Д.Косназар: О "стабилизирующей" роли Анкары в Кыргызстане

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Несмотря на то, что турецко-кыргызстанские отношения претерпевают определенные изменения с учетом перехода двусторонних отношений на положительную динамику, как заверяют нас некоторые турецкие эксперты, обсуждая количество нанесенных взаимных визитов после известных "апрельских событий" (2010 г), отсутствие механизмов и действенных рычагов, способствующих полноценному функционированию бизнес-деятельности, в особенности внешнего капитала, как и недостаток государственных гарантий ввиду политической нестабильности, позицию Анкары в вопросе налаживания сотрудничества с Бишкеком следует рассматривать не как "прорывную", а в качестве стабилизирующей, направленной на ускоренное установление порядка, минимизацию различного рода рисков, возвращению к нормальной стадии функционирования государства
Д.Косназар: О "стабилизирующей" роли Анкары в Кыргызстане

По следам официального визита премьер-министра КР А.Атамбаева в Турцию


Несмотряна то, что турецко-кыргызстанские отношения претерпевают определенные изменения с учетом перехода двусторонних отношений на положительную динамику, как заверяют нас некоторые турецкие эксперты, обсуждая количество нанесенных взаимных визитов после известных "апрельских событий" (2010 г), отсутствие механизмов и действенных рычагов, способствующих полноценному функционированию бизнес-деятельности, в особенности внешнего капитала, как и недостаток государственных гарантийввиду политической нестабильности, позицию Анкары в вопросе налаживаниясотрудничества с Бишкеком следует рассматривать не как "прорывную", а вкачестве стабилизирующей, направленной на ускоренное установление порядка, минимизацию различного рода рисков, возвращению к нормальной стадии функционирования государства.


Последний официальный визит премьер-министра Кыргызстана Алмазбека Атамбаева в Анкару (25-28 апреля 2011 г) ознаменовался решением о списании долга Кыргызстану в объеме $51миллиона, выделением $10 миллионов на поддержку бюджета КР, как и установлением безвизового режима между двумя государствами. Этот "щедрый" поступок Анкары совершен в первую очередь, как и было замечено ранее, с целью упрочения статуса-кво при соблюдении заключенных соглашений между деловыми кругами двух государств, на основе которых должна была созидаться совместная деловая активность, как и расширении качественных и количественных преференций для турецкого капитала, являющегося наиболее серьезным игроком в контексте взаимоотношений Бишкека и Анкары, не взирая на низкий уровень его присутствия в КР, еслисравнивать с объемами китайских и российских инвестиций.


Следуетзаметить, что реальной движущей силой в направлении центральноазиатскихстран является именно турецкий капитал, возымевший качественно новую роль с приходом к власти в 2002 году Партии справедливости и развития (ПСР). Cтабильный рост турецких капиталовложений в центральноазиатских государствах, как и активные попытки вовлечь иностранный капитал 5-ю странами региона были сопряжены ростом влияния "консервативных" деловых кругов ТР, обретших самостоятельность относительно недавно и укрепивших позиции при ПСР. Такая деловая организация, как "ТУСКОН" (Конфедерация бизнесменов и промышленников Турции), представляющая турецких бизнесменов за рубежом, известная своей проправительстенной позицией, нарегулярной основе проводит различные бизнес-форумы с участием глав государств и бизнесменов. В частности, уделяется особое внимание странамцентральноазиатского региона. Так, во время последнего официального визита премьер-министра КР в Турцию, ТУСКОН поручился провести "Турецко-кыргызстанский бизнес форум". Заметим, что аналогичное мероприятие, только с участием казахстанской делегации во главе с президентом страны Нурсултаном Назарбаевым было проведено в конце 2010 года.


В данном русле следует отметить тот факт, что известная формула "экономика движет политикой" находит на центральноазиатском треке свое подтверждение. Добавим, что дискурсивная часть внешнеэкономической активности Турции в Центральной Азии подвержена влиянию идеологии пантюркизма, но которая обрела иное значение ввиду изменившихся условий ведения бизнеса в мире.


Обретение политикой Анкары прагматистских черт, как и относительный рост на международной арене центральноазиатских государств в плане их восприятия в качестве субъектов (на онтологическом уровне) и некоторой самостоятельности, безусловно являются факторами, которые дискредитируют какие-либо претензии на установление тюркского сообщества государств. Вместе с тем,именно заявления подобного характера о братстве народов, помогают скрыть, как и укрепить обоюдные интересы сторон.


Интерес центральноазиатских государств заключается в первую очередь в привлечении иностранных инвестиций и обретении легитимности в глазах международного сообщества. Отношения государств ЦА с Турцией следует рассматривать с данной перспективы. Предположим, что активация пантюркистской политики Анкары возымеет эффект холодного душа и вызовет явное отчуждение центральноазиатских стран, по крайней мере в среднесрочной перспективе (5-10 лет). В этом плане, отуствие четкой, нарастающей политики Турции в отношении стран ЦАР - основной императив, навязывающий сотрудничество с Анкарой ввиду привлекательности сотрудничества с данным государством по причине отсутствия мощных рычагов давления на государства Центральной Азии и относительно низких масштабов обязанностей. Кроме того, общеизвестны устремления Турции в сторону Ближнего Востока, как и попытки вступить в Европейский Союз. То есть, поддержание деловой активности турецкого капитала в регионе является основной внешнеполитической задачей Анкары. Следовательно, кыргызстанско-турецкие отношения будут успешными при установлении благополучного климата для ведения бизнеса.


Вместе с тем, рост значимости Анкары на международной арене, в частности в исламском мире, как и членство в такой организации, как НАТО являются существенными факторами, притягивающих другие страны к налаживанию контактов. Следовательно, следует прибегать к использованию в некоторых случаях поддержки Анкары по вопросам в отношении налаживания контактов и взаимоотношений центральноазиатских государств с арабским или западным мирами. Ведь насколько известно, взаимоотношения государств с исламским миром обретают все более важную значимость по причине роста влияния данной религии во всем мире.


Данияр Косназаров

kosnazar@gmail.com

Источник - ЦентрАзия

Поделиться: