А. Власов: Взаимоотношения России и Кыргызстана становятся глубокими и системными

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Могу сказать только о том, какая ситуация в северных районах страны, в Бишкеке. Ситуация достаточно непростая. И связна она с тем, что далеко не все социальные проблемы решены. Кыргызстан по-прежнему в экономическом отношении к странам, которые не вышли на стадию стабильного и устойчивого развития. Во-вторых, внутри политического класса сохраняются серьезные противоречия, коалиция достаточно неустойчива. И пока не предложено общенациональной повестки дня. Нет такого политического лидера, которой мог бы и для севера и для юга быть одинаково приемлем в качестве фигуры номер один. Это и есть те риски, которые на мой взгляд, определяют контуры политической ситуации в стране.
А. Власов:  Взаимоотношения России и Кыргызстана становятся глубокими и системными

А. Власов: Взаимоотношения России и Кыргызстана становятся глубокими и системными

Приближаетсягодовщина печальных событий на юге Киргизии. Страна готовится к выборам. Политическую ситуацию в Киргизии ироссийско-киргизских взаимосвязях нашему корреспонденту «kginfo.ru» прокомментировал г енеральныйдиректор информационно-аналитического центра по изучению постсоветскогопространства, заместитель декана исторического факультета МГУ Алесей Власов.

- Скоро годовщинапечальных событий в Киргизии. Вы частобываете в этой стране. Какова там сейчасполитическая ситуация?

- На юге я давно не был. Могу сказать только о том, какаяситуация в северных районах страны, в Бишкеке. Ситуация достаточно непростая. Исвязна она с тем, что далеко не все социальные проблемы решены. Кыргызстанпо-прежнему в экономическом отношении к странам, которые не вышли на стадиюстабильного и устойчивого развития. Во-вторых, внутри политического класса сохраняются серьезные противоречия, коалиция достаточно неустойчива. И пока не предложенообщенациональной повестки дня. Неттакого политического лидера, которой мог бы и для севера и для юга быть одинаково приемлем в качествефигуры номер один. Это и есть те риски,которые на мой взгляд, определяют контуры политической ситуации в стране.

- Тем не менее, встране скоро выборы. Как бы вы могли оценить шансы самых видных лидеров?

- С одной стороны, РозаОтунбаева уже говорила, что не собирается выдвигатьсвою кандидатуру на предстоящих президентских выборах. Если она свое обещание выполнит, выбор надо будет делать изчисла тех кандидатов, которые представят свои кандидатуры. Среди них наиболееяркими фигурами являются Атанбаев, Феликс Кулов, возможно, Текебаев. И наверняка, кто –то из атажутовцев. Там, видимо, пока окончательной кандидатуры - кто именно от этой части политическогосегмента пойдет на выборы – неопределен. Но то, то будет представлен кандидат от политической силы – вполнеочевидно. То есть, будут представлены все политические силы страны, всеосновные регионы – и север и юг.

Это будет фактически в каком-то отношении судьбоносный момент дляКыргызстана. Признают ли элиты победителя? Будут ли они готовы видеть лидера номер один? Готов ли этот лидер,выбранный президент страны сохранять наметившийся курс на распределение полномочий внутрипарламентско-президентской системы. То есть, будет ли он готов делиться иучитывать мнение парламента, мнение политических партий. Много интриг, много неясного. Так что здесьделать однозначный прогноз достаточносложно.

- Прогноз сделать сложно. А могли бы вы выделить наиболее яркого лидера?

- В этом нет никакого смысла. Ситуация постоянно меняется,меняется динамично. Есть многосубъективных факторов. России, как мне кажется, надо быть достаточно осторожнойв своих в выводах, прогнозах. В Кыргызстане внимательно следят за реакцией вРоссии. И какими то, прогнозами и оценками не нужно расшатывать сложнуюситуацию.

- Тем не менее,недавно прозвучал отчет международной комиссии относительно прошлогоднихсобытий. Он был воспринят неоднозначно в стране. Будет ли иметь продолжение вся эта история? Икак вы оцениваете подобные отчеты международных комиссий?

- Здесь надо очень осторожно высказываться и тем, ктопытается судить о ситуации в Кыргызстане извне. И в то же время пытаться восприниматьадекватно такие оценки. Реакция была достаточно жесткой со стороны основныхполитических сил Кыргызстана. Этареакция показывает, что внутренне напряжение очень велико, и часто оценки техсобытий, которые произошли год назад, еще видимо, не являются предметом осмысления ретроспективного, а частьсовременной политической борьбы. Видимо, именно это, затрудняет как работукомиссии, так и восприятие. Сам доклад, на мой взгляд, тоже был составлен подвлиянием каких-то эмоциональных оценок. Поэтому однозначных оценок давать здесьсложно.

Многие эксперты говорят, что послепроизошедших событий произошло сближение Кыргызстана с Россией. Так это на Ваш взгляд или нет? Иесли да то, какие основные тенденции наметились в сотрудничестве между странами?

- Определенная тенденция к сближению, безусловно,существует. И самое главное, что этосотрудничество постепенно становится системным. Например, совершенно очевидно,что активизировалось взаимодействие по линии более глубоких экономическихпроектов. До этого мы все время говорили о кредитах по отношению Кыргызстану, оспасении кыргызской экономики. Сейчас появилась возможность говорить о болеесерьезных трендах. Например, о вхождении Кыргызстана в Таможенный союз,выделении кредитной линии в рублях, осоздании лизинговых совместных компаний. Пока это проекты. Но идет обсуждение,появился диспут. Это показывает, что наше взаимодействие становится болееглубоким, более системным, и есть возможность для реальной интеграции, а нетолько ограниченных проектов.

- В этом смыслетоварооборот между странами увеличилсяза последний год?

- У меня сейчас нет цифр за последний квартал. Скоро будетдоклад по экономическому взаимодействию. Но тенденция есть.

- Вместе сэкономическими взаимосвязями, усилилось, как известно, и культурное сотрудничество. Расскажите обобразовательном проекте, который осуществляется между Кыргызстаном и Россией.

- Он не совсем образовательный проект. Он - шире. Речь идет об открытии рисских исторических центров в ведущих Вузах Кыргызстана. В частности, вуниверситете имени Арабаева. Осуществляется проект при участии Российскогогосударственного гуманитарного университета и исторического факультета МГУ.

Сейчас открыты кабинеты русской истории в этом Вузе. Ужепередано около 500 наименований литературы. В рамках уже другого проекта в ближайшее время будут открыты новые центры – центр русской книги, гуманитарныецентры. Возможно, такие проекты будут действовать и на юге страны. Покаосновные проекты реализуются в Бишкеке. Мы рассчитываем, что в ближайшее времятакие центры будут действовать и на юге страны, но пока это не перешло в стадиюпрактической реализации.

- Есть ли у студентовжелание у молодежи реанимировать такиекыргызско-российские связи?

- На это вопрос лучше ответят, конечно, студенты. На мойвзгляд, желание есть, однако стоит проблема знания языка. Это больше ощущаетсяна юге страны. Молодое поколение знает русский язык хуже, чем старшее. Иучебников не хватает, и преподавателей. Эти проблемы нужно решать.

- Один из сложныхвопросов между Россией и Киргизией – это поток мигрантов из этой республики. С одной стороны постоянноозвучивается идея, что Россия нуждается в рабочей силе извне, с другой стороны,идет борьба с незаконной миграцией. Особенно много сложностей возникает смигрантами, у которых есть проблемы со знанием русского языка. Как, на Вашвзгляд, будут строиться отношения между странами в этом направлении?

- Сложно сказать. С одной стороны, идеальный вариант –открывать центры подготовки мигрантов, в том числе, и по обучению языку натерритории Кыргызстана, особенно на юге. Но на это нужны деньги. Для этого нужно желание не только России, но иКыргызстана. На данный момент политический класс Кыргызстана сконцентрирован нанесколько других вопросах. И руки до этого могут просто не дойти.

С другой стороны понятно – приезжает мигрант, который незнает языка и адаптироваться ему в иноязычной среде достаточно сложно. Всеравно этой проблеме рано или поздно придется заниматься. Поэтому я согласен,что проблема миграции связана с вопросомобразования, с вопросом приобщения киргизов к русской культуре и образованию. Россия – принимающаясторона. Нужна программа. Причемпрограмма общая, разработанная с участием Кыргызстана и России. Будет ли онаразработана? Насколько это реальнореализовать в ближайшее время? Хочетсяверить, что у наших руководителей найдется время, чтобы обратиться к этому вопросу.

- Насколькопосольство Кыргызстана в России может выполнять посредническую роль, чтобы способствовать реализации такихгуманитарных проектов?

- В идеале оно и должно такую посредническую миссиювыполнять. Другой вопрос, пока мы передаем книги для русского центра черезпроводников. Видимо, пока нет возможности задействовать в полной мере каналыпосольство Кыргызстана в России. Но все-таки мы верим, что интересы государства(в данном случае и Кыргызстана и России) возобладают, найдутся ресурсы, возможности мы сможем использоватьпосольский потенциал. Посредником главным, я считаю, должно быть именнопосольство.

Лина Вискушенко

«Kginfo.ru» Москва.

Поделиться: