Отсутствие преемника

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Недостаток ясности в вопросе преемственности политической власти в Казахстане является фактором, сдерживающим уровень суверенного рейтинга. Об этом заявило рейтинговое агентство Standard&Poor`s в полном отчете по Казахстану. В целом отчет Standard & Poor’s благосклонно оценивает экономические перспективы Казахстана по сравнению с другими странами рейтинговой группы ВВВ. Аналитики считают, что перспективы экономического роста Казахстана до конца 2013 года лучше, чем, например, у России по всем отраслям добывающей промышленности. Преимуществом является также устойчиво высокий уровень прямых иностранных инвестиций (ПИИ, по этому показателю Казахстан в ближайшие два года прогнозно обойдет лишь Бразилия).
Отсутствие преемника

Недостаток ясности в вопросе преемственности политической власти в Казахстане является фактором, сдерживающим уровень суверенного рейтинга. Об этом заявило рейтинговое агентство Standard&Poor`s в полном отчете по Казахстану. 

В целом отчет Standard & Poor's благосклонно оценивает экономические перспективы Казахстана по сравнению с другими странами рейтинговой группы ВВВ. Аналитики считают, что перспективы экономического роста Казахстана до конца 2013 года лучше, чем, например, у России по всем отраслям добывающей промышленности. Преимуществом является также устойчиво высокий уровень прямых иностранных инвестиций (ПИИ, по этому показателю Казахстан в ближайшие два года прогнозно обойдет лишь Бразилия).


По расчетам Standard & Poor's, в 2010 году ПИИ составили 6% ВВП страны, а в течение прогнозного периода будут близки к 8%. При этом по объемам сохранения нефтяных доходов Казахстан опережает даже богатые нефтью страны группы сравнения, а нынешнее ужесточение фискальной политики, ранее имевшей антициклическую направленность, должно позволить правительству сбалансировать дефицитный сейчас бюджет к 2013 году.


Однако рейтинговое агентство беспокоит политическая обстановка. А именно то, что власть по-прежнему сконцентрирована на самом верху, а прозрачность в вопросе преемственности власти отсутствует. На фоне слабости институтов это становится фактором, сдерживающим уровень суверенного рейтинга.


Аналитики считают, что пока у власти находится Нурсултан Назарбаев, угроза нарушения политической стабильности невелика. «Мы полагаем, что если Назарбаев уйдет с поста президента, не назначив преемника, это дестабилизирует политическую обстановку. Всякое событие, ставящее под угрозу гладкую смену власти, может оказать давление на уровень рейтинга – если оно повлияет на развитие добывающей промышленности и других отраслей, производящих экспортируемые товары», - говорится в отчете.


А оно не может не повлиять, исходя из других положений исследования. Нурсултан Назарбаев, утверждают аналитики, последовательно консолидирует и централизует свой контроль над политическими и экономическими институтами, особенно после начала финансового кризиса в 2008 году, а одним из ярких проявлений этого считают создание ФНБ «Самрук-Казына». Фонд контролирует активы стоимостью свыше $70 млрд (это превышает средства НФРК и Центрального банка, вместе взятые).


Аналитики допускают, что, возможно, консолидация контроля способствует дальнейшему повышению предсказуемости и координации политики, но видят и риски: расширение поля для злоупотреблений, предоставление возможности прямого контроля над ключевыми отраслями экономики и доступа к выгодным контрактам на поставки.


Эти выводы вполне совпадают с мнением казахстанских политологов, которые в прошлом году начали активно прорабатывать сценарии развития страны в постназарбаевский период. Директор Группы управления рисками Досым Сатпаев считает, что самым опасным вариантом для Казахстана является туркменский – именно потому, что в Казахстане, в отличие от среднеазиатского соседа, имеется большое количество элитных групп и группировок, из которых пять-шесть обладают колоссальной собственностью и влиянием. «А учитывая то, что власть и собственность для них слова-синонимы, то борьбу за власть они будут вести нешуточную», – утверждает политолог и считает, что в среднесрочной перспективе демократический путь развития для Казахстана исключен – потому, что ни одной из существующих групп влияния это невыгодно.


Возможно, президент и сам понимает опасность такой концентрации и потому сделал попытку вывести из управления ФНБ госдоли коммерческих банков. Однако это вряд ли существенно повлияло на капитализацию «Самрук-Казыны», с учетом того, что в кризис казахстанские банки существенно подешевели и активы местных БВУ продолжают сокращаться, а рентабельность – ухудшаться (в 2011 году ничего не изменится, утверждает Standard & Poor's).


Ардак БУКЕЕВА


Текст www.kursiv.kz

Поделиться: