ЕВРОВИДЕНИЕ 2011: СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПОБЕДЫ АЗЕРБАЙДЖАНА

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Евровидение сложный феномен поп-мединой культуры, который точно передать словом - игра. Причем достаточно сложная постмодернистская ирга на разных уровнях управления и понимания этого процесса. Выделим в ней несколько смысловых уровней.
ЕВРОВИДЕНИЕ 2011: СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПОБЕДЫ АЗЕРБАЙДЖАНА

ЕВРОВИДЕНИЕ 2011: СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПОБЕДЫ АЗЕРБАЙДЖАНА

Евровидение сложный феномен поп-мединой культуры, которыйточно передать словом - игра. Причем достаточно сложная постмодернистская иргана разных уровнях управления и понимания этого процесса. Выделим в нейнесколько смысловых уровней.

Первый уровень -популистская игра власти с национальным успехом, чувством победы, поддержкапатриотического образа «страна победитель».

Победа это всегда подъем эмоций, улучшение настроения,обретение чувства успеха, заслуженной справедливости. Один из смыслов народноголикования в Азербайджане связан с большим дефицитом тех сфер массовогоразвлечения, где население может ощутить победу. Во многих странах мира,большую роль в удовлетворении этой потребности играют международные спортивныеуспехи национальных команд, или возможность провести у себя в стране глобальноесоревнование первой величины. Например, Владимир Путин, отлично справился сэтой задачей в применении к России. Азербайджанские ресурсы в этом плане крайнеограниченны, поэтому возможность быть первым на главном европейском песенномконкурсе – это уже много. Данный успех, ко всему прочему, такжеинтерпретируется как символическая, культурная победа над Арменией. Многиевысказывания в интернете совпадают по смыслу с заявлениями депутатов и другихчиновников - если мы смогли сначала в нефтегазовой отрасли вырваться врегиональные лидеры, потом, раскрутили экономический рост, улучшили качествожизни, наконец, выиграли этот конкурс, то сможем и в других сферах, -подразумевая конечно карабахский конфликт. Естественно все это стимулирует ростпатриотических настроений, повышает престиж власти.

Второй уровень –победа «бренда».

Для азербайджанцев эта победа важна в аспекте своеймузыкальной культуры. Музыку представляют национальным культурным брендом.Всячески подчеркивают историческое значение мугама (статус феномена ЮНЕСКО),бережно относятся к национальной симфонической музыке и современному джазу –талантливые представители различных музыкальных направлений поддерживаются состороны государства и меценатов. Поп-культура Евровидения конечно далека отклассических форм, но успех в этом виде, привлекает внимание к остальноймузыкальной традиции страны. В этом аспекте у Азербайджана огромный пластработы. Вот пример: в ходе недавнего торжественного вечера Азербайджана вКремле на сцене не раз звучала мелодия балабана (деревянная дудка), между темкак многие россияне в зале воспринимали этот инструмент как дудук(международно-известный музыкальный бренд Армении). Защита национальных брендови их международное продвижение во многих странах стало предметомвнешнеполитических усилий.

Национальная поп-культура, становясь известной и модной вглобальном контексте, стимулирует выход национальных форм искусства на болееширокий международный уровень. С другой стороны, оказываясь в фарватере рывкапоп-культуры азербайджанская классическая и серьезная музыка, на обывательскомуровне обретает «оправдание» в современности.

Третий уровень – играна обретение значимых социально-экономических последствий.

Особенность современной поп-медийной культуры, живущейпотребностями развлечения, в том, что она «празднует» не те события. Вы можетесебе представить ситуацию, чтобы на улицы столиц постсоветских государств вышлибы тысячи людей после решения рейтингового агентства Moody Investor Serviceповысить рейтинговые показатели страны, допустим со «стабильного» на«позитивный»? А ведь это покруче Евровидения в плане привлечения инвестиций иэкономического престижа страны.

Тем не менее, победа в Европесне означает проведениеследующего конкурса в стране победителе, а это несет большие коммерческиеприбыли в туристической отрасли, стимулирует развитие транспортнойинфраструктуры, меняет облик столицы, повышая стандарты оказания услуг.

Чтобы понять, что ждет Баку через год, и что нужно сделать,дабы не ударить в грязь лицом, нужно посмотреть на два показателя. Первый –прогнозируемое количество гостей, второй – количество гостиниц. Нынешнийконкурс в Дюссельдорфе собрал 1500 членов национальных делегаций, 2500журналистов и свыше 80 тысяч гостей.

Предположим в Баку прибудет менее половины собравшихся вГермании. Бакинский гостиничный потенциал вряд ли осилит такой поток. Поимеющейся информации, к первому кварталу 2011 года по всему Азербайджану числоотелей и объектов гостиничного типа достигло 477 (их вместимость приблизительнорассчитана на 31 тысячу мест). Однако в самом Баку расположено всего лишь 90отелей, от пятизвездного до среднего уровня, но их совокупная вместимость составляетне более пяти тысяч мест.

Еще одной проблемой для азербайджанской столицы являетсяотсутствие нового крытого концертного зала, куда удалось вместить хотя бы шестьтысяч гостей конкурса. Необходимо будет построить либо новый, либо накрытькрышей один из существующих в столице стадионов, способный принять не менее8-10 тысяч зрителей. Проведение конкурса окажет самое благотворное влияние наразвитие туристической индустрии за счет огромного притока желающих посетитьконкурс. Но для этого предстоит радикально поднять инфраструктуру туризма,включая расширение потенциала отелей, ресторанов, оптимизацию транспортнойсистемы, организацию информационных систем на английском языке, в том числе нагородском транспорте.

Четвертый уровень –игра против конкурентов и на повышение международного престижа страны.

Победа в этом конкурсе давно стала международно-политическимактивом, за который ведут определенную борьбу. Организовать успех своегоисполнителя практически невозможно, попросту говоря, победу не купить, (хотя,допускаю, что могут иметься способы управления этой системой). Но можноподготовить успех. Иными словами комплексно поработать над обретением победыимеет смысл. Можно качественно проработать все подготовительные этапы.Допустим, выбирая своего кандидата, менеджеры могут рассчитать так называемыйкоэффициент добрососедства. В последние годы на Евровидении получает высокиерезультаты тот, кто может объединить вокруг себя голосование сразу в несколькихрегионах или добиться высоких баллов у стран не только своегокультурно-политического круга. Победитель 2009 года Александр Рыбак имел сразуподдержку Скандинавии и постсоветского пространства. Победитель 2010 года ЛенаМайер-Ландрут собрала голоса в культурно близкой Германии Скандинавии, а такжев ряде балканских и восточноевропейских стран, с которыми у ФРГ существуютдавние политические, культурные или экономические связи. Как пишет в своейкниге о истории Евровидения культуролог Джон О.Конор – турецкая диаспора повсей Европе голосует за турецкие песни, независимо от их качества. Армянскиепосольства и консульства распространяют среди своих эмигрантов и диаспорыоплаченные телефонные карточки, призывая их голосовать.

Однако, надо отдавать себе отчет, что эти технологическиеприемы не всегда работают. Нужно везение, но везение приходит с трудом. Кто бымог представить, что Турция и Армения вообще не попадут в финал. Ведьсуществовало известное правило, по которому многочисленные представителитурецкой и армянской диаспоры по всему миру всегда проголосуют за своихучастников Евровидения. Так что всегда нужно учитывать и то, с какими номерамиартисты едут на конкурс. Азербайджанцы в этом году справились с этой задачейвполне успешно.

Евровидение это игра в популярную геополитику, доступнуюсамому широкому кругу. В неё играет не только молодежь, но и политики,чиновники, бизнес. От участия последних ставки в этой игре на постсоветскомпространстве взвинчиваются выше реального значения конкурса. Европеснястановится площадкой организованных политических выпадов. Многие помнят каксняли грузинскую песню, преднамеренно задевающую российскую сторону (при этомгрузины имели возможность переделать куплет).

В 2007 году украинская песня содержала фразу в припеве"Lasha Tumbai", которая, когда ее пели, звучала как "РашаГудбай". И в том же году Израиль пел то, что звучало как "Буш нажмина кнопку". Оба случая сошли участникам с рук, хотя все на самом делезависело от степени строгости и принципиальности отборщиков.

Одним словом конкурс Европесни превратился в поп-медийныймеханизм международной конкуренции, при этом не теряя притягательной силы ивлияния на молодежную и массовую аудиторию. Президенты не только поздравляютсвоих соотечественников с победой, но и принимают поздравления от другихпрезидентов, что говорит о включенности высшей элиты в этот процесс. В случае сАзербайджаном Светлана Медведева поздравила на встрече в Кремле МехрибанАлиеву, та в свою очередь поблагодарила Россию за 12 баллов (свои поздравлениятакже прислали нуждающиеся в расположении Баку президенты Лукашенко иСаакашвили). Азербайджанские блогеры приглашают к себе в страну друзей со всегомира, растут группы поддержки. Таким образом, формируется престиж страны вобласти массовой культуры, он, в свою очередь, опосредованно влияет на международноеполитическое восприятие Азербайджана элитами разных стран мира.

Группа подобных синхронизированных событий может формироватьдля страны «волну успеха». Трудно сказать, насколько управляемы или хотя быпрогнозируемы «победные» события, но, например, в России некоторыезадумывались, как использовать эти стимулы в решении общенациональных задач. В2008 году победа России в Евровидении днями совпала с победой хоккейной сборнойна чемпионате мира, вскоре последовало несколько футбольных побед, наконец, победав конфликте августа 2008... Конечно это совпадения. Для комплексного подъемамеждународного престижа управляемо совместить эти события непосильно трудоемкаязадача, затраченные усилия несравнимы с пиар результатами. Необходимо сложениеимпульсов не только на рынке шоу бизнеса, но и в сфере экономики, спорта,культуры, в политике, наконец. Для Азербайджана наиболее очевидно использоватьэту победу в укреплении имиджа европейской страны со светской культурой.Очевидно, что процесс применения результатов Евровидения пойдет именно в этомнаправлении.

www.politcom.ru

Поделиться: