РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД. ОПЫТ ТАШКЕНТА.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Одной из целевых программ предусматривающей развитие национальной образовательной системы и базирующейся, как на опыте передовых стран, так и на накопленных положительных аспектах образования предшествующего периода, явились «Национальная программа подготовки кадров» и принятый в 1997 г. Закон «Об образовании».
РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД. ОПЫТ ТАШКЕНТА.

Шавкат Рахматуллаев, канд. истор. наук

Институт истории АН РУз

РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД. ОПЫТ ТАШКЕНТА.

Переход Узбекистана к рыночнойэкономике, ускорение процессов интеграции в мировом хозяйстве и быстроеразвитие новых технологий выдвигают в число первоочередных задач повышениекачества высшего образования. Практика ведущих стран мира показала, что знанияи уровень квалификации кадров уже давно рассматриваются в цивилизованномобществе как надежный фундамент экономического развития. Используя опыт ведущихстран мира Узбекистан в начале 90-х годов XX века приступил к процессуреформирования системы образования.

Одной из целевых программпредусматривающей развитие национальной образовательной системы и базирующейся,как на опыте передовых стран, так и на накопленных положительных аспектахобразования предшествующего периода, явились «Национальная программа подготовкикадров» и принятый в 1997 г. Закон «Об образовании». Преждевсего, необходимо отметить, что реформирование системы образования за годынезависимости прошло два крупных этапа, первый (подготовительный) начался с 1992 г. На данном этапе, всилу обострения кризисных явлений в экономике, при ограниченных возможностяхгосударства были реализованы лишь частичные реформы в образовательной сфере. Так,государственная политика в данной сфере, прежде всего, была направлена насохранение накопленного опыта и потенциала, постепенное апробированиеинновационных технологий в учебном процессе, возрождение национальных традицийв культурно-духовном воспитании молодежи страны и т.д.

Второй, предусматривавший коренное реформированиеобразовательной системы (начиная от дошкольного до послевузовского), начался савгуста 1997 г.В результате реформ Узбекистан первым среди стран СНГ ввел тестовую систему приема вступительных экзаменов в ВУЗы республики. С1997 года поэтапноосуществлен переход на 12-летнееобучение, признанное наиболееоптимальным во многихстранах мира и т.д. Необходимо отметить, что в разработке и реализации программреформирования высшего образования особое место принадлежит ВУЗам Ташкента.

К истории вопроса.

Известно, что первые высшие учебные заведения наВостоке, в том числе на территории современного Узбекистана возникли в виде религиозныхучебных заведений – медресе. Первый ВУЗ европейского образца (в средневековых университетах Европы,как и в медресах Средней Азии преобладало религиозное учение. ПериодЗападноевропейского Ренессанса послужил причиной вытеснения предметовузко-схоластического характера из учебных программ университетов) в Центральноазиатском регионе открылся в Ташкенте.

В 1918г. по инициативе национальных демократов (джадидов) идемократически настроенной русской интеллигенции был основан Туркестанскиймусульманский народный университет. Особая роль в возникновении этого университетапринадлежала видному деятелю просветительского движения в Туркестане Мунаввару кари Абдурашидхонову. Для координации всех действий в начале 1918 г. был создан Совет из45 человек. Вскоре научный и педагогический коллектив состоял уже из 299человек, 22 из которых были выпускниками высших региональных медресе, 2 –российских университета, десятки - известными джадидскими поэтами и писателями,основателями джадидских новометодных школ, которые представляли около 20-ти разных специальностей. Мусульманский народный университет был ориентирован какучебное заведение, дающее высшее, общее среднее и среднее специальноеобразование. Для получения высшего образования предусматривалосьпятилетнее обучение [1] .

Большевистские власти не дали этому учебному заведениюофициального статуса и вскоре вовсе его закрыли. В последующем его основатели –джадиды стали жертвами репрессий. Так, в Мунаввар кары Абдурашидханов былотстранен от всех должностей, 1929г. арестован, а в 1931 г. был расстрелян (похоронен наВаганьковском кладбище в Москве) [2] . В 1920г.по инициативе властей был создан Туркестанский государственный университет (с июля 1923г. – Среднеазиатский государственный университет (САГУ)). История создания университета до начала 1990-х гг.связывалось с именем Ленина.

Однако достоверность исторического факта существованияМусульманского народного университета, как первого высшего учебного заведения вСредней Азии была подтверждена исследованиями отечественных историков [3] . 28января 2000 г.специальным Указом Президента Республики Узбекистан Ташкентскомугосударственному университету присвоен статус Национальногоуниверситета Узбекистана [4] иоснователями этого вуза, признаны руководители джадидов. А 12 мая 1918 г. официально признано датой основания Национального университетаУзбекистана. В дальнейшем данное учебное заведение послужило фундаментом формирования и развитиявузовского образования, какбазы высококвалифицированных кадров для республик Средней Азии и Казахстана. В результатереорганизации САГУ, проведенной в 1929-1932 гг., в Ташкенте, непосредственно набазе университета, были созданы новые ВУЗы,в т.ч. Среднеазиатскийсельскохозяйственный институт, Хлопково-ирригационный, Политехнический, Медицинский,Плановый, Индустриальный институты, а также Институт ирригации и механизации,Финансово-экономический, Педагогический институты; в Самарканде – Институтнародного хозяйства, в Ашхабаде – Зооветеринарный институт, в Ходженте –Сельскохозяйственный институт. В целом до начала второй мировой войны на базеСАГУ (с апреля 1960 г.- Ташкентский Государственный университет) было открыто 14 ВУЗов, которые действовали до 1991. Вместе стем, необходимо отметить, что в советский период, формировании и развитии высшего образования вУзбекистане, особенно в области естественных наук существенный вклад внесла российскаяинтеллигенция.

Вузовское образование Ташкента в годы независимости.

Распадбывшего Союза, а вместе с ним ограничение общего культурного пространства существенноповлияло на «облик» и содержание образовательных систем, в т.ч. вузовской. Содной стороны, негативные тенденции начала 1990-х, связанные со спадомпроизводства и ограничением поддержки социальных программ государства сказалисьи в сфере вузовского образования республики, с другой, динамика экономических иобщественных изменений, связанных с переходом на рыночныеотношения, требовала создания гибкой образовательной системы,готовящей квалифицированных специалистов, способных к творчеству,личной инициативе и быстрой адаптации к различным нововведениям. В этомотношении ВУЗы Ташкента выступили флагманами преобразовательных процессов,центрами по реорганизации и инновации учебного и научно-прикладного сегментаобразования высшей школы республики. Тенденции и характерные особенностиразвития высшего образования в столице протекали в следующих направлениях:

Первое – это количественные изменения. Так, в 1990/91учебном году в Ташкенте функционировал 21 ВУЗ, из 46 в целом по республике [5] .В 2007/08 учебном году данные показатели составили соответственно – 29 и 62 [6] ,а по последним данным их более 30-ти. Данные цифры свидетельствуют о том что,несмотря на политику «децентрализации» высшего образования, начавшееся еще вначале 1990-х гг. (Указом Президента И.Каримова от 28 февраля 1992 г. [7] для решения как кадровойпроблемы, так и выравнивание регионов республики на базе семи областныхпедагогических институтов сформированы университеты, открыты новые институты, атакже несколько филиалов ташкентских ВУЗов), продолжается тенденция ееконцентрации в столице. Во-первых, Ташкент единственный мегаполис не только вреспублике, но и в Центральной Азии, «габариты», потенциал, в том числеинтеллектуальный и инфраструктура которого позволяют расширять сетьобразовательных учреждений. Во-вторых, данному процессу способствует все болееусиливающиеся урбанизационные процессы в республике, в-третьих, как показываютсоциологические исследования по качеству и уровню образования столичные ВУЗывыглядят намного привлекательнее для молодежи республики.

Второе, прослеживаетсятенденция развития университетского образования, как и в целом по республике, таки в столице. Если до 1991 г.в республике функционировало всего лишь 3 университета – Ташкентский госуниверситет,Самаркандский (основан в 1936г.) и Каракалпакский (основан в 1976 г.) университеты, то насегодняшний день их свыше 20-ти, из них 13 находятся в Ташкенте. Кадровая политикабывшего Центра (целевая политика обеспечения высококвалифицированными кадрамине за счет подготовки местного населения, а за счет пришлого) с одной стороны, ипостепенный их отток, начиная с 1980-х гг. за пределы Узбекистана, с другой [8] ,вызвал острый кадровый дефицит в республике. Поэтому еще в преддвериинезависимости, правительством республики были сделаны значительные шаги вданном направлении и уже к сентябрю 1991 г. на базе Ташкентского института народногохозяйства был сформирован Ташкентский государственныйэкономический университет, в аналогичном порядке образовались Ташкентскийгосударственный технический и аграрный университеты [9] .

Обретениенезависимости еще более обострило дефицит кадров, особенно связанных с внешнеполитическойи внешнеэкономической деятельностью. Уже в 1992 г. былисозданы Университет мировой экономики и дипломатии, и Ташкентский государственныйуниверситет иностранных языков [10] ,позволивших уже к середине 1990-х частично решить данную проблему. Вдальнейшем,политика дальнейшего совершенствования высшего образования на основереорганизации или создания новых ВУЗов в республике стала приоритетной. Так, постановлениемКабинета Министров Республики Узбекистан от 24 февраля 1998 г. один из старейших ВУЗовУзбекистана – Ташкентскийпедагогический институт им. Низами был преобразован в Педагогический университет [11] , на сегодняшний день единственный вреспублике. Создание же Ташкентского исламского университета в 1999 г. [12] ,чтобыло трудно было реализовать в советский период, не толькозаложилоновое направление изучения социально-духовной жизни, но и вызвало большойинтерес к ташкентскойшколе теологии, особенноза пределами республики.

В третьих, на рубеже XX и XXI вв. правительством республикиприняты беспрецедентные шаги в деле решения обеспечения республикиквалифицированными кадрами. После принятия в 1997 г. Программы поподготовке кадров в Узбекистане были учреждены специальные фонды «Устоз»(Наставник) и «Умид» (Надежда), в функции которых были возложены задачи попереподготовки и повышении квалификации профессорско-преподавательского (Устоз)и обучение студентов высших школ республики в лучших ВУЗах развитых стран. Вданном направлении также не было равных в республике представителям высших школТашкента.

Так, только за 5,5 лет деятельностифонда «Умид», с 1997 по февраль 2003 г. в целом 828 студенты, получившие специальныегранты на основе жесткого отбора, обучились по таким профессиям как экономика,бизнес и менеджмент, информационно-коммуникационные технологии, сельскоехозяйство, экология, автомобилестроение и др. Из них в США – 345, Великобритании –328, Германии –84, Франции33, Японии20, Канаде11, и в Италии – 7 грантополучатели. Необходимо отметить, что большеполовины (453) грантополучателей приходились только на ташкентские ВУЗы, вчастности, только из университета Мировой экономики и дипломатии за этот периодобучились в западных ВУЗах – 242, 127 были представителями Ташкентскогогосударственного технического университета и 84 Ташкентского государственногоэкономического университета [13] .

Следующаятенденция, практически заложившее новое направление –создание и увеличении ВУЗов с международным статусом. Первым образовательнымучреждением данного направления является открытый в 1995 г. Филиал Российскойэкономической академии (РЭА) имени Г.В. Плеханова в г. Ташкенте. Кроме того, врамках международного сотрудничества в области образования в Ташкенте былаорганизована деятельность Международного Вестминстерского университета (МВУТ),филиалов Московского Государственного Университета им. М. Ломоносова,Российского государственного университета нефти и газа им. И.М.Губкина,Сингапурского института развития менеджмента. С 1 сентября 2009 г. в столице начал своюдеятельность филиал Туринского политехнического университета в г. Ташкенте. Планируетсясоздание совместного ВУЗа в сфере туризма с Малайзией.

Хотелось бы отдельно остановиться на двухфилиалах, внесших ощутимый вклад в развитие высшего образования в Узбекистане.Развивая давние партнерские отношения в высшем профессиональном образовании с российскимиВУЗами уже в середине 1990-х начал функционировать филиал РЭА имени Г.В. Плехановав г. Ташкенте. За период своего существования филиал прочно завоевал своепривлекательное место на рынке образовательных услуг Узбекистана. Одним из основныхнаправлений деятельности филиала является подготовка высококвалифицированныхспециалистов – экономистов с высшим образованием, переподготовка и повышениеквалификации действующих специалистов. Учебные планы и читаемые курсы в филиалесоответствуют требованиям международных стандартов экономического образования, профессорско-преподавательскийсостав которого состоит из высококвалифицированных преподавателей, прошедшихподготовку в ВУЗах России, Узбекистана, США, а также специалисты–практики вобласти администрирования и бизнеса. На основе активно развивающихся международныхсвязей при непосредственном участии головного ВУЗа, обучающиеся в нем, ежегодностажируются в ВУЗах Англии, США, Голландии и других странах мира [14] .Только за первые 10 лет функционирования РЭА филиал РЭА имени Г.В. Плеханова вг. Ташкенте, подготовлено более 900 выпускников, которые в настоящее времяработают не только в Узбекистане но и в других странах мира [15] .

Значительным потенциалом отличается МеждународныйВестминстерский университет в Ташкенте, открытый по инициативе Президента РеспубликиУзбекистан Ислама Каримова в 2002г., являющийся первым в Центральной Азии международнымуниверситетом, предоставляющим возможность гражданам Узбекистана и других странполучить высшее образование в соответствии с требованиями западных стандартов. Внастоящее время студенты МВУТ обучаются по сертифицированным программамВеликобритании с получением дипломов бакалавра международного образца понаправлениям «Управление Бизнесом», «Экономика», «Информационные Технологии вБизнесе» и «Международное Коммерческое Право», а также магистерской программе «Международныйбизнес и менеджмент». Обучение проводится на английском языке зарубежными иместными преподавателями. Созданные условия в университете для проведенияучебного процесса на уровне международных стандартов расширили географиюобучающейся молодёжи в нем. Так, среди студентов МВУТ помимо Узбекистанапредставлены граждане зарубежных стран: Афганистана, Бельгии,Германии, Ирана, Казахстана,Кореи, Кыргызстана, Литвы, Малайзии, Пакистана,Польши, России, Туркменистана, ЮАР [16] .

Ташкент является основной базойподготовки кадров для силовых структур республики. Так, в столице действуют учебные заведения Академия МВД, Академия Минобороны республики,Высшая пожарная школа, высшие образовательные учреждения при налоговом итаможенном комитетах, и т.п.

Хотелось особо отметить, тот факт что,как и в Ташкенте, и в целом по республике стабильно развивается обучение нанескольких языках и на всех этапах образовательного процесса. Обучение в вузахпроизводится на узбекском, русском, каракалпакском, по отдельным специальностямна казахском, таджикском, туркменском, киргизском, корейском языках. В связи сразвитием сети вузов с международным статусом последние годы интенсивное развитиеполучило обучение на английском языке.

В заключении хотелось бы отметить,что преобразовательные процессы, протекавшие на протяжении последних двухдесятилетий положительно сказались на развитии вузовского образования вТашкенте. По данным социологических исследований на рынке образовательных услугв республике вузы столицы практически не имеют конкурентов. Но при этом надопризнать и существование проблемных моментов в процессе развития высшей школы,как Ташкента, так и других городов республики. Актуальным остается вопросразвития частных, негосударственных вузов, далеко не совершенны квоты приприеме студентов, устанавливаемые Кабинетом Министров республики, отсутствиедифференцированного подхода при предоставлении государственных грантов и т.д. Дажечастичное решение указанных проблем даёт возможность поднять качествообразования еще на один уровень, и вместе с тем, усилить интеграциюобразования, науки и производства, в результате чего высшие образовательныеучреждения будут полноправными субъектами рынка образовательных услуг.

[1] Данныеиз материалов, предоставленных для создания мультимедийного проекта «Ташкент –2200».

[2] Алимова Д.А. История как история, история как наука… Т.II.: Феномен джадидизма. – Ташкент,2009. – С. 168-170.

[3] Халбаев С. Становление и развитиеуниверситетского образования в Узбекистане (1918-1928 гг.): Автореф. дис...канд. ист. наук. – Т., 1974.; Шамсиева И.М. Роль Ташкентскогогосударственного университета в истории высшего образования Средней Азии (1920–1960 гг.): Автореф. дис... канд. ист. наук. – Т., 1999.

[4] Народное слово. – 2003. – 3фев.

[5] Народное хозяйство Республики Узбекистан в 1993 г. Стат. ежегодник. –Ташкент, 1994. – С. 212.

[6] Статистический ежегодник Узбекистана. 2008 г. – Ташкент, 2009. – С. 122.

[7] «Осоздании новых высших учебных заведений в Республике» // ВедомостиВерховного Совета Республики Узбекистан. – Т., 1992. –№ 4. – Б. 60–61.

[8] Болееподробно см.: Рахматуллаев Ш.М. Узбекистан: особенности социально-демографическихпроцессов в конце XX –начале XXI вв. // Россия и мусульманскиймир. Научно-информационный бюллетень. – М., 2009. – №8. 90-99 стр.

[9] Источники: Паспорт Ташкентскогогосударственного экономического университета; Паспорт Ташкентскогогосударственного аграрного университета; Паспорт Ташкентского государственноготехнического университета.

[10]Тюриков В., Шагулямов Р. Попути независимости: Республика Узбекистан. Дюди, события, даты. 1991-2000… – Т., 2000. – С. 173.

[11]Тюриков В., Шагулямов Р. Попути независимости… – Т.,2000. – С. 204.

[12] Народное слово. – 1999. – 8 апр.

[13] Нормуродова М. “Умид” – Ватан чироғи // Халқ сўзи. –2003. – 15 фев.

[14] Данныеиз материалов, предоставленных для создания мультимедийного проекта «Ташкент –2200».

[15]См.: Саидов М.Х. Узбекистан: инвестициив человеческий капитал, партнерство в сфере образования. – М., 2006. – С. 189.

[16] Тамже.

Поделиться: