Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Конкуренция нефтеэкспорта: если РФ не решит проблемы КТК «большая» казахстанская нефть наверняка пойдет по азербайджанскому маршруту.

02.05.2008

Автор:

Теги:

Конкуренция нефтеэкспорта: если РФ не решит проблемы КТК «большая» казахстанская нефть наверняка пойдет по азербайджанскому маршруту.

 

 

Азербайджанские отраслевые эксперты наверняка в курсе переговоров и споров, которые ведутся на том берегу Каспия, в российко-казахстанском международном консорциуме КТК. Речь идет о целом комплексе проблем: долговая задолженность компании перед российским бюджетом определена в размере порядка $5 млрд.; расширение мощности КТК с нынешних 30-35 млн. до :67 млн. тонн в год по мнению государственной «Транснефти» должно быть синхронизировано с вводом нефтепровода Бургас-Александруполис; однако до этого должен быть повышен тариф (в сентябре прошлого года россияне «продавили» у акционеров КТК повышение ставки на прокачку по системе до $38 за тонну взамен снижения кредитных ставок с 12,66% до 6%) для погашения задолженности. Еще одна проблема - увеличение казахстанской нефти на терминалах в Новороссийске создает дефицит отгрузочных мощностей собственно у российских компаний. Вместе, данный клубок противоречий создает позитивный для Баку сюжет - участники КТК все больше склоны рассматривать систему Баку-Джейхан как основной маршрут своего экспорта из каспийского региона.

 

Ситуацию характерно иллюстрирует последний виток конфликта. В недавнем докладе вице-президента Chevron по странам Европы, Евразии и Ближнего Востока Йена МакДональда прямо предлагается не связывать расширение мощностей КТК с реализацией проекта Бургас-Александруполис. В докладе отмечается, что добыча нефти в Казахстане постоянно растет. Уже в 2008 году добыча в проекте СП «Тенгизшевройл» (Chevron принадлежит в нем 50%) достигнет 25 млн. тонн нефти (порядка 550 тыс. баррелей в сутки). Этот объем планируется сохранять в течение нескольких лет. Общая потенциальная добыча нефти Казахстана (с учетом Карачаганака и Кашагана) может вырасти до 3 млн. баррелей в сутки (порядка 150 млн тонн). Таким образом, в течение пяти лет необходимо обеспечить новые экспортные маршруты и повысить пропускную способность существующих.

 

По данным Chevron, в случае, если решение о расширении КТК будет принято в кратчайшие сроки, строительство дополнительных мощностей полностью будет завершено не ранее 2013 года. «При жесткой привязке к графику строительства Трансбалканского трубопровода (нефтепровод Бургас-Александруполис), расширение КТК состоится еще позже», - подчеркивается в докладе. В связи с этим, Chevron твердо считает, что график фактического строительства обходного трубопровода может и должен быть отвязан от графика строительства объектов в рамках расширения КТК. Отказ от привязки КТК к нефтепроводу Бургас-Александруполис, не окажет, по мнению американской компании, отрицательного влияния на загрузку черноморских проливов (в обход которых и направлен Трансбалканский нефтепровод).

«В прошлом году около 37% объемов нефти поступило в черноморский бассейн из Казахстана, 17% - из Азербайджана и 46% - из России. После расширения КТК данная ситуация существенно не изменится. Более того, после расширения КТК нефть будет перевозиться на крупнотоннажных современных танкерах, что позволит снизить транспортную нагрузку на Босфор и Дарданеллы», - подчеркивается в докладе. Но задержка в расширении КТК может поставить под сомнение долгосрочную перспективность роста объемов транспортировки в этом северном направлении.

 

Одновременно Chevron подчеркивает необходимость создания альтернативных КТК маршрутов трубопроводных поставок нефти. Наиболее перспективным из них является "южный" маршрут из Казахстана в Азербайджан, а затем в турецкий Джейхан или Грузию. Согласно докладу МакДональда, сейчас уже существует коммерческое обоснование южного маршрута транспортировки.  «На первом этапе в Казахстане будет построен трубопровод в южном направлении Тенгиз-Актау-Курык. Транспортировка по морю через Баку будет осуществляться на маломерных (12 тыс. тонн) танкерах, и далее часть объемов будет направляться в трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, а часть - в черноморские порты на территории Грузии. Первоначальная пропускная способность казахстанского трубопровода будет составлять в районе 15-20 млн. тонн. При этом, будут предусмотрены возможности для его дальнейшей модернизации», - говорится в докладе. Доклад Chevron специально подчеркивает, что поддерживает развитие обоих маршрутов, однако отмечает, что задержка с расширением КТК заставляет усомниться в долгосрочных перспективах роста объемов транспортировки нефти в российском направлении.

 

Конфликт тянется более двух лет. Остроту придает не только трудность согласования позиций в официальной переговорной части, но и неопределенность окончательной цели российской стороны (в российской экспертной среде ходили разговоры о желании Кремля обанкротить КТК налоговыми санкциями, а затем приобрести в госсобственность). В любом случае повышение тарифа на прокачку нефти без увязки с расширением не выгодно всем коммерческим компаниям, как американским, так и казахстанским.

 

Складывается впечатление, что Россия не рассматривает казахстанские компании как «дружественные», между тем, стремления казахстанских компаний, речь прежде всего идет о «КазМунайГаз», вполне адекватны. Экспортируя нефть совместно с РФ логично ожидать прибыли от ее транспортировки и каких-то льготных гарантий на всех этапах. Было бы закономерно если бы Россия приветствовала бы и втягивала в свои проекты казахстанские компании. Тем более, стремясь к общеевразийскому экономическому пространству в рамках ЕврАзЭс, почему бы не оказать помощь стратегическим партнерам из Казахстана, допустить казахстанцев к проекту Бургас-Александруполис, чтобы они владели частью акций, получали бы прибыль и льготный тариф по транспортировке. Но одно дело политические намерения на уровне официальных президентских заявлений, и другое, что российские сырьевые монополисты не заинтересованы делить свою прибыль с кем-то еще. На взгляд многих экспертов, для блага общих стратегических проектов это неправильно, поэтому выигрывают конкурентные проекты, в данном случае в выигрыше Баку-Джейхан.

 

Как известно меморандум по привлечению Казахстана к Баку-Джейхан подписан президентами Алиевым и Назарбаевым. От слов они быстро перешли к делу, идет активная работа на уровне конкретных объектов: Азербайджанская инвестиционная компания (АИК) и Azersun уже вложили в строительство Сангачал-Гарадагского нефтегазового терминала, рассчитанного на прием в том числе казахстанской нефти, около $50 млн. Ввод в эксплуатацию терминала ожидается в конце 2009 года, первоначально его мощность должна составить 12 млн. тонн нефти в год, в том числе 10 млн. тонн нефти и 2 млн. тонн газового конденсата. В ходе второй фазы проекта мощность терминала планируется увеличить до 25 млн. тонн, третьей - до 35-40 млн. Общая стоимость проекта составляет $170 млн. Ведутся активные переговоры с целью привлечения дополнительных кредитов под расширение терминала. С учетом проблемы двойной танкерной перевалки нефти (с одного берега на другой), операторы проекта планируют выработать для экспортеров льготные режимы. Сейчас через Азербайджан проходит от 9 до 12 млн. тонн казахстанской нефти в год, в основном с перевалкой на грузинские порты.

 

Трудно сказать, насколько обостриться в будущем конкуренция маршрутов казахстанского нефтеэкспорта, после запуска Бургас-Александруполис и соответственно расширения системы танкерной перевалки Актау-Баку. Все будет зависеть от внутренних экономических условий стран региона и стоимости самой нефти к 2010-2012 году, то есть на момент выхода обоих проектов на максимальную мощность. Наверняка будет присутствовать элемент геополитической игры, и неким образом он будет как и раньше «подогревать» политические отношения, но не станет доминирующим фактором. На Каспии уже достаточное количество различных нефтяных компаний, и чем больше у них выгодных будет путей экспорта, тем больше будет расти их добыча. В этом заинтересованы все компании, как местные государственные, так и внерегиональные. Загрузка будет осуществляться во всех направлениях. Сегодня транспортировка нефти по «Баку-Джейхан» для группы компаний участников этого проекта составляет около $4-$5 за баррель. Для других компаний стоимость будет выше. Очевидно, что американские и иные участники консорциумов, работающие в Казахстане и Азербайджане, добываемую нефть будут скорее направлять в «свою» трубу. КТК, увязанный с «Бургас-Александруполис», также не будет простаивать, но какая будет стоимость транзита и объемы прокачки, с учетом всех коммерческих трудностей вопрос остается открыт.

 

Опубликовано в газете "Азербайджанские Известия"

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение