Иммунодефицит армянской экономики

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Состояние армянской экономики обсуждают сегодня финансисты, эксперты, политики и «рядовые» граждане. Еще до 2008 года за счет колоссальных зарубежных вливаний, раздувающих рынок необеспеченной внутренним спросом недвижимости, налицо был двузначный рост экономики. Однако мировой финансовый кризис расставил все на свои места, лишив армянскую экономику локомотивов, обеспечивающих ее рост, - строительства, “развивающегося” рынка недвижимости и горнорудной промышленности. Если в 2009-2010 годах ситуация в сфере строительства не претерпела существенных изменений, то повышение мировых цен на горнорудное сырье в прошлом году обеспечило экономике рост в 2,6%. В 2009 году Армения заняла первое место в СНГ по спаду экономики, и преодоления 14-процентного спада не предвидится.
Иммунодефицит армянской экономики

Иммунодефицит армянской экономики

Состояние армянской экономики обсуждают сегодня финансисты, эксперты, политики и «рядовые» граждане. Еще до 2008 года за счет колоссальных зарубежных вливаний, раздувающих рынок необеспеченной внутренним спросом недвижимости, налицо был двузначный рост экономики. Однако мировой финансовый кризис расставил все на свои места, лишив армянскую экономику локомотивов, обеспечивающих ее рост, - строительства, “развивающегося” рынка недвижимости и горнорудной промышленности. Если в 2009-2010 годах ситуация в сфере строительства не претерпела существенных изменений, то повышение мировых цен на горнорудное сырье в прошлом году обеспечило экономике рост в 2,6%. В 2009 году Армения заняла первое место в СНГ по спаду экономики, и преодоления 14-процентного спада не предвидится.


Очевидно, что не мировой финансовый кризис, а высокий уровень монополизации экономики, олигархизация экономической модели, рост коррупции во всех административных сферах экономики стали основным тормозом, препятствующим ее развитию. В итоге люди начали выходить на митинги оппозиции, и власти вынужденно взялись за рассмотрение возможностей структурных сдвигов в экономике. После знакового совещания у президента Сержа Саргсяна, в ходе которого он обозначил основные векторы деятельности министерств, и других ответственных за сферу ведомств, чиновники вроде бы зашевелились. В кабинетах вспомнили о проблемах и даже существовании реального сектора экономики, о промышленности и даже малом и среднем бизнесе.


Рост цен на производимое в самой республике продовольствие заставил верхи обратить внимание даже на проблемы давно запущенного по причине “малоэффективности” сельского хозяйства. Именно аграрный сектор после строительства, информационных технологий и гранильного производства стал очередным “ноевым ковчегом”, посредством которого власти решили спасти загибающуюся экономику.


Оставив в стороне скромные возможности реализации производимой в Армении сельхозпродукции на местном рынке, производители могут опираться лишь на возможности экспорта. Помимо оправданных высоких издержек на транспортировку фруктов, овощей, молочных и мясных изделий за рубеж возможности развития производителей все последние годы упорно игнорировались в угоду макроэкономической стабильности, выраженной искусственным, монетарным сдерживанием естественной инфляции. Несмотря на все эти жертвы, уровень инфляции в 2010 году превысил 9%. Это, впрочем, не помешало властям выступить с оптимистичным заявлением, что к концу 2011 года инфляция не превысит 5,5%. Единственной компенсацией селу стало решение правительства о 30-процентном субсидировании процентной ставки при выдаче сельхозкредитов. Это нужная, но половинчатая мера.


Подобные противоречивые результаты стали закономерным итогом навязанной Армении международными финансовыми организациями моделью экономики, в которой приоритетом считается макроэкономическая стабильность. Уже долгие годы никто не обращает внимания на то, что денежно-кредитная политика, применяемая для достижения “стабильности” бьет в первую очередь по реальному сектору экономики. Кризис, разразившийся в 2009 году в Армении, продемонстрировал, как мало общего имел рост ВВП Армении с развитием реального сектора экономики.


В итоге в армянской экономике стал наблюдаться «эффект домино» - были созданы фундаментальные риски даже для банковской системы, традиционно обеспечивающей высокую доходность даже в годы кризиса. Вся денежно-кредитная политика, проводилась в последние годы властями для достижения лишь кратковременного успеха и сдерживания инфляции монетарными методами. За последние два года в результате этой “деятельности” неконкурентоспособными оказались некогда процветающая гранильная отрасль, предприятия перерабатывающие сельхозпродукцию и сам аграрный сектор.


На все эти вызовы правительство и фискальные структуры ответили лишь усилением административного прессинга, направленного на выполнение фискального плана. Традиционно прессинг был направлен не на крупных монополистов, а на основного потребителя банковских услуг – малый и средний бизнес. Столкнувшись рисками, банки снизили и ужесточили условия кредитования уже населения, существенно ограничив вливания в малый и средний бизнес и рынок недвижимости. Малый и средний бизнес тут же отреагировал и на ужесточение фискального прессинга, и на ужесточение денежно-кредитной политики, начав в массовом порядке перебираться в соседнюю Грузию, где создан прекрасный инвестиционный климат. По неофициальным данным, лишь в течение одного года более тысячи армянских предпринимателей перевели бизнес в Грузию. В ответ власти Армении делают не вполне понятные заявления, смысл которых сводится к полному отрицанию факта массового оттока капитала в соседнюю страну.


Госаппарат не собирается останавливать этот процесс. Власти работают в направлении достижения единственной цели – удерживания от краха сформированной в Армении олигархической системы управления государством. Сами же олигархи, будучи тесно сращенными с властью, не способны принимать оптимальные управленческие решения. На этом фоне власти-олигархи стремятся лишь как можно дольше удержать существующую ситуацию. Но искусственное удерживание ситуации неминуемо приводит к еще более мощному обвалу. Наглядным свидетельством того, что искусственности в экономике не место, можно считать рост курса доллара - за один доллар в Армении уже дают 378 драмов. Президент страны недавно намекнул, что, дескать, пора уже задуматься о возвращении драма “на свое место”. Между тем в прошедшие годы имела место небывалая ревальвация (почти в два раза) национальной валюты, курс которой с 595 драмов за доллар в течение двух лет спустился до 305 драмов. Чудес за эти годы с армянской экономикой, естественно, не происходило, а сильный драм был просто нужен импортерам-олигархам, крепко сидящим на импорте. После того, как импорт достиг более 75% внешнеторгового баланса, правительство объявило борьбу уже дефициту торгового баланса, что вполне укладывается в логику его деятельности.


Проблему можно решить лишь посредством встряски всей экономической системы, ликвидации порочных явлений в экономике, монополий, мерами против всесилия чиновников, налоговых и таможенных мздоимств и прессинга. На это власти никогда не пойдут. Взамен предпринимаются половинчатые меры, не имеющие никакого отношения, к долгосрочной перспективе развития экономики.


При этом действующая система вымывает из власти реальных специалистов, нежелающих действовать в угоду олигархам. В результате с каждым годом экономика Армении становится все менее и менее управляемой. К этой тенденции уже прибавилась прогрессирующая эмиграция сначала людей, а потом капитала. Сейчас экономика Армении, да и все армянское общество испытывает серьезный дефицит иммунитета, ожидая лишь серьезного толчка к взрыву, который на фоне бездействия властей может произойти в любой момент.

Автор: Давид Степанян, Ереван. Специально для ВК

Поделиться: