Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Национальная политика в многонациональном Крыму

05.06.2011

Автор:

Теги:


Национальная политика в многонациональном Крыму

Мягкийклимат, богатая природа, географическое расположение на перекрестке между Европой и Азией – все эти блага на протяжении тысячелетий привлекали в Крым множество народов, корни которых лежат от Дальнего востока до Западной Европы. Сейчас на полуострове проживают представители более 100 национальностей! И вся эта пестрая мозаика требует от самих крымчан и от украинской власти очень бережного отношения.Ведь такое богатство Крыма в тоже время является взрывоопасной смесью, которая может воспламениться от неосторожного обращения. Однако украинская власть лишь периодически вспоминает о Крыме этническом, в основном, в свете взаимоотношений с крымскими татарами. История этих отношений иллюстрирует не только отсутствие долгосрочной национальной политики в Крыму, но и обнажает ряд других системных проблем украинскогообщества.

 

Итак,попробуем разобраться, в каких факторах кроется угроза конфликта между славянами и крымскими татарами, что изменилось с приходом в Украине новой власти, а главное, что нужно сделать для окончательного разрешенияимеющихся проблем?

 

Почему в Крыму есть опасность межнационального конфликта?

 

Крымскиетатары занимают особое положение на этнической карте Крыма, в силу целого ряда обстоятельств. На сегодняшний день - это третья по численности после русских и украинцев этническая группа, которая составляет приблизительно 12-13% от населения полуострова. Большинство из них внимательно прислушивается к рекомендациям органа национального самоуправления – Меджлиса. Это превращает его в весомую политическую силу полуострова.

Наибольшая же конфликтность хранится в следующих факторах:

 

Депортация и возвращение. Напомню,что этот народ в 1944 году был депортирован в Среднюю Азию, после обвинения в пособничестве фашистам. За эти годы между крымскими татарамии славянами накопилась большое количество взаимных претензий и обид, которые мешают установлению доверия. После возвращения на Родину люди столкнулись с острыми социальными проблемами, не решаемыми годами.

 

Земля. Желаяполучить земельные участки, и разуверившись в законной возможности это сделать, некоторые крымские татары прибегли к самовольным захватам земель. При этом земельная сфера в Крыму крайне коррумпирована. Часто без взятки землю невозможно не только получить, но и купить.

 

Культура и религия. Нарядус караимами и крымчаками, крымскотатарский народ сформировался на территории полуострова, что позволяет называть его коренным. Нельзя забывать и то, что крымские татары составляют крупнейшую мусульманскую общину в Украине. В связи с этим возникает ряд задач по сохранению и развитию национальных языка, культуры и ислама, как основной религии крымских татар. Порой, без поддержки государства это делать очень проблематично. Часто взгляды Меджлиса и русских политических организацийна проблемные вопросы кардинально разнятся. Но особо острое напряжение возникает из-за политических манипуляций в период выборов. Подливают в масла в огонь различные националистические идеи с обеих сторон.

 

Полезные начинания и старые ошибки. После прихода к власти в Украине Виктора

Януковича и назначении Василия Джарты Премьер-министром Крыма наметился сдвиг с мертвой точки в ряде проблемных вопросов.

 

Особойблагодарности от мусульман Крыма Джарты заслужил благодаря решению острейшей проблемы последних лет – земли для строительства в СимферополеСоборной мечети. Городской совет обещался выделить Меджлису участок на улице Ялтинской, 22 (это по пути из Симферополя на Южный берег Крыма) еще в 2004 году. На этом все и закончилось.Формально, не отказывая в выделении участка, депутаты тянули время. Злые языки говорили, что в этом же участке был заинтересован один влиятельный в Крыму политик, который и тормозил процесс. Джарты лично вмешался в ситуацию, а городской совет не смог отказать премьеру.

 

Однойиз основных своих задач Василий Джарты также видит в искоренении острейшей проблемы Крыма – земельного беззакония. В общем-то, будь в Крыму открытые и прозрачные правила выделения и продажи земли, не о каких самозахватах никто бы и не слышал. Джарты инициировал законопроект, который предписывает продажу земли исключительно через аукционы. Предполагается, что чиновники в местных советах будут иметь минимальное влияние на принятие решений в этой сфере.

 

Параллельно,Джарты пытается искоренить незаконные самозахваты, обещая при этом решить земельные проблемы крымских татар. Пока что требование чиновника освободить земли игнорируется. С одной стороны велико недоверие к власти, с другой – для некоторых самозахватчиков (а среди них не только крымские татары) прозрачность вовсе не нужна. Бизнес у них такой. Поначалу крымский премьер пробовал решить проблему жесткимиультиматумами, с намеком на силовой разгон самозахватов. Однако к нему быстро пришло понимание взрывоопасности такого развития событий, теперь он стал осторожней в высказываниях.

 

Проблемнымв отношениях новой власти и крымских татар стал вопрос должностей. В начале 2010 года, почти сразу после ухода Ющенко, с руководящих постов были освобождены большинство чиновников, работавших в его время. После масштабной чистки кадров в чиновничьих кабинетах почти не осталось крымских татар, что вызывало сильное недовольство Меджлиса. Крымские татары добиваются представительства во власти, пропорционального их численности. Подобная позиция была раскритикована Джарты.

 

Главнаяошибка Джарты в том, что он, как опытный управленец, пытается решать все возникающие проблемы административно. А ведь в таком щепетильно вопросе как этнический мир необходимы и дипломатия, и комплексное видение ситуации. Сам премьер неоднократно заявлял, что он не видит необходимости в какой-то особой национальной политике в Крыму. Не видит ее и его шеф - Виктор Янукович, забывая о том, что основным отличием обычного правителя от мудрого является то, что первый будет тушить пожары по мере их возникновения, а второй сделает все, чтобы не допустить возгорания.

 

Что делать, чтобы избежать конфликтов?

Темне менее, чтобы раз и навсегда закрыть эту тему, Украине придется решить целый ряд крымских и государственных проблем. Особо нужно отметить следующие:

 

- Преодоление коррупции в земельных вопросах. Государстводолжно восстановить доверие к себе, а правоохранительные органы препятствовать незаконным захватам земли. Не смотря на то, что Джарты сделал попытку наладить ситуации, в некоторых вопросах без поддержки центральной власти ему не обойтись.

 

- Адекватное финансирование обустройства и адаптации крымских татар,вернувшихся с мест депортации. Сюда относится не только строительство дорог и газоснабжение в местах компактного проживания, но и поддержка культурных, религиозных потребностей.

 

- Финансирование программ,которые направлены на межкультурное общение в Крыму, развитее толерантности и терпимости. Нужно помнить, что источники большинства конфликтов лежат в невежестве и бытующих в обществе стереотипах.

 

Особаяроль в поддержании мира и стабильности в Крыму должна отводиться институтам гражданского общества. Ведь уже сейчас третий сектор реализует ряд межнациональных проектов, показывающих, что реальных неразрешимых противоречий между народами Крыма нет. Все мы связаны одними и теме же проблемами и только от нас зависит, насколько успешно мы их решим. Главное, чтобы ко всем крымчанам от высокопоставленных чиновников и пламенных политиков, до рабочих и пенсионеров пришло понимание простой истины - мир является для нас базовой ценностью. Процветание возможно только в единстве народов полуострова, а оно не возможно без взаимопомощи и уважительного отношения друг к другу.

 

Андрей Мастыкин, Крым


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение