Зачем нам нужен Казахстан?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Тема встречи касалась самой модной ныне проблемы – проекции арабских революций на ситуацию в Центрально-азиатском регионе. И надо сказать, что эксперты были единодушны: ни о каком арабском сценарии для ЦАР не может идти и речи: совершенно иные социальные условия, иная культура, иной расклад внутри политического класса, который все еще сохраняет черты прошлой, старосоветской эпохи.
Зачем нам нужен Казахстан?

Зачем нам нужен Казахстан? Нет мира в Центральной Азии.

В агентстве РИА-Новости прошла встреча российских экспертов, которые позиционируют себя как специалисты по Центральной Азии. Среди них были достаточно известные фигуры, такие, например, как политолог Юрий Солозобов или Аждар Куртов, считающийся одним из ведущих специалистов по Туркменистану.

Тема встречи касалась самой модной ныне проблемы – проекции арабских революций на ситуацию в Центрально-азиатском регионе. И надо сказать, что эксперты были единодушны: ни о каком арабском сценарии для ЦАР не может идти и речи: совершенно иные социальные условия, иная культура, другой расклад внутри политического класса, который все еще сохраняет черты прошлой, старосоветской эпохи.

Если оценивать все сказанное в контексте казахстанской тематики, то перспективы страны рассматриваются политологами из России как наиболее устойчивые и стабильные. Но в то же время, как справедливо отметил еще один участник круглого стола, Алексей Власов, в РК присутствуют серьезные проблемные зоны, которые требуют от властей страны принятия быстрых и эффективных решений.

Ну, например, очевидная проблема неэффективности социальных лифтов, или рост религиозных настроений в молодежной среде, что само по себе процесс абсолютно нормальный, но определяющий поколенческий конфликт, когда мотивы развития для старшего и среднего поколения во многом не совпадают с представлениями о будущем поколения Х.

Известный российский политолог Сергей Михеев обратил внимание на роль внешнего фактора, а именно на попытки системной дестабилизации обстановки в регионе, которые могут инициировать внешние силы. Злодеи эти, впрочем, не назывались открыто, но было понятно, что не так много игроков на мировой арене заинтересованы в том, чтобы создать проблемы Китаю путем отсечения от энергетических источников центрально-азиатского региона.

Кстати, осторожный в оценках Юрий Солозобов также обратил внимание на пристальный интерес некоторых неназванных сил к богатому углеводородами западному Казахстану, а вовсе не югу страны, где население в гораздо большей степени привержено идеям традиционного ислама. Бытие и в данном случае определяет сознание.

Господин Солозобов отметил, что решение Нурсултана Назарбаева о проведении досрочных президентских выборов в этом контексте было чрезвычайно мудрым шагом, поскольку таким образом Казахстан застраховался от возможных проблем, связанных с темой 2012 года, когда переформатирование мира и региона по внешним сценариям может выйти совершенно на иной уровень.

Именно поэтому оценка Казахстана как «острова относительной стабильности» в регионе многим журналистам не показалось преувеличенным. Хотя столь же верным было замечание Аждара Куртова о том, что системная дестабилизация в любой стране региона неизбежно отразится и на положении в Казахстане. Это и криминал, и наркотрафик, и неконтролируемая миграция. Плюс у Ак Орды нет опыта передачи власти, а именно этот момент может стать моментом истины для новой государственности.

У собравшихся в зале журналистов было много вопросов к участникам круглого стола, но только один из них вызвал по-настоящему острую дискуссию: появится ли в центрально-азиатских государствах реальная оппозиция?

Самый развернутый ответ на этот вопрос дал Юрий Солозобов, который очень жестко прошелся по казахстанской оппозиции, отметив ее неконструктивность и идейную пустоту. Что ж, вполне возможно, что такая точка зрения имеет право на существование. Но вопрос о необходимости расширения поля реальной конкуренции, да что там, элементарного создания минимального уровня развития конкурентной среды – эта тема реально присутствует в актуальной повестке дня и игнорировать это обстоятельство было бы по меньшей мере наивно.

Интенсивность дискуссий в российской экспертной среде по поводу региональных перспектив ясно свидетельствует - для России тема Центральной Азии становится все более актуальной. Но готовых рецептов, похоже, нет. И хотя в споре рождается истина, но уже в который раз у многих журналистов возникает твердое ощущение, что пора от слов наконец переходить к делу.

Как мудро заметил Сергей Михеев, в «90-е годы мы считали что нам Центральная Азия не нужна, в нулевых мы решили, что она нам все-таки нужна, а теперь пытаемся определить, зачем именно нам нужна Центральная Азия».

Поделиться: