Казахстан-2011: Национальная идея: метафизика, идеология, реальность?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Что касается казахстанской реальности, то для выработки национальной идеи необходима консолидация общества не по этническому признаку, нация не должна пониматься как этнос. Мы не можем копировать опыт ни одной страны, исходя из специфики формирования населения, Казахстанская национальная идея должна учитывать и опираться на полиэтничность, не забывая при этом, что этничность продолжает играть важную роль.
Казахстан-2011: Национальная идея: метафизика, идеология, реальность?

В МГУ прошла презентация сборника статей, подготовленного с участием казахстанских и проосийских авторов.

ИАЦ МГУ публикует наиболее актуальные материалы этого издания.

 

Национальная идея: метафизика,идеология, реальность?

 

Джунусова Ж. X.

 

В конце XX в. вопрос о национально-государственных общностях,объединяющих их исторических образах и общей памяти, оказался неожиданноактуальным, что связано, с одной стороны, с идеей единой Европы, с другой - сразвалом социалистического блока.

Идея национального единства появляется в национальном сознании впереломные эпохи исторического развития, когда народ стоит перед необходимостьюзащищать и отстаивать свои нации конку национальные святыни и ценности,пространство своей идентичности от реальных внешних вызовов».

Практически на всем постсоветском пространстве началось удревлениеистории своего этносе] этногенез корректировался, ареалы первоначальногорасселения, языковых, культурных контактов и т. д. всемерно расширялись,возникло этническое мифотворчество. Эта понятная реакция былую несправедливостьозначала одновременно поиск национальной идеи.

Любая национальная идея представляет собой емкую, но в то же времяпредельно сжатую формулу, из которой развертывается базовая идеологическаяконцепция, определяющая жизнь государства, общества, граждан на длительнуюперспективу. Важнейший вопрос: кто формулирует национальную идею?

Процесс формулирования национальной идеи в Республике Казахстанначался с обретения независимости. Самые разные субъекты политического процессав начале 1990-х годов заявил» своей заинтересованности в ее обсуждении.Формирующееся гражданское общество активно участвовало в дискуссиях наряду сгосударством, но в результате национальная идея в том виде, который быудовлетворил основных участников обсуждения, так и не была найдена.

Это связано с тем, что поиск основ национального единства являетсямногосторонним и противоречивым процесс' Если наука и искусство призваныответить на вопрос: «Какие мы?», «Чем отличаемся от других»,  то политику интересует скорее: «Что делать?» и«Как жить?».

Иначе говоря, эти сферы оперируют качественно разным знанием ободном и том же объекте. Отсюда - затруднения в прочтении, и возможностейидеи национального единства

Особенность демократической модернизации Республики Казахстансостоит в том, что всем новейшие политические инициативы исходят «сверху»,отражая активность, динамику политичен системы. Так и в случае с государственнойидеологией.

Ее формирование не стало одномоментным актом, с развитиемдемократических политических институтов, рыночной экономики пpoисходилостановление и государственной идеологии.

Основой государственнойидеологии является Конституция. В соответствии с Конституцией РеспубликиКазахстан 1995 года Казахстан утверждает себя демократическим, светским,правовым социальным государством, высшими ценностями которого являются человек,его права и свободы.

Основополагающимипринципами деятельности Республики Казахстан являются: общественное согласие иполитическая стабильность; экономическое развитие на благо всего народа;казахстан­ский патриотизм; решение наиболее важных вопросов государственнойжизни демократическими методами.

Здесь в общем виде провозглашены идеалы классической либеральнойидеологии, составляю­щие ее ядро: абсолютная ценность человеческой личности иизначальное («от рождения») равен­ство всех людей; автономия индивидуальнойволи; существование определенных неотчуждаемых прав человека (право на жизнь,свободу, собственность); верховенство закона и другие.

Стратегические документы последующих лет рассматривают возможныеварианты модели бу­дущего устройства Казахстана и ценности, необходимые длягосударственной идеологии. Так, в Стратегии «Казахстан - 2030» (1997 г.) подчеркнуто:«Предыдущие годы мы активно пошли по англосаксонскому варианту, ставя цель -быстрые изменения. Но сегодня мы стоим перед страте­гическим выбором - покакому пути идти дальше. В обществе по этому поводу нет консенсуса.

Мы - евразийская страна, имеющая собственную историю и собственноебудущее. Поэтому наша модель не будет похожа ни на чью другую. Она впитаетдостижения разных цивилизаций».

Десятилетие спустя, с изменением экономических, политических,геостратегических трендов цель меняется. Ставится задача провозгласить вкачестве национальной идеи вхождение Респуб­лики Казахстан в число 50 наиболееконкурентоспособных стран мира.

«Сегодня для нашей страны наступает время новых достижений иамбициозных задач, ког­да рост казахстанской экономики позволяет говорить осистемном этапе лидирующего, опере­жающего развития. В ближайшее десятилетиеКазахстан должен войти в число 50-ти наиболее конкурентоспособных государствмира. Сегодня мы много рассуждаем о национальной идее. На наш взгляд, главнаянациональная идея заключается в конкурентоспособности нации».

Причемконкурентоспособность - это не только экономика, а целая серия вопросов,касающихся человеческих ресурсов, образования, здравоохранения, экологии,политики и стабильности внут­ри страны.

В новых политических условиях важным документом стала «Доктринанационального единства Казахстана». Принципы национального единства,выдвинутые в Доктрине, могут стать основой формирования национальной идеинашего государства. Это:

- «Одна страна - одна судьба»;

- «Разное происхождение - равные возможности»;

- «Развитие национального духа».

Впервые в отечественном идеологическом документе подобного уровняфигурируют такие по­нятия, как «национальный дух», «дух народа», «дух нации».Это знаковое явление, поворот к ка­чественно новому уровню идеологическогообеспечения государственной этнополитики, поворот к возрождению и развитиюдуховности.

Подчеркнуто, что для подъема Национального Духа глав­нымиприоритетами должны стать дух традиций и патриотизма, дух обновления,состязательности и победы. Здесь также впервые сочетаются привычные понятиятрадиций и патриотизма с либе­рально-рыночными, индивидуалистскими категориямисостязательности и победы.

Формирование национальной идеи невозможно без научного сообщества.В дискуссиях о том, что есть национальная идея: метафизика или идеология,преобладает тезис, что настоящая мета­физика принципиально не сводима к своемуидеологическому «отражению».

В данном контексте термин «метафизика» понимается не ввольтеровском смысле (великий француз шутил: «Метафи­зика-это когда слушающийничего не понимает, и когда говорящий понимает не больше»), и не в томнегативном смысле, который в прошлом веке термин «метафизика» приобрел в руслепози­тивизма, а затем марксизма, будучи противопоставленным философии.

Вистории философии об­щеизвестно, что со времен Аристотеля традиционно вторымименем философии была метафизи­ка. То есть термины «философия» и «метафизика»используются как синонимы. Метафизические идеи рассчитаны на понимание, а не навлияние, тем более массовое. В то же время настоящая философия глубокодемократична и фактически обращена к каждому способному и желающему мыслить.Задача философии - показать людям то, что находится у них перед глазами (ЭрикХоф-Ефер).

Национальная идея неизбежно обращает нас к категории «нация». Всовременной науке при­нята интерпретация нации как воображаемой общности,формируемой коммуникативными сред­ствами.

Важнейшее из таких средств -память сообщества. Общая память о прошлом создает ощущения сходства,принадлежности, связанности, необходимые для идентификации себя в ка­чествечлена сообщества.

Память (как и нация) есть во многом следствие «социальногоизобретения», т. е. сознатель­ного конструирования элитами, преследующимиопределенные интересы и получающими вполне ощутимые выгоды. Сконструированноепрошлое выполняет в настоящем следующие задачи: ук­репляет или символизируетсоциальную сплоченность или единство сообществ; упрочивает или легитимизируетинституты, статус или властные отношения; поддерживает социализацию путемнасаждения мнений, систем ценностей и условностей поведения.

Конструирование прошлого предполагает его отбор, переработку и использование винтересах настоящего. Конструкции прошлого должны коррелировать ссуществовавшими ранее представлениями и коллективными воспоминаниями. Публикадолжна быть способна и готова их принять.

На Западе национальная принадлежность понимается как гражданство,поскольку здесь до­минирующей является теория «нация-государство». В «Бегствеот свободы» Эрик Фромм пи­сал о естественной и потому неистребимой человеческойпотребности идентифицировать себя с определенной общностью: «Отсутствиесвязанности с какими-либо ценностями, символа­ми, устоями мы можем назватьморальным одиночеством; религия и национализм, как и лю­бые обычаи, любыепредрассудки - даже самые нелепые и унизительные - спасают человека, еслисвязывают его с другими людьми, от самого страшного - изоляции» [6].

Столь женеиз­бывна потребность человека ощущать себя членом большого коллектива,макросообщества-нации.

Что касается казахстанской реальности, то для выработкинациональной идеи необходима консолидация общества не по этническому признаку,нация не должна пониматься как этнос. Мы не можем копировать опыт ни однойстраны, исходя из специфики формирования населения, Казахстанская национальнаяидея должна учитывать и опираться на полиэтничность, не забывая при этом, чтоэтничность продолжает играть важную роль. «Идея нации есть не то, что она самаду­мает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности», - утверждалфилософ В. С. Соловьев. Этот тезис философа направлен, прежде всего, противидеологии национальной исключительности.

На данном этапе консолидирующими факторами не могут выступитьединство происхождения (поскольку оно различно у всех этносов), язык и т. д. Нанаш взгляд, таким фактором должна высту­пить общая история, насчитывающая многовеков, поскольку все этносы Казахстана формирова­лись в едином евразийскомпространстве. Осознание общности исторических судеб, как в прошлом, так и вбудущем поможет избежать негативных проявлений в межэтнических отношениях.

Национальная идея работает только тогда, когда новая идентичностьгосударства совпадает с меняющейся реальностью. Трудные годы остались позади,страна окрепла, мы стали более от­крыты и цивилизованны. Национальная идеядолжна воплотить качества, характер и индивиду­альность страны. Онадолжна быть построена вокруг тех сфер, в которых Казахстанпреуспел на его сильных сторонах, подчеркнуть все самые лучшие качестваказахстанцев. В то же время она должна быть построена на реальных ценностях,уважать национальное наследие, не впадая в ностальгию.

Национальная идентичность Казахстана должна быть сформулирована сучетом того, что ментальность современных казахстанцев представляет собойсимбиоз как этнической, так и религиоз­ной составляющих, каклиберально-демократической (в основном у молодого поколения), так и рудиментовсоветской, коммунистической (старшее поколение).

Начиная с Послания Президента Республики Казахстан Н. Назарбаеванароду Казахстана 06 г. «Стратегиявхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира»,активно внедряются в общественное сознание идеологемы конкурентоспособности,состоятельности и победы. Доктрина национального единства Казахстана такжеподчеркивает, что модернизация и конкурентоспособность, опирающиеся на традиции- основа подъема нашего зонального духа в XXI веке. Нам необходим интеллектуальныйпрорыв, который позволит про­дать потенциал Нации. В XXI веке толькоинтеллектуальная нация может рассчитывать на успех.

Таким образом,национальная идея Казахстана должна стать трудом коллективных усилий государства,научного сообщества и гражданского общества, отражая реальность, а неумозрительные конструкции. Идея национального единства призвана мобилизовать инацию, и её отдельного представителя. Она создает определенную «картину мира»,дает чувство психологического «комфорта» и защищенности. Ее жизнеспособностьопределяется соответствием интересов государ­ства вектору развития мировогосообщества в целом. Но самое главное, ключ к пониманию сути инонациональнойидеи - она должна жить в сердце человека, служить для него ориентиром в исканиях,утверждать его в достижениях и быть спасительной соломинкой в безнадежных ситуациях.Это то, что заставляет человека и плакать, и смеяться.


Теги: ИАЦ МГУ

Поделиться: