Заброшенное Забродино

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Некогда, до перестройки, этот населенный пункт был одним из передовых отделений Зеленовского района. Численность населения составляла около одной тысячи человек. Огромное хозяйство исчислялось несколькими гуртами крупного рогатого скота, племенное хозяйство, молочный блок по переработке продукции. Соответственно, имелась неполная общеобразовательная школа, сельский клуб, медицинский пункт — все то, что необходимо для развития населенного пункта. Что произошло с этим хозяйством и объектами, сегодня уже никто не ответит.
Заброшенное Забродино

Заброшенное Забродино

Зульфия Тынымгерей (Уральск)


В 40 км от города Уральска расположился небольшой поселок, название которого соответствует его сегодняшнему, заброшенному состоянию - Забродино.


Некогда, до перестройки, этот населенный пункт был одним из передовых отделений Зеленовского района. Численность населения составляла около одной тысячи человек. Огромное хозяйство исчислялось несколькими гуртами крупного рогатого скота, племенное хозяйство, молочный блок по переработке продукции. Соответственно, имелась неполная общеобразовательная школа, сельский клуб, медицинский пункт - все то, что необходимо для развития населенного пункта. Что произошло с этим хозяйством и объектами, сегодня уже никто не ответит.


Перестройка сделала свое. За несколько месяцев исчезло поголовье скота, все постройки были разрушены. Каждый норовил ухватить все, что плохо лежало.


Это типичная ситуация - так было практически во всех маленьких населенных пунктах бывшего Союза. Закрылись школы, библиотеки медпункты.


В поисках работы молодежь перебралась в город, пожилые люди - в районный центр. Остались лишь те, кому некуда, да и не на что было ехать.


Жаслан Кубеев, мечтатель из Забродино


Жаслан Кубеев родился и вырос в поселке Забродино. После окончания школы остался в родном селе. Когда на свет появился его первый ребенок, отсутствие работы все больше наталкивало на мысль - вернуть жизнь родному селу.


«Раздольная степь - хорошая возможность для разведения крупного и мелкого скота, - рассказывает Кубеев. - Начинать было сложно. Не один год потребовался на то, чтобы увеличить поголовье, развести хозяйство. Но был и плюс, отсутствие хозяев земель - хорошие заготовки кормов на зиму. Сначала никто не претендовал на земли. Да мы все были в растерянности: кто хозяин - никто не понимал. Разводить скот тяжело. Кто живет в сельской местности, тот знает это на собственном опыте, но для меня это то, что я умею делать. Уезжать с родного поселка мне не хочется. Каждый живет там, где ему нравится. Сегодня в таких маленьких селах, как наше, много проблем. Наши дети живут и учатся в интернатах, крохи, которым по пять лет, уезжают из дома, тяжело их отпускать. Когда кто-то заболеет, скорая помощь с районного центра к нам не приезжает. Нет фельдшера. Кто как может добирается до больницы. Дороги разбиты, так что весной и осенью к нам не проехать. Зимой приходится постоянно звонить в акимат сельского округа, просить, чтобы прочистили дорогу. Не раз сами «заделывали» ямы на дорогах. Но разве хватит наших средств. На всех местных каналах передают, что выделяются огромные средства по программе "Дорожная карта" на ремонт дорог, но до нас ни одна программа не доходит.


Лет пять назад 700 метров дороги отремонтировали. Положили асфальт, наверное, для видимости, ведь наше село находится в 10 километрах от главной трассы международного значения Уральск-Саратов».


Вот уже несколько лет Жаслан разводит свое хозяйство. Восстанавливает заброшенные дома и приглашает тех, кто хочет работать и иметь крышу над головой.


Сегодня у Жаслана насчитывается более 200 голов крупного рогатого и свыше 100 голов мелкого скота.


«Сейчас многие семьи уже переехали в районный центр, - продолжает он. - Их можно понять. Мне же хочется возродить село, и я уверен: многие вернулись бы, если бы была работа. В планах у меня увеличить хозяйство, развести племенной скот. Сейчас мой главный доход - это средства, получаемые от продажи молочной продукции. Свой товар мы продаем в областном центре, по ценам, ниже рыночных. Нашу продукцию - молоко, сметану, масло - все хвалят. В те точки, куда мы поставляем продукцию, нас ждут, с раннего утра выстраивается очередь», - не без гордости говорит животновод.


Планов у Жаслана много. Он хочет запустить производство и выпускать кефир, йогурты, в общем, расширить ассортимент молочной продукции. Главное - создать новые рабочие места, что поможет вернуть людей в поселок. А прирост населения даст возможность открыть школу, библиотеку, медпункт, то есть возродить село.


«Это не только мое мнение, об этом мечтают все, кто живет в таких маленьких населенных пунктах, как наш», - уверен Жаслан.


Большая и главная проблема для Жаслана - заготовка кормов на зиму.


«Вот уже несколько лет я пытаюсь получить у государства землю, оформить крестьянское хозяйство, - объясняет Жаслан. - Мне отказывают по непонятным причинам в оформлении. Все эти годы я заготавливал корма, скашивая свободные поля, выпрашивал у владельцев, которые не пользовались своей землей, отдавал им часть своего сбора. Мои ежегодные походы в акимат были безрезультатными. Официально мы не работаем, живем за счет хозяйства, поголовье скота зарегистрировано. Построить что-либо нельзя, не соответствует плану поселка.


Когда в прошлом году после поджога стога сена я огородил территорию, начались проблемы. Приехали с акимата, из земельного отдела, начали возмущаться, какое я имею право на это. Территория свободная, на окраине, никому не мешает изгородь, но они стали требовать, чтобы я убрал ограждения. Люди разъехались, побросали дома, продали на разбор, на их местах руины, а по бумагам все стоит на своих местах. Кто должен контролировать это в реальности? Не найдешь концов. Поселок забросили, а когда сейчас мы, жители, хотим навести порядок, нам ставят «подножки». Ясного вразумительного ответа не дают, почему я и такие же, как я, не можем оформить землю. "В этом году мы не можем, возможно, на следующий год", - заявили они нам. Всю зиму я готовил необходимые документы. И вновь услышал в ответ: "В этом году не получится".


Я могу подождать и еще один год, но с каждой новой весной появляются хозяева тех земель, которые в прошлом году были свободными. В результате я каждый год остаюсь "с носом". От уплаты налогов я не отказываюсь, свои доходы, поголовье я не скрываю. Я плачу зарплату своим неофициальным рабочим, а мог бы перечислять им пенсионные отчисления. Возможно, я кому-то перешел дорогу, но ни в коем случае не государству. Я хочу возродить село, помочь и себе, и людям», - сетует фермер.


Вместо эпилога


В лице героя статьи многие, наверное, увидят свою историю. А их, поверьте, немало. Если олигархам уделяется огромное внимание, целые журналы рассказывают об их состоянии, достижениях, то такие как Жаслан, герои своего поселка, патриоты, остаются в безвестности. Но именно на них и стоит наше государство, ни один из них, набив карманы, не рванет за «бугор». Именно Жасланы, зарабатывая деньги своим трудом и думают о будущем Родины, начиная со своего Забродина. Быть может, государству стоит делать ставку на них?!

 

ОАЗИС

Теги: История

Поделиться: