Андрей Карпов: Казахстан-2011: Рабочий класс идет в рай.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В ряде регионов Казахстана заметно обострилась социальная обстановка. Акции протеста с не политическими требованиями постепенно приобретают массовый характер, и что примечательно, основной контингент недовольных – это сотрудники нефтяных компаний, которые, напомню, были застрельщиками аналогичных действий в последние два года, подтверждая тем самым мудрые слова Владимира Ильича о том, что именно передовой отряд рабочего класса (в начале прошлого века это были работники металлургической области, а сейчас – рабочие нефтянки) должен встать во главе борьбы трудящихся за свои законные права.
Андрей Карпов: Казахстан-2011: Рабочий класс идет в рай.
С 16 мая 2011 года более 700 работников нефтяной компании - "Каражанбасмунай" - прекратили работу и покинули рабочие места для того ,чтобы принять участие в несанкционированной забастовке. Кроме того, в мае десять работников нефтяной компании "Озенмунайгаз" (ОМГ, производственный филиал нацкомпании "Казмунайгаз) объявили голодовку, 250 работников ОМГ и компании "Разведка Добыча "Казмунайгаз" (РД КМГ) начали забастовку в поддержку голодающих сотрудников компании. В период с16 по 24 мая 2011 года 22 работника производственных структурных подразделений ОМГ подали заявление о проведении голодовки, состоящее из шести требований по изменению системы оплаты труда, в местные исполнительные и надзорные органы, а также в суд города Жанаозена и руководителю предприятия. КМГ уже сообщила, что теряет из-за забастовки рабочих около двух тысяч тонн нефти ежедневно.(NEWSKAZ)

****************************************************************************

В ряде регионовКазахстана заметно обострилась социальная обстановка. Акции протеста сне политическими требованиями постепенно приобретают массовый характер, и чтопримечательно, основной контингент недовольных – это сотрудники нефтяныхкомпаний, которые, напомню, были застрельщиками аналогичных действий и впоследние два года, подтверждая тем самым мудрые слова Владимира Ильича о том,что именно передовой отряд рабочего класса (в начале прошлого века это были работники металлургической области, асейчас – рабочие нефтянки) должен встать во главе борьбы трудящихся за своизаконные права.

Действительно, как илетом 2010 года, требования нефтяников на Западе Казахстана просты и понятны –улучшить условия труда и поднять уровень заработной платы.

На данный моментскладывается впечатление, что ни менеджмент компаний, ни госчиновники не склонныидти на компромисс с протестующими. После того, как забастовочный цикл 2010 годаувенчался определенными успехами протестантов, со стороны властей возникзакономерный вопрос – а стоит ли снова уступать? О чем, собственно, и сказал министр труда исоциальной защиты РК, мол, в прошлом году зарплаты были повышены, условия трудаулучшены, а люди "хотят большего, хотя производительность труда существенноне возросла".

Картина, в общем-то,знакомая для России, где наиболее острые формы противостояния между трудом икапиталом вовсе не всегда привязаны к депрессивным регионам. Видимо, на основе нашего опытабыло принято решение об увольнении бастующих за участие в незаконных акцияхпротеста, в одной из компаний расторгнутытрудовые контракты с 70 работниками, а в другой, число уволенных составило 50человек.

Последние события наЗападе Казахстана начинались в отсутствие акима области Крымбека Кушербаева,который находился в Астане, и тем самым, в каком-то смысле застраховал себя отвозможного принятия администрацией каких-либо неверных решений, и на первом этапе, в тактическом плане сохранилпозицию над складкойНа втором этапе аким исполнил роль истины последней инстанции и после встречи с представителями инициативной группы появился любопытный документ, в котором есть такие примечательные слова, "процедура рассмотрения требований работников трудовым арбитражемв установленный законодательством срок не состоялась из-за разногласий между представителями профкома. Как следует из разъяснений органов прокуратуры, создание нового трудового арбитража и рассмотрение им спорапосле истечения установленных законодательством сроков, противоречит законодательству РК. Также председатель профсоюза представил протокол заседания правления профсоюза № 1 от 23.02.2011г. о решении прекращения работы трудового арбитража. Таким образом, вмешательство каких-либо государственных органов в разрешение данного вопроса было недопустимо. При этом акимат области, для исключения необъективности в оценке принимаемых решений, неоднократно предлагал работникам разрешить указанный спор в судебном порядке".

С другой стороны, в казахстанскойсети активно распространяются любопытные цифры. Ну, например, о том, чтозарплата иностранных служащих в нефтегазовом секторе достигает 10-15 тысячдолларов, в то время, как забастовщики получают порядка 1500 долларов.

В то же время, многиекомментаторы обращают внимание на то, что желание получать от 500 тысяч тенге ивыше как-то не очень соответствует структуре зарплат в других секторахэкономики.

В материале, опубликованном на сайте Zonakz, есть и такие признания: "На самом деле действия бастующих жанаозенских нефтяников стоит расценивать как внесение разлада и недовольства среди мирного населения.Поскольку производство, и без того переживающее не лучшие времена, теперь рискует скатиться вниз по наклонной. Не выполнен производственныйплан – нефтяники не смогут получить премии в полном объеме. Как это называть, если не бесполезным расточительством?! Разве мало безработных,которые мечтают попасть в “Озенмунайгаз” и получать зарплату в 300 тысяч тенге?!"

Конечно, такиевысказывания можно списать на работу пресс-службы акимата, но, в общем-то,понятно, что как и в России, так и в Казахстане есть некий стереотип – мол, вэтом секторе экономики работники получают зарплату гораздо выше, чем, например,сотрудники бюджетных структур.

Так что покапротивостояние идет в информационном пространстве, когда одним нужно показатьсебя борцами за правое дело, а пиар-службам нефтяных компаний и областнымруководителей требуется «сменить вывеску», что-то типа «и среди нас находятсялюди, желающие жить красиво, но за чужой счет».

Вырисовывается абсолютная калька с ситуациейвокруг российских моно-городов, но только вряд ли здесь ожидается приездпремьера, который росчерком пера убедит местных олигархов, в том, что «делитьсянадо».

Наиболее вероятныйсценарий развития событий связан с постепенной минимизацией рисков через встречи местных чиновников и акимаобласти с участниками акций протеста. Это путь уговоров и призывов одуматься. На особые уступки явно никто не пойдет. Налицо очевидный расчет на то, что первыеувольнения заставят задуматься большинство тех, кто составляет традиционное "болото" среди протестующих.

Но и для местных властей настали не самые простые времена, поскольку возникнетнеобходимость объяснить на самом верху, почему это с периодичностью ровно раз вгод, область, которую традиционно называют «зеркалом нефтяного успеха», становитсяареной бесконечного трудового конфликта.

Андрей Карпов

Поделиться: