Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Азербайджан и СНГ. От какой интеграции мы отказываемся?

02.05.2008

Автор:

Теги:

Алексей Власов.

 

 

Достаточно часто в адрес азербайджанского руководства раздаются упреки по поводу «особого» взгляда на проблемы интеграции в рамках постсоветского пространства. Действительно, за исключением «большого формата» СНГ Азербайджан не задействован ни в одном из крупных интеграционных проектов с участием России - ОДКБ, ЕврАзЭС. Да и площадку СНГ Ильхам Алиев использует, прежде всего, как универсальный переговорный клуб для обсуждения наиболее сложных вопросов, которые вряд ли можно разрешить в формате двухсторонних отношений или "региональных структур".

По словам представителя администрации президента Азербайджана Эльнура Асланова, в рамках Содружества "произошла существенная регионализация, были созданы Евразийское экономическое сотрудничество, союзное государство Россия-Беларусь. Одним словом, СНГ как интеграционный проект не удался". (http://www.telegraf.by/world/2007/01/23/azerb/

Действительно, есть ведь еще и ГУАМ, в котором, справедливости надо отметить, Баку ведет столь же осторожную линию, предпочитая говорить не о демократических ценностях, а об энергетике и экономике. Тем более что без участия Азербайджана в этой структуре перспективы ее дальнейшего существования - туманны.

Напомню, что  после обретения независимости и прихода к власти лидеров «Народного фронта», Азербайджан остался вне формата интеграционных проектов под патронажем России. Хотя, первоначально, 21 декабря 1991 года Азербайджанская Республика подписала Алма-атинский протокол к Беловежскому соглашению о создании Содружества независимых государств.

Но только после возвращения на политический Олимп Гейдара Алиева пошел реальный процесс сближения позиций, завершившийся вступлением Азербайджана в СНГ осенью 1993 года и присоединением к Договору о коллективной безопасности. Мотивы Гейдара Алиева были абсолютно понятны - решение конфликта вокруг Нагорного Карабаха требовало быстрых и эффективных решений - вступление в СНГ в тот момент казалось возможным вариантом, выгодным для Азербайджана.

Однако за исключением Ашхабадской декларации вариант реального участия структур СНГ в миротворческом процессе так и не был найден. На московской встрече в апреле 1994 года  в итоговой декларации были указаны принципы суверенитета, территориальной целостности, неприкосновенности границ членов СНГ, на практике они не были применены. Структура отказалась от предложений дать оценку действий Армении, вывести вооруженные силы и принять более действенные меры в пользу Азербайджана. Как результат полного разочарования Баку в возможностях повлиять на ситуацию - выход из Договора о коллективной безопасности весной 1999 года.

В дальнейшем, и Гейдар Алиев и его политический наследник выбрали для себя максимально независимый формат взаимодействия в рамках СНГ, подписывая только те соглашения, которые интересны Азербайджана или по которым существует четкая стратегия реализации.

Еще в 2006 году, во время очередного саммита СНГ президент Азербайджана расставил акценты: «Что касается ГУАМа, то Азербайджан был одним из его учредителей и основателей. Когда ГУАМ создавался, наша страна играла очень важную роль в региональных процессах. Что касается других образований, конечно же, мы с уважением относимся к различным инициативам, но все-таки нынешнее направление в политике нашей страны заключается в основном на максимальной концентрации на внутренних проблемах. Мы никогда не вмешивались и не собираемся вмешиваться в чужие дела, поэтому если есть попытки куда-то втянуть Азербайджан, то они не увенчаются успехом. Мы всегда сохраняли свою особую позицию и по членству в СНГ, и в других организациях», - отметил Ильхам Алиев.

 Из недавних примеров -  на  заседании Экономического совета СНГ Азербайджан не стал подписывать разработанный Беларусью проект соглашения о принципах валютного регулирования, поскольку, предложенный документ носил рамочный характер и не предполагал принципиально новых решений. «При этом предлагаемый режим не является более либеральным, чем существующая в стране практика валютного регулирования», - таково мнение официального Баку. И этот эпизод - далеко не единичный случай. Например, представители азербайджанского парламента исключили участие своей страны в принятии документов и законов, касающихся унификации и гармонизации законодательства стран СНГ,  аргументируя свою позицию тем, что Азербайджан является независимым государством и у него есть своя многосторонняя политика.

Но все-таки, если вчитаться в смысл вышеприведенного заявления Ильхама Алиева, то чувствуется, что дверь в СНГ вовсе не захлопнута. Хотя время от времени, кажется, что до точки полного разрыва не так уж и далеко. Скандальная история с президентским интервью журналистам радио «Эхо Москвы» в конце 2006 года побудила азербайджанских официальных лиц еще более четко обозначить свою позицию по членству страны в СНГ.

На вопрос ведущих «Эхо Москвы» о том,  какие экономические преимущества и выгоды дает в контексте существующих экономических проблем  членство Азербайджана в СНГ, глава Азербайджана ответил коротко - «Никаких». После чего в ряде российских СМИ появились утверждения о фактической готовности Азербайджана к выходу из состава этой организации.

Между тем оценка  И.Алиева перспектив СНГ носила многоаспектный характер и была далека от одномерных суждений. Президент подчеркивал, что завышенные требования и надежды в отношение,  как СНГ, так и любой международной структуры подобного ранга, нецелесообразны: «Резолюция ООН, в частности четыре резолюции, требующие немедленного вывода армянских войск с оккупированных территорий  не реализованы на протяжении 14 лет. Никто же не говорит, что ООН нужно распустить». Лидер Азербайджана отмечал, что в существовании СНГ позитива много больше, нежели негатива. Хотя история СНГ и ее функциональная настройка многим отличается от прагматичных ЕС, ГУАМа и  ЕврАзЭС. Ильхам Алиев определил суть функционирования Содружества Независимых Государств как региональной переговорной площадки, как клуба стран, возникшего «волею судьбы», и определенно высказал мысль о том, что «демонизировать» эту структуру либо слишком многого от нее ждать не стоит. Вот собственно и вся интрига. (http://www.rian.ru/analytics/20061228/58042758.html)

Полагаю, что Президент Азербайджана мог бы подписаться под заявлением Владимира Путина о перспективах развития СНГ двухлетней давности: «Очевидно, что его сегодняшнее предназначение, его формы стали упираться в морально устаревшие формы и методы работы, о чем многократно говорили практически все. Одно дело не допустить хаоса и обвальных процессов после распада СССР, другое - эффективно работать на цели сближения, соответствуя при этом современным общемировым тенденциям развития и интеграции». Вопрос только в том, где находится ключ к взаимодополняющей интеграции? В подтексте всех заявлений официального Баку содержится ясный месседж - в решении проблемы Нагорного Карабаха. И нет оснований предполагать, что в ближайшем будущем ситуация может кардинально измениться.

На данный момент Баку действительно выгоднее разговаривать с Москвой и Астаной через двухсторонний формат экономических и торговых связей. Участие в «годе Транспорта» и «годе Миграции» - механизм настолько зыбкий и трудно формализуемый, что даже инициаторы этих амбициозных проектов вряд ли смогут четко определить, насколько успешны их усилия. Нет четких критериев оценки суммы «затрат» каждой из стран участниц СНГ в реализации совместных проектов.

Хотя, замечу, что на любое выгодное для Азербайджана предложение в рамках проектов СНГ, Баку реагирует позитивно, но устами "вторых лиц", как это было в 2001 году, когда Азербайджан поддержал инициативу Казахстана о создании альянса государств СНГ - экспортеров нефти и газа в противовес ОПЕК. такие заявления делал тогда президент Госнефтекомпании Азербайджана (ГНКАР) Натик Алиев. 

На прагматичность Кремля и Ак Орды Ильхам Алиев стремится предъявит собственные аргументы - «азербайджанский путь в Европу» и развитие совместных проектов с НАТО и ЕС. Проблема только в том, что и эти проекты вряд ли будут способствовать решению задачи номер 1. Полагаю, что в Баку это прекрасно осознают, но из двух зол выбирают, по мнению азербайджанской элиты, меньшее. Сохраняя место в СНГ - как последний шанс для возможного сближения с Россией.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение