоубедилось в том, что инфокоммуникационные технологии повышают ценностьобразования как важнейшего компонента развития личности и общества. Отсюдаследует, что дистанционное обучение – технология, которая сама по себепредставляет ценность, поскольку развивает возможности развития личности вобразовании, ее способности приспособиться к сложному и противоречивому миру,тем самым предоставляя гражданам ресурсы для участия в жизни общества.

Одной из привлекательных функций дистанционного обучениясостоит в том, что эта технология позволяет превратить жесткие и закрытые образовательныесистемы в гибкое и открытое пространство. Дистанционное

обучениерассматривают альтернативную и достаточно рентабельную форму

образования.ВИнформационно-ресурсном центре имеются видеолекции, отснятых на занятияхпрофессоров из МГУ, которые успешно используются студентами вне учебного времени.

Однако сетевые курсы должны иметь интерактивную поддержку с помощьюсредств обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени.Так, в обучении студентов филиала активно используется чат(http://www.chat.bsu.ru/) - страница, где в реальном времени студенты общаютсяс преподавателями, задают вопросы, уточняют задания и т.д.

Наиболее эффективнымсредством является видеоконференц-связь (Polycom), включающая аудио, видео, компьютерныеи коммуникационные технологии

В условиях глобализации появляются беспрецедентныевозможности для непрерывного образования и самообразования. Дистанционное илиоткрытое обучение способно охватить аудиторию, состоящую из студентов разных филиалов МГУ при помощителемоста.

В целом, в учебном процессе Ташкентского филиала МГУ внедрена модель интеграции очных и дистанционныхформ обучения (интегрированная модель), при которой часть познавательнойдеятельности студентов проводится на аудиторных занятиях при непосредственномучастии преподавателя, а часть деятельности обучающихся осуществляется вдистанционной форм. При этом, как правило, возрастает доля самостоятельнойработы, как индивидуальной, так и групповой.

В рамках дистанционной формы обучения преподаватель можетпроводить консультации, частично контролировать деятельность обучающихся.Однако, несмотря на значительное проникновение средств дистанционного обучения,активную опору на дистанционные методы контроля, ведущей формой трансляциизнаний является очное (живое) общение преподавателя со студентами, а технологиидистанционного обучения выполняют дополнительную функцию.

В филиале функционируетполиграфический центр, оснащенный современным оборудованием, укрепляетсяучебно-лабораторная база современнымивидами учебного и лабораторного оборудования, компьютерной техникой, а такжеформируется эффективная система материального и морального поощрения трудаучителей и наставников.

Активная работа ведетсяпо воспитанию подрастающего поколения. В филиале имеются: актовый зал,рассчитанный на 220 человек, предназначенный для проведения лекционных занятийи общественных мероприятий; зимний спортзал с местами для зрителей, летнийспорткомплекс, состоящий из трёх теннисных кортов, двух площадок для волейбола,площадки для баскетбола.

За время существования филиаласо стороны МГУ в учебный процесс филиала были привлечены: член-корреспондентРАН, профессор В.Ф.Петренко, профессора Д.А.Леонтьев, А.И. Подольский, В.В.Шульговский,Э.Э.Гасанов, В.Н.Козлов, Ю.В. Микадзе, доценты Л.Б. Саратовская, В.В. Умрихин,И.В. Костикова, Д.В.Зайцев, В.В.Нуркова, Г.Я.Меньшикова, Н.Б.Березанская,А.М.Миронов, П.А.Алисейчик, преподаватели и научные сотрудники В.В.Малышко,А.В.Столяров, Е.Л.Воронцова, Л.Н.Бабанин, А.С.Нагорный, О.А.Захарова,А.В.Карговский, В.М.Говоров и многие другие.

Студенческий советфилиала с октября 2006г. начал сотрудничество со Студенческим Союзом МГУ. Шестьпредставителей были приглашены и участвовали в "Форуме ЛидеровСтуденческих Молодежных Организаций" и других мероприятиях, проходивших вгороде Москве в МГУ.

12 декабря 2006г.состоялась встреча с Ректором МГУ,академиком В.А.Садовничим. Он отметил, что наши отношения с узбекскимиколлегами в области науки и образования имеют глубокие корни и большую историю.Многие преподаватели Республики Узбекистан учились и работали в российскихвузах. И наоборот, и преподаватели МГУ, так или иначе, были исторически связаныс Узбекистаном. Вместе с тем он выразил уверенность в том, что в будущем нашисвязи будут крепнуть и развиваться, и Ташкентский филиал МГУ является яркимпримером двухстороннего сотрудничества.

Поделиться: