Президент Р.Отунбаева обозначила 3 блока первоочередных задач

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
С момента принятия Конституции в нее неоднократно вносились изменения и дополнения, она кардинально редактировалась несколько раз. К сожалению, пересмотры норм Конституции в интересах отдельного лица, продиктованные политической конъюнктурой, привели к кризису власти и кровавым трагическим событиям в новейшей истории Кыргызстана.Свежи еще в памяти события марта 2005 года. Народ ждал кардинальных перемен, возлагал большие надежды на проводимую конституционную реформу. Но перемены не произошли, смысл и дух Основного закона в результате двух с половиной лет обсуждения плавно вернулись в свое прежнее состояние. Если бы выполнились требования народа, возможно, не было бы событий 2010 года.
Президент Р.Отунбаева обозначила 3 блока первоочередных задач



ВыступлениеПрезидента Кыргызстана Розы Отунбаевой на торжественном мероприятии по случаю празднования Дня Конституции Кыргызской Республики 5 мая 2011 года

"Дорогие соотечественники!

Уважаемые участники торжественного мероприятия!

Поздравляю вас с Днем Конституции Кыргызской Республики!

Этодата имеет огромное историческое значение для нашей республики, поскольку в недалеком прошлом, в 1993 году, мы выбирали будущее суверенного Кыргызстана. С принятием Конституции мы обрели независимость, начали делать уверенные шаги на пути к демократии, строить правовое, социальное государство.

С момента принятия Конституции в нее неоднократно вносились изменения и дополнения, она кардинально редактировалась несколько раз. К сожалению, пересмотры норм Конституции в интересах отдельного лица, продиктованные политической конъюнктурой, привели к кризису власти и кровавым трагическим событиям вновейшей истории Кыргызстана.

Свежи еще в памяти события марта 2005 года. Народ ждал кардинальных перемен, возлагал большие надежды на проводимую конституционную реформу. Но перемены не произошли, смысл и дух Основного закона в результате двух с половиной лет обсуждения плавновернулись в свое прежнее состояние. Если бы выполнились требования народа, возможно, не было бы событий 2010 года.

Мы знаем, что Конституционная реформа была обещана весной 2005 года. Однако выработанный на конституционном совещании проект не был вынесен на референдум. Реформа затягивалась, ожидание людей не оправдывалось. И только в ноябре 2006 года под влиянием многотысячного митинга Бакиев былвынужден подписать новую Конституцию, принятую Учредительным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

Инициатор этой Конституции -оппозиционное движение "За реформы" - был за переход республики на парламентскую форму правления. Ноябрьская Конституция существенно урезала полномочия президента. С таким положением дел Бакиев и его окружение никак не хотели мириться. Можно предположить, что именно в этот период президент и его окружение начинали предпринимать всяческие меры по укреплению своих полномочий.

В декабре того же года, по происшествии всего полутора месяцев, отправив Правительство в отставку ивоспользовавшись ситуацией, не позволяющей сформировать исполнительную власть, Бакиев под угрозой роспуска Жогорку Кенеша вынуждает депутатов принять новую редакцию Конституции, которая вернула ему утраченные в ноябре полномочия.

В сентябре 2007 года втянулся в политическую игру и Конституционный суд Кыргызской Республики.

Пообращению двух депутатов Жогорку Кенеша Конституционный суд своим решением признает неконституционной и не соответствующей нормам Конституции, изложенной в редакции от 2003 года, дополнения в Закон "О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики". В указанном Законе не был учтен порядок согласования предложений о внесении изменений и дополнений в Конституцию с Конституционным судом Кыргызской Республики. Всвязи с признанием неконституционными дополнения обозначенного Закона отменяются действия Законов "О новой редакции Конституции Кыргызской Республики" от 8 ноября 2006 года и 30 декабря 2006 года.

В результате запутанных юридических хитросплетений оказывается, что суд руководствуется нормами Конституции, изложенной в редакции 2003 года, которая в свою очередь была признана утратившей силу ноябрьской Конституцией 2006 года.

Венецианская комиссия, касаясь решений Конституционного суда о легитимности ноябрьского и декабрьского 2006 года вариантов Конституции, подчеркивает: "Это действительно необычно, если не беспрецедентно, что Конституционный суд Кыргызстана объявляет весь текст действующей Конституции неконституционным… Суд мог принять такое решение только, если текст Основного закона, принятого 30 декабря 2006 года, был недействителен с самого начала".

Тем не менее, Конституционный суд реанимирует действие Конституции 2003 года (акаевскую, суперпрезидентскую). Общественность, в том числе оппозиция, были вынуждены признать, что Бакиев всех обманул.

Воспользовавшисьслучаем, Бакиев за один месяц заявляет о назначении на 21 октября 2007 года всенародного референдума по президентской редакции Конституции. Так, в результате применения административного ресурса и фальсификации итогов референдума была принята новая редакция Конституции 2007 года, нормы которой были весьма удобными для Бакиева и давали ему широкие полномочия.

Эксперты Венецианской комиссии выражали особую озабоченность тем, что "в действительности полномочия Президента почти неограниченны и существует совсем небольшое разделение властей". В заключении они отметили: "Список полномочий Президента Кыргызской Республики был побужден желанием предоставить Президенту все полномочия,которые могут быть найдены в европейской, американской, латиноамериканской и российской конституционных системах правления".

Ответом на такое беззаконие явилась апрельская народная революция 2010 года.

Угрозавосстановления прежней клановой пирамиды власти дала толчок народу Кыргызстана в июне прошлого года прийти на референдум и расстаться с бакиевской трактовкой Конституции.

27 июня 2010 года был для всехнас поистине историческим днем, граждане нашей страны сделали самый важный за последние годы выбор - выбор дальнейшего пути развития страны.Народ Кыргызстана высказался за коренное изменение политического устройства республики, за верховенство прав гражданина, за ответственноеи социально-ориентированное государство.

При этом необходимо помнить, что принятие Конституции проходило в тяжелейших условиях, когдастрана была в тисках политического, экономического и межнационального кризиса. В этих условиях Временное Правительство Кыргызской Республики дало обещание народу довести конституционную реформу до конца и выполнило его.

Надо честно признать - вклад членов Временного Правительства Кыргызской Республики в принятие Конституции и доведение конституционной реформы до логического завершения огромен. Не будь на тот период воли и решимости членов Временного Правительства, возможностьсуществования риска конституционной неопределенности увеличилась бы в разы.

Необходимо по достоинству оценить и народ Кыргызстана. Мы должны быть благодарны своему народу, проявившего волю и гражданское мужество, пришедшего и проголосовавшего за спокойствие и мир на нашей земле, преодолевая боль и горе, которые обрушились в результате июньскихсобытий.

Сегодня, благодаря усилиям наших соотечественников, мы можем с полной уверенностью сказать, что Конституция 2010 года наполненасовершенно новым содержанием. Пришло время перемен, мы должны подчиниться и пойти в ногу с ней.

Уважаемые соотечественники!

Нельзя не отметить, конечно, и о наличии критики в адрес Основного закона, особенно участившаяся за последние месяцы.

Необходимопризнать, не все удается учесть в Конституции. Как показывает практика,имеются некоторые неточности и необходимость в отдельных дополнениях.

Кпримеру, в тексте Основного закона четко не указывается "кто определяетвнутреннюю и внешнюю политику республики". К сожалению, ни в полномочиях президента, ни в полномочиях Жогорку Кенеша эти статьи не обозначены. Реализация же внутренней и внешней политики остается за правительством.

Дальше, согласно Конституции президент олицетворяет единство народа и государственной власти. Воплощая единствогосударственной власти, Президент обеспечивает конституционно-правовые механизмы и содержание всех типов целостности государства. Однако в Основном законе четко не определяется, кто же является гарантом Конституции, прав и свобод человека.

В Конституции не определена ипроцедура составления и подписания коалиционного соглашения, тогда как подобные условия являются важными и требуют конституционного закрепления.

Наличие недоговоренности и недопонимания норм Основного закона порождает различные трактовки сути Конституции. Возможно, нахождение и устранение таких недостатков является обычным процессом в период становления парламентской системы. Но все же для исключения различного понимания необходимо в будущем более четче оговорить все имеющиеся наработки в Основном законе нашей страны.

Ивсе-таки, никто не может отрицать, что в принятой нами Конституции больше позитива, нежели недоработок. По основным моментам, можно смело утверждать, мы выигрываем. Так, имеются большие достижения по основополагающим принципам новой Конституции – это исключение концентрации чрезмерной власти в одних руках, переход на парламентскую форму правления, сбалансированность системы сдержек и противовесов, позволяющая эффективно взаимодействовать со всеми ветвями власти, свежийи трезвый взгляд на деятельность судебной системы.

В разработке проекта Конституции принимали участие представители всех слоев населения. Основные идеи нынешней Конституции неоднократно обсуждались втечение последних 10 лет и можно сказать, что они отшлифованы и давно созрели для реализации.

Конституция 2010 года предоставляет нам возможность укрепить государственность, суверенитет республики, добитьсясерьезных успехов в экономическом и социальном развитии, поставить заслон коррупции и беззаконию. Созданы все условия для значительного улучшения защиты интересов нашего народа и государства, прав и свобод человека.

Уважаемые соотечественники!

В своем выступлении хочу кратко заострить ваше внимание на основополагающих моментах Конституции, претерпевших большие изменения.

Существенно измененыположения, регламентирующие деятельность президента. Теперь у него нет прежних неограниченных полномочий. На сегодня глава государства являетсяарбитром в урегулировании политических кризисов и всегда обязан стоять выше партийных предпочтений и симпатий.

Основной закон страны создает условия для развития сильной и влиятельной оппозиции, а также для равной конкурентной борьбы политических партий. Он гарантирует парламентской оппозиции должности вице-спикера, председателей комитетов по правопорядку и бюджету и участие в паритетном формировании состава Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии и Совета по отбору судей.

Правительство получило реальные полномочия и всю полноту исполнительной власти. Всем известно, что ранее правительство не имело реальной самостоятельности. Диктующая роль была за президентской командой, а премьер-министру и правительству приходилось отвечать за последствия единоличного правления.

Сегодняшняя Конституция открывает широкие возможности для кардинальной реформы судебно-правовой системы. Конституцией предусматривается новый порядок отбора и назначения судей. Их небезупречное поведение будет наказываться вплоть до освобождения от должности.

Дорогие участники торжественного мероприятия!

Надоособо отметить, что Конституция Кыргызстана, принятая на референдуме в июне 2010 года и утверждающая в стране парламентскую систему правления, предоставила нашей республике уникальную возможность выстроить особую модель жизни общества, изменить политический вектор всего центрально-азиатского региона.

Парламентская демократия - новая форма власти для Центральной Азии. Сегодня авторитетные отечественные и иностранные эксперты, международные организации отмечают, что история дала Кыргызстану шанс выстроить другую модель жизни общества, способствовать политическому развитию всего региона. Пути развития многих государств Центральной Азии зависят от успеха кыргызского проекта. В истории человечества пионерам приходится преодолевать отчаянное сопротивление. Но именно эти государства заставили измениться весь мир.

Уважаемые соотечественники!

Скоро будет ровно год с тех пор как мы живем по новому Основному закону страны, и эти дни можно ознаменовать как результат годичного конституционного обновления нашей республики.

Было сделано много, но предстоят еще большие задачи. В этой связи я обращаюсь ко всем ветвям власти. Необходимо сделать еще один рывок, сконцентрировать все свои усилия и обеспечить принятия в ближайшее время концептуальных законов, вытекающих из Основного закона. Жогорку Кенешу до конца июня предстоит справиться с архиважными задачами. Условно их можно разбить на три блока.

Первый блок. Законодательное обеспечение выборов Президента.

Надосоздать необходимые условия по доведению начатой Временным Правительством конституционной реформы до конца. Завершающая стадия реформы – это выборы Президента.

В срочном порядке требуется принять законы, направленные на организацию и проведение в 2011 году выборов главы государства, регламентацию избирательного процесса и деятельности избирательных комиссий.

Второй блок. Полноценное обеспечение деятельности исполнительной власти.

ПоКонституции природа правительства изменилась в корне. Дух и смысл конституционных положений должны быть отражены в полном объеме в обновленных законах "О Правительстве Кыргызской Республики", "О местной государственной администрации и о местном самоуправлении", "Об административно-территориальном устройстве Кыргызской Республики".

Правительствоне должно оглядываться по сторонам, а уже обязано окунуться с полной отдачей в решение перспективных и текущих проблем. Надо создать все необходимые законодательные условия по обеспечению им своих полномочий.

Третий блок. Судебно-правовая реформа.

Унас есть уникальный шанс выстроить самостоятельную, независимую, честную и справедливую судебную систему. И это нам предоставляет нынешняя Конституция. В 2012 год мы должны войти с очищенным и обновленным судейским корпусом, а для этого должен быть построен крепкийфундамент. Основой и фундаментом должны стать новые законы "О Совете поотбору судей Кыргызской Республики", "О статусе судей Кыргызской Республики", "О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики", "Об органах судейского самоуправления".

Это только основные аспекты, в целом же требуется до конца года обновить весь массив законодательства в соответствии с духом Основного закона и наполнить его новым содержанием.

Мы должны и обязаны довести начатую конституционную реформу в сжатые сроки до логического завершения, причем качество законов должно быть безупречным.

Обращаюсьеще и к тем, прямой долг которых – соблюдение и претворение в жизнь конституционных положений, давайте прилагать все усилия по строгому соблюдению, эффективной защите прав и свобод граждан, от этого зависит вера людей в дееспособность власти, взаимное уважение государства и граждан нашей страны друг к другу.

Сегодняшняя Конституция направлена на соблюдение и защиту интересов нашего народа. Полномочия трех ветвей власти разделены и они должны поработать во благо народа. Наше торжественное собрание проходит в форме научно-практической конференции. Люди, внесшие вклад в конституционную реформу, депутаты, ученые выскажут свои мнения по обсуждаемому вопросу.

Научиться жить по Конституции – это и есть высшая школа демократии, жизненная необходимость и знание, которые все мы обязаны освоить и пройти.

Жить по Конституции и закону – это обязанность и ответственность каждого из нас".

Источник - АКИpress

Поделиться: