Ташкент – город добрососедского и толерантного сосуществования мировых конфессий.ч.2

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Перед началом 1897 – 1898 учебного года в учебных заведениях Туркестанского края было распространено циркулярное письмо министра народного просвещения Российской империи №20494 от 30 июля 1897 года «Об отмене… обязательного… посещения учениками-иноверцами православных богослужений», проводившихся в учебных заведениях по случаю государственных праздников.
Ташкент – город добрососедского и толерантного сосуществования мировых конфессий.ч.2

Передначалом 1897 – 1898 учебного года в учебных заведениях Туркестанского края былораспространено циркулярное письмо министра народного просвещения Российскойимперии №20494 от 30 июля 1897 года «Об отмене… обязательного… посещенияучениками-иноверцами православных богослужений», проводившихся в учебныхзаведениях по случаю государственных праздников.

Русская администрация, как правило, не использовала «административный ресурс» в случаях разрешения вопросов, затрагивающих интересы исламских учреждений, даже тогда,когда обстоятельства, как кажется, допускали это. Когда в интересах города, всвязи с прокладкой трамвайной линии, понадобилось выкупить небольшой кусочекземли у одной из городских мечетей (причём, сама мечеть была согласна продатьэтот участок), то городские власти предварительно обратились к съездумусульманских судей-казиев. Выяснялось, не будет ли таковая сделкапротиворечить требованиям шариата. Съезд казиев, после изучения вопроса,постановил: «В установленных шариатом книгах предусмотрено, что в необходимыхслучаях допустимо присоединение земель мечети к улицам, состоящим вобщественном пользовании. На основании сего мы полагаем, что… возможно будетприсоединить к означенной улице для расширения её и участок земли мечети…предварительно переговорив об этом с мутавалием мечети и удовлетворив его заотчуждаемый участок» [1] .

Принципсправедливости, одинаковый подход ко всем конфессиям в вопросах фискальнойполитики также способствовал межконфессиональному спокойствию. Ташкентскаягородская дума выработала правила местного городского налогообложения. По этимправилам, налогообложению «…подлежали все состоящие в пределах городскойтерритории земельные участки, как принадлежащие казне, так и частным лицам,общественным учреждениям, благотворительным и учебным заведениям и духовномуведомству, как христианскому, так и нехристианскому» [2] .

Неподлежали налогообложению территории храмов и кладбищ любой конфессии. Также необлагались налогом здания, принадлежащие духовным ведомствам любых конфессии,«если эти здания используются непосредственно [религиозными]…ведомствами» [3] .

В Ташкенте стало относительно обычнымделом, когда авторитетные представители мусульман присутствовали направославных церковных службах, посвящённых каким-либо высокоторжественным или,наоборот, печальным поводам. Например, газета «Туркестанские ведомости»сообщает, что «24 октября … [1904г.]…вСпасо-Преображенском соборе проходило торжественное возложение хивинскимпосольством венка на гробницу первого начальника Амударьинского отдела,покойного Туркестанского генерал-губернатора и Командующего войскамиТуркестанского военного округа генерал-лейтенанта Николая АлександровичаИванова... Встреченные священникамичлены посольства проследовали к гробнице и сотворили там краткую молитву» [4] .

Таже газета «Туркестанские ведомости» в одном из номеров за 1905 год сообщает,что «на гроб покойного Туркестанского генерал-губернатора генерала от кавалерииНиколая Николаевича Тевяшова в присутствии почётных туземцев и учащихсяТашкентского двухклассного русско-туземного училища был возложен венок отнаселения туземной части города Ташкента. Причём собравшимися мусульманами быловознесено заупокойное моление по усопшему» [5] .Несколькими десятилетиями ранее подобные ситуации невозможно было ипредставить.

НовыйТашкент с самого начала формировался как город многоконфессиональный. В первыеже годы здесь сложились, кроме православной, католическая, лютеранская,иудейская общины. Образовалась и своя «новогородская» мусульманская община.Имелись представители и других конфессий – буддийской, армяно-григорианской.Накануне Первой мировой войны в новой части Ташкента имелось 12 православныхцерквей, 3 храма других христианских исповеданий, 2 синагоги и 16 мусульманскихмечетей. В старой части Ташкента действовало около 190 мечетей [6] .

Болееили менее регулярные контакты христиан и мусульман приучали к взаимнойтерпимости. Одним из свидетельств этого является, среди прочего, участие многихместных мастеров в строительстве православных храмов, включая возведениеглавного ташкентского Спасо – Преображенского собора [7] .

Известныслучаи, когда мусульмане материально содействовали в строительстве православныххрамов. Например, в числе жертвователей на строительство «самаркандскогоСвято-Алексеевского собора указаны купцы из мусульман Алимбековы» [8] . Встроительстве в Ташкенте церкви Сергия Радонежского исключительную помощьоказал потомственный почётный гражданин Сеидгани Сеидазимбаев. Он был деятельнымчленом Комитета по постройке названного храма и способствовал найму местныхрабочих и выгодной заготовке

материалов;часть материалов была им пожертвована бесплатно, также он подарил церкви триценных ковра для алтаря [9] .

Всвою очередь, и русская власть, и православные люди, также содействовали строительству и ремонту мусульманских духовныхобъектов. Примером этого является ташкентская соборная мечеть Джами. К 80-мгодам позапрошлого века она оказалась в плачевном состоянии. В 1883 годуимператор Александр III пожертвовал большую сумму денег, которые «Государю было благоугодноприказать употребить…на нужды Туркестанского края». Во исполнение воли монархаадминистрация Туркестанского генерал-губернаторства «распорядилась обратить этусумму на восстановление некоторых особенно почитаемых мечетей. Таким образом,была возобновлена единственная по своей величественности мечеть Султан-Азрет вгороде Туркестане, затем починена старинная мечеть в с. Зенгиата … зановоперестроена мечеть [Джами] в Ташкенте. После перестройки последняя мечетьполучила название «Царской» [10] .

В конце XIX века в Ташкенте заметным стало влияние русскихархитектурных влияний. Иногда они даже проникали в строительство культовыхмусульманских сооружений. Это видно, опять-таки, на примере мечети Джами.«Проектные чертежи главного зала мечети были выполнены русскими архитекторами,в связи с чем, мечеть Джами вобрала в себя некоторые приемы православногозодчества (в арке портала и купола) [11] .

Определеннуюроль в утверждении большей терпимости вносила «Туркистон вилоятининг газети»,первая газета на узбекском языке. Её редактором (наряду с другимимногочисленными обязанностями) являлся уже упоминавшийся Н.П. Остроумов. Онпрекрасно понимал, что средства массовой информации могут играть исключительноважную роль в формировании толерантности (или, наоборот, в нагнетаниинетерпимости). Газета, как писал автор известного очерка «Ташкент в прошлом инастоящем» А.И. Добросмыслов, « никому не навязывала идей христианства и никогоникогда не возбуждала против инородцев…» [12] .

После1917 года всем конфессиям пришлось пережить немало испытаний и невзгод,обусловленных атеистической направленностью господствовавшей идеологии. Но иэтот период, как в Ташкенте, так и в других регионах Узбекистана дал множествопримеров терпимости, взаимного уважения представителей разных конфессий. «Передлицом свирепых гонителей, - пишет митрополит Ташкентский и СреднеазиатскийВладимир, - мусульмане и православные проникались взаимным сочувствием,стремились помочь друг другу» [13] .

Онже называет Среднюю Азию «землей исповедников», имея в виду, что в 20-30 годыпрошлого столетия сюда ссылали многих священников и монахов. По его словам«здесь в разных городах и селениях претерпевали ссылку 17 архиереев РПЦ. Водном только Ташкенте за Боткинским кладбищем располагался целый городокправославных ссыльных…Там в сараях, шалашах и землянках жили более трёх тысячсвященников и монашествующих» [14] .

Практикадобрососедства представителей разных конфессий в Ташкенте, равно как и во всейреспублике, получила новое развитие после провозглашения независимостиУзбекистана, давая всему миру «убедительный пример мирной жизни исосуществования различных национальностей, религий, культур и традиций» [15] .

Одним изсвидетельств благожелательного отношения к Русской Православной Церкви и еёприверженцам явилось выделение территории для создания Православного Духовногоцентра в Ташкенте. Начало его строительства было освящено Святейшим ПатриархомАлексием II во времяпразднования 125-летия епархии в 1996 году. Тогда Святейший Патриарх отметил,что в Узбекистане Православной церкви предоставлена «возможность… для развитиядуховной жизни православных верующих. В наше время, когда многим нелегко,необходимы мир и согласие между местными мусульманскими народами и русскимиобщинами, чтобы вместе строить будущее» [16] .

Важной совместной акцией христианской иисламской конфессий, демонстрацией их добрых отношений явилась международнаяконференция, состоявшаяся в Ташкенте в октябре 1995 года под девизом «Совместножить под одним небом». Кроме представителей Русской Православной Церкви в еёработе приняли участие главы мусульманских Духовных управлений государствСредней Азии, а также делегация Всемирного Совета Церквей. В обращении,принятом конференцией, содержался призыв «к единению в добрых делах, взаимномууважению и воспитанию молодёжи в духе священного наследия предков» [17] .

В настоящее время Ташкентская иСреднеазиатская епархия готовится к празднованию своего 140-летия, котороепредстоит осенью нынешнего, 2011 года. Ожидается, что на торжества прибудетСвятейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Можно выразить уверенность,что юбилейные празднования дадут новые примеры взаимного уважения идобрососедства Христианства и Ислама в нашем городе и во всём Отечестве – РеспубликеУзбекистан.

[1] ЦГА РУз Ф.Р-2231, оп.1, д.168, л.342.

[2] ЦГА РУз Ф.Р-2231, оп.1, д. 165, л.8.

[3] Там же

[4] Туркестанские ведомости, 1904, 27 октября.

[5] Туркестанские ведомости, 1905, 4 декабря.

[6] Азиатская Россия, т. I. Санкт-Петербург, 1914. Сс.320,322.

[7] История Узбекской ССР, т. I, книга 2. Ташкент, 1956.С.365.

[8] Архиепископ Ташкентский и СреднеазиатскийВладимир…А друзей искать на Востоке. Православие и ислам: противостояние или содружество? Москва, 2001. С.46.

[9] Там же.

[10] ЦГА РУз Ф.И-1009, оп.1, д.88, л.4.

[11] Зияев А. Базары Ташкента в прошлом и в настоящем.Ташкент, 2008. С.75.

[12] Добросмыслов А.И. Ташкент в прошлом и настоящем.Ташкент, 1912. С.291.

[13] Архиепископ Ташкентский и СреднеазиатскийВладимир… А друзей искать на Востоке…С.48.

[14] Там же

[15] Муртазаева Р.Х. Толерантность титульной нации –гарант обеспечения мира имежнационального согласия в Узбекистане // Межнациональные отношения итолерантность в Узбекистане: исторический опыт и современность. Материалымеждународной научно-практической конференции. Ташкент, 2010. С.7.

[16] Специальный выпуск «Журнала МосковскойПатриархии». Москва, 1997.С.3.

[17] Там же. С. 62.


Поделиться: