Некоторые исторические аспекты цивилизационной основы Русского государства

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Политика государственного суверенитета и многополярности предполагает существование целостной цивилизационной идеологии. Россия, по основным параметрам (истории, языку, культуре, Православной вере, этническому составу населения, его антропологическим характеристикам и т.д.), относится к восточно-православной цивилизации - Русскому миру и в этом контексте является Русским государством.
Некоторые исторические аспекты цивилизационной основы Русского государства

Некоторыеи сторические аспекты цивилизационной основы Русского государства

(выступление на Всероссийской научнойконференции «Нравственное государство как императив государственной эволюции»27 мая 2011 г. в РАН)

Политика государственного суверенитета и многополярности предполагаетсуществование целостной цивилизационной идеологии. Россия, по основнымпараметрам (истории, языку, культуре, Православной вере, этническому составунаселения, его антропологическим характеристикам и т.д.), относится к восточно-православнойцивилизации - Русскому миру и в этом контексте является Русским государством.

Русский мир обладает своими культурными кодами, которымиобозначается система культурных символов, в таких сферах как: религия,традиции, язык, обычаи, национальные особенности психического склада,представления о добре и зле, отношение к собственной истории и т.д. Русский миркак Русская цивилизация означает признание исторической непрерывности русскойгосударственности, начиная со времени Киевской Руси - Московского царства -Российской империи - Советского Союза - и заканчивая нынешней РоссийскойФедерацией и интеграционными процессами постсоветского пространства.

Идеология должна отражать базовые идеи и объективнуюреальность. Цельная идеология, в широком смысле, это трёхуровневое мировоззрение.Первый уровень отвечает на основные вопросы смысла человеческого существования- что такое человек, зачем он живёт, как он связан с окружающим миром, сдругими людьми. Это религиозно-философская проблематика, выходящая за пределы эмпирическогоопыта. Второй уровень является опирающейся на базовые ценности первого уровняобщей социальной теорией. Второму уровню соответствует социальная философия имакроструктурные социологические теории, которые рассматривают и задают ориентирыисторического развития. Третий уровень представляет собой основные принципы организациижизни общества в отдельных сферах, таких как принципы государственногоуправления.

Обозначенные подходы не являются оторванной от реальной политикиабстракцией. Они воспроизводились на всём протяжении русской и мировой историии сохраняли свою преемственность, с поправкой, естественно, на конкретныеобстоятельства. Обратимся к некоторым важным сюжетам становления нашегоОтечества. Рассмотрим, как формировалось Русской государство в период становлениядоктрины Третьего Рима, дальнейшего утверждения Православия, связанную с ними геополитическуюевразийскую доктрину, которая в итоге привела к возникновению из относительнонебольшого в XY-XYI в.периферийного Московского царства крупнейшей в мировой истории континентальной Российской Империи. Релевантнодля постижения мотивов и целей исторических деятелей той эпохи обратится кдокументальным источникам.

Иван IV Васильевич Грозный (25.09.1530 г. -18.03.1584 г.) воспроизводит историю Русского государства,возводя его истоки, помимо собственно Руси и восточных славян, также к Римскойимперии, народам северо-запада Европы и Византии.

В послании дворянину княжестваЛитовского, князю А. Полубенскому (1577 г.), И. Грозный пишет, чторимский император Август владел «всей вселенной». Август «поставил брата своегоПруса в город, называемый Мальборг, и в Торунь, и в Хвойницу, и в преславныйГданьск на реке, называемой Неман, которая течет в море Варяжское». ПотомокПруса в четырнадцатом колене, Рюрик, пришел и начал княжить на Руси и вНовгороде, назвался великим князем и нарек этот город Великим Новгородом. Сынего Игорь переселился в Киев и там установил скипетр российского царствования ибрал дань с греков и жил в Переяславле Дунайском, где находятся Бен и Бедна (Вена).Великий государь Ярослав завоевал Чудскую землю, то есть Ливонию, поставилгород, названный по его имени Юрьевом, а теперь называемый Дерптом. Великий царьи великий князь Владимир Мономах воевал в византийской Фракии и приобрелцарский венец. Великий князь Александр, одержал на Неве победу над немцамиримской веры. Великий князь Димитрий, одержал за Доном великую победу надбезбожными агарянами (татарами). Великий государь Ивана Васильевич, дед ИванаГрозного собиратель Русской земли. Великий государь, царь всея Руси Василий, отецИвана Грозного приобретатель исконных прародительских земель, передал ИвануГрозному по наследству скипетр Российского царства.

Во втором своём послании шведскому королю Юхану III(1573 г.) Иван Грозный отмечает, что «с великим государемГеоргием-Ярославом во многих битвах участвовали варяги, а варяги - немцы; и разони его слушали, значит, были его подданными. Что же касается печати Римскогоцарства, то у нас есть своя печать от наших прародителей; а римская печать намтакже не чужда: мы ведем род от Августа-кесаря».

Для И. Грозного вопросы исторической преемственностии легитимности очень важны. Точности излагаемых событий, естественно с учётомдоступности тогда источников, русский царь уделяет большое внимание и егоутверждения, например, о связи Ярослава с варягами подтверждаются современными историческихисследованиями. Известно, что при Великомкнязе киевском Ярославе Мудром (1019-1054 гг.) Русь установила дипломатическиеотношения с Швецией, Норвегией, Данией, Германией, Польшей, Венгрией, Францией,Англией и Византией. Ярослав был женат на шведской принцессе Ингигерде (вправославии - Ирина). Сестра Ярослава Мудрого Мария вышла замуж за польскогокороля Казимира. Дочь Ярослава Елизавета была замужем за норвежским принцемГаральдом Смелым, дочь Анастасию - за венгерским королём Андреем I. СынВсеволод женат на греческой царевне. Есть сведения о родственных связяхЯрослава с английскими королями. Принцы и знатные норманны находили приют изащиту у князя Ярослава.

Что касается ещё более отдалённых во времени событий, тои здесь можно привести интересные исследования, которые показывают, что впериод II в. до н.э. - I в. н.э., возникла культура эстиев, называемая такжезападнобалтийской культурой.

I-II вв. н.э. знаменовал начало эпохи римского влияния вЮго-Восточной Балтии. В 12 г. до н.э. римский флот под командованиемДруза совершил океанское плавание, посетив Балтику, и достигнув севернойоконечности Ютландии. В 8 г. до н.э. территория между Рейном и Эльбой былаофициально включена в состав Римского государства На рубеже н.э. легат АвгустаДомиций Агенобарб совершил рейд в глубину германской территории. Он форсировалЭльбу, заключил союз с жившими на ее правом берегу племенами и попыталсяучредить у них культ Августа. Активное продвижение римлян на европейскомнаправлении остановило уничтожение в 9 г. н.э. за Рейном трех легионов воглаве с Публием Квинтилием Варом. При преемнике императора Августа Тибериитакже предпринимались отдельные походы вглубь европейской территории.

Таким образом, подтверждается тезис Ивана Грозного обактивном римском влиянии во времена Августа на побережье Балтийского моря,откуда позднее, через восемь веков с половиной веков или 14 поколений, - какутверждает Иван Грозный, вышел варяжский князь Рюрик, считающийся одним изоснователей Древнерусского государства.

Отметим, что в это же время, на границе н.э., состоялось переселениегерманских племен готов из Скандинавии в междуречье Одера и Вислы, что привелок вытеснению и частичной ассимиляцией германцами западных балтов. В III векен.э. готы двинулись на юг в сторону Дуная и дошли до Северного Причерноморья,где создали свое государство.

Период в истории народов Европы с 793 по 1066 гг.принято называть эпохой викингов. Одновременно с завоеваниями и колонизациеймногих территорий именно в эту эпоху формировались торговые связи в пределахБалтийского региона, шел активный обмен культурными ценностями между отдельнымитерриториями и народами. Идентичные понятия «варяги» или «викинги»распространялись, в силу культурной идентичности, не только на жителейСкандинавии, но и всей Балтии.

В IX в. термин «эстии» для жителей юго-восточнойБалтики сменяется новым этнонимом «пруссы». Прусские земли в периодмаксимального могущества простирались от Вислы до Немана. Древнерусскиелетописи говорят как о том, что Рюрик был призван новгородцами из Пруссии, и отом, что древнерусские знатные рода - прусского происхождения. Историкипредполагают, дружина князя Рюрика получила владения, закрепив за ним своеродовое название - Русь. Первоначально русами звались только представителизнатной военной верхушки - витязи (сканд. wiking было заимствовано пруссами какwitingis, после чего у русских трансформировалось в «витязь»). Позднее этоназвание распространилось на весь народ. Русский историк В. Ключевскийотмечает, что в XI и XII веках слово «Русь» стало обозначать территориюподвластную русским князьям.

Иван Грозный, приводя историческую аргументациюцивилизационной близости Русского государства к древней Римской империи исеверной Европе, одновременно выделяет наиболее значимые события и знаковыхисторических деятелей русской истории: Рюрика, Игоря, Ярослава, ВладимираМономаха, Александра Невского, Дмитрия Донского, а также своих прямых предков -собирателей Русской земли.

Идеологический стержень и смысл существования Русскогогосударства, своей внешней и внутренней политики Иван Грозный видит в Православии.

В вышеупомянутом послании А. Полубенскому,И. Грозный пишет, что Господь отвергает безбожное царство: согласноЕвангелию высокое для людей мерзость для Бога. Ситуация кардинально меняетсяс эпохи римского императора Константина Великого (286-337 гг.) - «царяправды христианской, соединившего священство и царство воедино, и с этоговремени повсюду умножились христианские царства».

Вответе протестантскому проповеднику Яну Роките (1570 г.) И. Грозныйизлагает некоторые основы Православного учения.

Захотел Бог помиловать заблудшего человека и воплотился вчеловека от Пречистой Девы Марии. До того царствовала смерть, но послевоплощения Христа этого дерзновения смерть не имеет, ведь Господь наш ИисусХристос обновил новый удобный путь делающим благо и верующим в правду спасенияи князь мира сего не имеет над ними никакой власти. Поэтому и смерти среди нихместа нет. А если кто самовольно предаст себя князю мира сего и соблазнам егопоследует, те по собственной воле попадут в царство смерти.

Иконам честь воздавая, поклонимся, - пишет ИванВасильевич, но образам Христа и Богородицы, а не краскам и доскам поклонимся. Ина первое место ставим поклонение не материи иконы, а образу, запечатленному вней.

В1582 году в Москву, выполняя посреднические функции урегулированияконфликта Русского государства с королём Польским и великим князем ЛитовскимСтефаном Баторием, прибыл посланник папы Григория XIII Антонио Поссевино.Антонио сделал попытку убедить Русского царя в правильности латинской веры.Ссылаясь на первенство апостола Петра и решения Флорентийского собора 1439 г.,он сулил сделать Ивана Грозного восточным императором, если тот отступит отПравославия.

И. Грозный ответил папскому посланнику, что воспитанв той вере, которая одна является истинной, и не должно её менять. Близок деньсуда, когда господь решит, наша или латинская вера основывается на истине. Мыприняли христианскую веру, когда брат апостола Петра Андрей пришел в нашиземли, а впоследствии, когда Владимир обратился к вере, религия была распространенаеще шире. И храним мы ее в чистоте, - говорил И. Грозный. Проповедоваливсе апостолы и никто не был выше другого. От них пошли епископы, архиепископы,митрополиты и многие другие в наших владениях. Верит он не в греков, а воХриста. Что касается власти над Востоком, то это божья земля и ее по своемусоизволению господь даст, кому захочет. Папа мнит себя богом. Но мы хотим, -утверждает русский царь, (хотя между нами и вами и существуют некоторыерасхождения в вере) иметь дружбу, братство и единение с ним и прочимихристианскими государями.

Православное сознание естественным образом уИ. Грозного распространяется на государственное управление, на принятиеполитических решений. При этом он остаётся прагматиком, здравый смысл непокидает его. Царь чётко разделяет нравственный максимумы христианства иреальные условия государственной политики.

В послании «Об измене клятвопреступников - князя АндреяКурбского с товарищами» (1564 г.) Грозный пишет: не видишь разве, чтовласть священника и управителя с царской властью не совместима? Одно дело -спасать свою душу, а другое дело - заботиться о телах и душах других людей;одно дело - отшельничество, одно дело - монашество, одно дело - священническаявласть, а другое дело - царское правление. Прилично ли царю, например, если егобьют по щеке, подставлять другую? Это ли совершеннейшая заповедь; как же царьсможет управлять царством, если допустит над собой бесчестие?

В качестве примера нерациональности и пагубности прямогосмешения государственной и духовной власти Царь приводит Византию, которую, какизвестно, часто потрясали церковные расколы. Он риторически вопрошает: чтослучилось с греками, погубившими царство и предавшимися туркам?

Обращаяськ одному из лидеров «боярской оппозиции» тогдашней Руси князюА. Курбскому, выступавшего против централизации власти и изменническиперешедшего на сторону литовцев, И. Грозный высказывает краеугольное положениесвоей внутренней политики: не может осуществиться ваше желание править темигородами и областями, где вы находитесь. Ты сам своими бесчестными очами видел,какое разорение было на Руси, когда в каждом городе были свои начальники иправители, и потому можешь понять, что это такое. В таких условиях, - полагаетИ. Грозный, все царства распадутся от беспорядка и междоусобных браней.

Чтобы государство было эффективным, по мнению Царя, мывольны награждать своих холопов, вольны и казнить. Когда встречаем людей,которые служат честно и не забывают порученной службы, то награждаем их великимжалованьем; те же, которые оказывают противодействие, приемлют казнь по своейвине. Кровью же мы церковных порогов не обагряли; мучеников за веру у нас нет.

Вся вертикаль политической системы, как следует изтезисов И. Грозного, является следствием и отражением Небесного порядка.

Вот русские предстатели, - говорит он: Михаил, Гавриил идругие бесплотные силы; молятся за нас перед Богом пророки, апостолы, святителии мученики, добродетельные и святые и молчальники - мужчины и женщины.

Русский царь свидетельствует о себе:

Я верю в Страшный Суд, когда все души и тела всех людей,царей и нищих, будут собраны, судимы за свои дела и разделены на две части поих делам. Я знаю и верю, что те, кто живет злой жизнью и преступает Божьизаповеди, не только там получают кару, но и здесь испивают чашу яростиГосподней за свои злодейства и испытывают многообразные наказания, а, придя натот свет, в ожидании праведного Господнего суда претерпевают горчайшееосуждение, а после осуждения - бесконечные муки. Я знаю, что Христос владеет ираспоряжается всем на небе, земле и в преисподней и карает мученияминепокорных. Верю, что мне, как рабу, предстоит суд не только за свои грехи,вольные и невольные, но и за грехи моих подданных, совершенные из-за моейнеосмотрительности.

Таким образом, из анализа текстов видно, что Русскийгосударь Иван Васильевич Грозный обладает ясным системным мировоззрением,вытекающим из политической и духовной истории Руси. Он видит Русскоегосударство как Русь Православную. Православие он характеризует какхристианство, которое хранится со времён апостола Андрея Первозванного и князяСв. Владимира на Руси в истинной чистоте. При этом Русский государь готов иметьдружбу, братство и единение с другими христианскими государями, несмотря на различияв вероучении. Влияние Православия не должно переходить непосредственно в сферугосударственного управления, а иметь, прежде всего, духовно-нравственноеизмерение.

Истоки Русского государства в соответствии с взглядамиИ. Грозного, восходят, помимо славянских центров в Киеве и Новгороде идр., также к народам северо-западной Европы, жившим на территории Пруссии.Апосредственно, через древнюю историю, государственность Руси имеет мистическуюсвязь и с Римской империей времён Августа, проводившего, как подтверждаютисследования, активную политику на европейском направлении. Русская историянепрерывна, из поколения в поколение передаётся по наследству религия,территория, политика. Условием сохранения и развития Русского государстваявляется самодержавие и жёсткая вертикаль власти. При этом сам Царь несётответственность перед вечностью не только за себя, но и за своих подданных.

В Духовнойграмоте, адресованной сыновьям (1572 г.), Иван Грозный завещает государственнуюидеологию. «Се заповедаю вам, да любите друг друга, и бог мира да буди с вами.То всего больше знайте: Православную христианскую веру держите крепко, за неестраждите крепко и до смерти. А сами живите в любви. А воинству, поеликувозможно, навыкните. А как людей держати, и жаловати, и от них беречися, и вовсем их умети к себе присвоивати, и вы б тому навыкли же. А людей бы есте,которыя вам прямо служат, жаловали и любили, их ото всех берегли, чтобы имизгони ни от кого не было, и оне прямее служат. А каторыя лихи, и вы б на техопалы клали не вскоре, по разсуждению, не яростию. А всякому делу навыкайте, ибожественному, и священническому, и иноческому, и ратному, и судейскому,московскому пребыванию, и житейскому всякому обиходу, и как которыя чиныведутся здесь и в-ыных государствах, и здешнее государство с иными государствычто имеет, то бы есте сами знали. А докудова вас бог помилует, свободит от бед,и вы ничем не разделяйтесь, и люди бы у вас заодин служили, и земля бы заодин,и казна бы у вас заодин была, ино то вам прибылняе».

Данное «крепкое» наставление, надо полагать, предназначеноне только историческим современникам, но и политическим лидерам грядущейРоссии.

Отметим, что идеология государственного строительстваРоссии с национально-религиозной основой характерна не только для политическойэлиты XYI в. Втой или иной форме, такая идеология была на протяжении всей историивостребована среди государственных деятелей, духовных лиц, писателей иинтеллектуалов. Так, схожие идеи приводятся в письме от 6 мая 1924 г., выдающегосявоенного и государственного деятеля царской России генерал-лейтенанта МихаилаКонстантиновича Дитерихса. Он пишет про упорство и настойчивость историческойборьбы, ведущей начало от познания людьми добра и зла. Это борьба началАнтихриста с началами Христа. И в этой борьбе русскому народу, с образованиемего в Х веке, была предназначена великая, Святая и славная задача бытьвоинами Христа, блюстителем и проводником в мире начал учения Христа. Не было, - отмечает генерал, вЕвропе и Азии народа, который не пытался бы уничтожить Россию, стереть ее слица земли, поколебать в ней Христианскую веру, умалить значение ееидеологических начал. От диких татарских племен до культурных европейцев, отдревнего Израиля до новоиспеченной живой церкви, все народы мира, окружавшиеРоссию, все иные религиозные исповедания, не исключая и неправославныххристианских, с одинаковым ожесточением пытались попрать, унизить Россию Христаили путем порабощения ее силой, или путем необъяснимой, садической нетерпимостик ее национально-религиозным началам государственного строительства. Но тщетно...

На наш взгляд, актуальность исторических религиозно-философскихоценок в сфере духовных и нравственных ценностей, принципов государственного управления,личных качеств политических лидеров сохраняется во многом и для современной России.

ЛИТЕРАТУРА

1.Иван IV Грозный, Сочинения,С.-Пб., «Азбука классики», 2000

2.Иван Грозный. Ответ ЯнуРоките., http://www.hrono.info/dokum/grozyanu.html

3.Иван Грозный. ПосланиеПолубенскому., http://hronos.km.ru/dokum/15770709.html

4.Антонио Поссевино.Исторические сочинения о России /Moscovia Беседы о вере с царем ИоанномВасильевичем., http://www.hrono.info/libris/lib_p/possevin.php

5.Духовная грамота царя ИванаВасильевича., http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/ivan4.htm

6.Иван Грозный. Царево государевопослание во все его Российское царство об измене клятвопреступников - князя АндреяКурбского с товарищами., http://samoderjavie.ru/node/290

7.Парфенов В.Н. CONSILIUMCOERCENDI INTRA TERMINOS IMPERII (к проблеме преемственности европейскойполитики Августа и Тиберия. //«Античный мир и археология. Вып. 11. Саратов,2002.// http://ancientrome.ru/publik/parfenov/parfenov03.htm

8.Тюрин Е.А. Вооружениевсадников самбийско-натангийской и прусской культур I-VI вв. н.э.,http://www.simvolika.org/mars_037.htm

9.История Пруссии., http://kenig.amazonit.ru/index1.html

10.История Восточной Пруссии., http://konig750.narod.ru/history/history2.htm

11.Политическое завещаниегенерала М.К. Дитерихса., http://www.rusk.ru/st.php?idar=315487 /из книги"Генерал Дитерихс", М., Посев, 2004 г.

Поделиться: