Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Будущее ШОС и проблемы интеграции в энергетической сфере

16.05.2011

Автор:

Теги:

Татьяна Кабанова.
Будущее ШОС и проблемы интеграции в энергетической сфере

 

Проблемы интеграции в сфере энергетики могут стать мощным импульсом для реформирования Шанхайской Организации Сотрудничества. Напомним, что еще 29 июня 2007 г. в Москве в рамках ШОС состоялась первая встреча министров, отвечающих за развитие топливно-энергетического комплекса. Тогда участники встречи сошлись во мнении, что целесообразно повышать эффективность сотрудничества в энергетической сфере для обеспечения энергетической безопасности государств-членов ШОС и необходимостью сопоставления национальных стратегий стран-участниц ШОС в целях их дальнейшей гармонизации.

 

При этом руководители пяти делегаций (Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Китайской Народной Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан) поддержали идею о создании Энергетического клуба ШОС как неправительственного совещательного органа по энергетике и одобрили положение о нем.

Одним из главных творцов этой идеи был Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, который реинициировал программу формирования «Азиатского энергетического рынка» в 2007 году, а затем предложил приступить к созданию единой энергетической инфраструктуры на территории стран – участниц соглашения. Сам призыв к общеазиатскому решению энергетических проблем был не случаен и заслуживал самого пристального внимания.

"Предварительный план Азиатской энергетической стратегии заключается в создании Энергетического агентства ШОС, которое могло бы стать своего рода "интеллектуальным центром" и базой данных, в то время как все экономические действия на рынке энергоресурсов могли бы осуществляться через биржу ШОС", – заявил тогда Нурсултан Назарбаев. Так и сейчас казахстанский лидер убежден, что создание нефтяного и газового агентства – одна из центральных идей для ШОС, так как ныне действующая трубопроводная система, соединяющая Россию, Казахстан, Центральную Азию и Китай, могла бы выступить основой для создания единого рынка в рамках ШОС.

Хотя бы частичная реализация этой стратегии могла бы стать первым кирпичиком в фундамент будущего Энергетического клуба. Конечно, на пути реализации этой концепции есть немало препятствий. Но не будем забывать, что за годы после распада СССР при всем старании и тоннах подписанных документов так и не удалось, несмотря на попытки в рамках различных интеграционных проектов, создать единый порядок транзита энергоресурсов и единый топливный баланс стран СНГ.

Важной представляется возможность объединение идей Энергетического клуба и «Азиатского энергетического рынка», причем последняя концепция, видимо, является более широкой философией энергетического взаимодействия в Евразии, которая может развиваться либо параллельно проекту ЭК, либо органически вобрать его в себя. Между ними нет противоречий, наоборот, оба подхода вместе могут стать прообразом некоей «Евразийской Энергетической Хартии» по типу известного европейского документа.

Формирование ЭК ШОС, по мнению казахстанского лидера, позволит в перспективе вовлечь в конструктивный диалог и других крупных производителей, а также потребителей энергии: Иран, Индию и Пакистан, имеющих статус наблюдателей. Идея клуба, а не жестко структурированного образования позволяет вести широкий по охвату участников и проблем диалог с возможным выходом на конкретные договоренности без жестких бюрократических рамок. Энергетический клуб смог бы оказывать потенциальное влияние на различные, в т.ч. политические, решения, на баланс интересов и энергетических потребностей, входящих в него стран, среди них:
· влияние на характер торговли: на уровень конкуренции между конечными потребителями, а также на конкуренцию во всех смежных областях, на характер прямых сделок между производителями и потребителями; на роль трубопроводного транспорта и глубина интегрирования и т.д.;
· влияние на новые контракты, т.е. дезагрегирование или, иными словами, отмена, разукрупнение контрактов производителей;
· влияние на цены в плане гарантии прибыли в секторе транспортировки газа, уменьшение или увеличение цен для производителей и для потребителей; влияние на ценообразование рынков природного газа в других регионах мира, особенно в периоды нестабильности;
· влияние на риски и учетные ставки в цепочке экспорт-транзит-импорт;
· влияние на безопасность поставок (диверсификация поставок и риска, компромисс-соглашение в части долгосрочных поставок, а также обязательств по краткосрочным проектам, прямые сделки между производителями и конечными продавцами, обязательства прямых сделок).  

Таким образом, идея развития проектов ШОС в энергетической сфере может стать мощным импульсом для модернизации этой важнейшей интеграционной структуры.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение