Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Формирование в Хорезме движения джадидов и его характерные особенности. Ч.2

30.04.2011

Автор:

Теги:

На взгляды Асфандиярханаповлияли его обучение в русско-туземной школе, а также путешествия от имениотца в Петербург и Москву. Поэтому, в сравнении с другими ханскими сыновьями –своими братьями, он был склонен к различным новшествам. Это сыграло большуюроль в признании его наследником престола. В качестве сторонника новшеств иреформ, он получил поддержку везиря Исламходжи, при возведении на престол. Подвлиянием этого, в первые годы своего правления Асфандиярхан открыл широкиевозможности, дорогу для проведения реформ. В «Очерках истории Хивинскогоханства» Х.Мадаминов пишет, что Асфандиярхан стремился быть в курсе мировойполитики, поэтому он с помощью переводчиков читал газеты и журналы[1].Такой подход дал возможность провести реформы в государственном управлении ирасширить деятельность джадидов.

Покровительство МухаммадаРахимхана (Феруза), практическая деятельность Камиля Хорезми, в качествепервого сановника, занимавшего в конце ХIX в. должность начальника канцелярии,благосклонность Салимахуна (Бабаахуна Салимова), занимавшего высшую духовнуюдолжность казикалана – главного судьи в ханстве, а также склонность наследникапрестола Асфандиярхана были субъективным фактором для претворения в Хивинскомханстве новшеств и изменений. Объективной основой этого процесса являлисьраспространение на территории ханства капиталистических форм производства,постоянное расширение политических, экономических и культурных связей сРоссией, а также понимание, того что феодальные отношения служат барьером напути дальнейшего развития общества.

Ссылка в Хивинскоеханства из Петербурга в 1898г. за революционную деятельность студентов Кислякова,Андреева и Сафонова, стали причиной распространения на этой территорий взглядовразличных политических течений. В последствии, близкое знакомство с Сафоновымзначительно повлияло на формирование идей и взглядов Палваннияза Юсупова – основателяпартии младохивинцев[2].

В распространении вХивинском ханстве идей джадидов и открытии новометодных школ, как и в другихобластях Туркестана, большую роль сыграли татарские интеллигенты. Послезавершение съезда мусульман, проводившегося в 1905 г. в Нижнем Новгороде,под руководством Халисджана Боруди[3] ониустановили связи с Туркестаном, Бухарой, Хорезмом и направили сюда своихпедагогов. Первоначально, для обучения детей хивинского хана и чиновников,Боруди отправил в Хорезм Тавфика Биккулина и Юсупа Ахмедова[4]. Вэто время в Хивинском ханстве было восемь джадидских школ[5].

Первая новометодная школав Ургенче была открыта по распоряжению Мухаммада Рахимхана Феруза 10 ноября1904 года. В ней преподавал Хусейн Кушаев, прибывший из Турции. В короткий срокчисло обучающихся  в школе достигло 55учеников.

По инициативе Х.Кушаева,с помощью передовых просветителей, желанию аксакалов, в 1906-1907 учебном годув Ургенче была открыта школа для обучения девочек. Побывавший в Ургенче Феруз,ознакомился с работой школы. Он подарил Х.Кушаеву одежду и оказал материальнуюпомощь из средств казны[6].

Прибывшие дляпреподавания в новометодных школах, интеллигенты-джадиды, распространяли всреде народа идеи основателя движения джадидов Исмаилбека Гаспиринского. Онизажгли очаги просветительства в домах людей, переживавших духовный кризис врезультате междоусобных войн и колониальной политики. Заслуга этихинтеллигентов, пропагандировавших идею мирного пути изменения обществапосредством просветительства и культуры, заключается и в том, что онираспространяли среди местного населения социально-политическую литературу,газеты и журналы печатавшиеся в России, Иране, Афганистане, Индии, Турции и варабских странах[7]. Это способствовалопробуждению сознания местной интеллигенции, которая получала все большеинформации о событиях в мире.

На формирование движенияджадидов в Хиве, в определенной степени оказало влияние связи местногонаселения с демократически настроенными людьми, прибывавших из России дляслужбы в армии, работы на заводах и фабриках, в банках и компаниях, а также дляотбывания срока ссылки.

Указанные выше факторыпослужили основой формирования и распространения идей джадидов в начале ХХ в.среди передовых представителей местной буржуазии и ремесленников.

В историографии 60-80 гг.прошлого века предпринимались попытки оценки деятельности джадидов с точкизрения разделения их на правых и левых. И как справедливо подчеркивалось впубликациях, такой подход был вызван необходимостью «обелить» джадидов,избравших путь защиты и укрепления советского строя[8].

Особенно, нельзяподразделять на правое и левое течение джадидов Хивы. В ряде публикаций иисследований[9] к правому течениюхивинских джадидов относят владельцев торгово-промышленных предприятий изажиточных людей, под руководством Исламходжи, а к представителям левого течения– Бабаахуна Салимова, Хусаинбека Матмурадова, Палваннияза Юсупова. Однако,последние также были крупными землевладельцами, торговцами и владельцамизаводов. Наряду с этим, Дж.Ташкулов подразделяет хивинских джадидов на разныетечения в зависимости от их целей и методов борьбы. Он считает, чтопредставители левого крыла не ограничивались политико-правовой пропагандой, онистремились использовать даже методы заговора, что послужило поводом для разгонаМаджлиса, созванного в апреле 1917г. и ареста ряда младохивинцев[10]. Вкачестве основных виновников в тюрьму были заключены Хусаинбек Матмурадов и ещеряд младохивинцев. «Под руководством Хусаинбека арестован ряд наших братьев», –писал П.Юсупов[11]. Из этого следует, чтоедва ли целесообразно подразделять хивинских джадидов на правых и левых. Всеони были сторонниками реформ, обновления и прогресса.

Движение джадидов вХивинском ханстве в начале ХХ века было движением просветителей, борцов задемократию и справедливость, независимость и прогресс. Сторонниками обновленияявлялись чиновники, местные баи, торговцы, мусульманское духовенство,прогрессисты преподаватели медресе и студенты, просветители – поэты,призывавшие к реформированию образования в школах и медресе и даже кизменению  отдельных обычаев, вошедших вислам несколько позднее, а также к внедрению светских наук и упрощению методовосвоения грамоты. Они предлагали обучать учеников на родном языке и изучать«неведомые» языки. В состав джадидов входили главный везирь Исламходжа, главныйсудья Бабаахун Салимов, поэт Аваз Утар, начальник канцелярии Хусейн Матмурадов,торговец Палваннияз Юсупов, богатый промышленник Назар Шаликаров, печатник,ремесленник Атаджан Абдалов, первый узбекский кино-фотомастер ХудайбергенДиванов, начальник канцелярии Мухаммад Расул Мирза, певец-музыковед МатякубПазачи, Атаджан Сафаев, Бабаджан Якубов, Хакимбай Джанмухаммедов, МухаммадярАбдуллаев, Атаджан Хаджиниязов, Рахманберган Якубов, Мухиддин Умаров, МуллаДжуманияз Султанмурадов, Джуманияз Бабаниязов, Курбанбай Джалаир, ХудайберганМатниязов, Давлатназар Кайрак, Мурад Элтазаров, Мулла Матмурад, Мулла АбдуллаБердимурадов, Авазходжа, Исамиддин ишан, Низамахун, Сабир Якубов, Мулла БекджанРахман углы, Мухаммад Юсуп Диванзаде и другие.

Их число насчитывалоболее 40 человек. В каждый четверг вечером они собирались в мечети Каландарханаили Каракуз, а больше – в доме Хусейна Матмурада сына диванбеги, пели песни,рассказывали стихи, устраивали беседы на темы свободы и справедливости[12]. Онине ограничивались созданием джадидской литературы и искусства, организовывалиучреждения культуры и образования, открывали новометодные школы, больницы,почту-телеграф, писали и публиковали учебные пособия.

После смерти Матмурададиванбеги – героя борьбы с российскими завоевателями (1901) в политике ханствабольшую роль начали играть принц Асфандиярхан и везирь Исламходжа. Асфандиярханбыл членом либерально просветительские настроенного «Русского географическогообщества». Начиная с 1904 года, он становится подписчиком газет и журналов,издаваемых на русском, татарском, турецком и азербайджанском языках, а такжезнакомится с специальными трудами по географии, истории и литературе.Асфандиярхан обучался русскому языку у переводчика Ахмеджана Агиева и трудные,непонятные ему части газет и журналов читал с помощью Рамазана Сайдашева. Этопомогло сформировать у него определенные взгляды на управление государством.Казалось, Асфандиярхан внешне поддерживал мероприятия, осуществляемыеИсламходжой, на самом деле внутренне он был его противником и любыми способамистремился убрать людей, стоявших на его пути.

Асфандиярхан занялпрестол с помощью Исламходжи – сторонника реформ. Учитывая тесные связиИсламходжи с российскими кругами, хан издал распоряжение о реформах и открылИсламходже широкие возможности для управления страной. Исламходжа разработалуказания для хокимов из 11 пунктов[13], атакже следующие статьи реформ:

1.          Определитьвыплату жалования чиновникам и служащим ханства в зависимости от их занимаемойдолжности.

2.          Систематизироватьпорядок уплаты налогов земледельцами и разделить на три группы лица, получаемыеналоги.

3.          Упорядочитьвыплату налогов закят, бадж и харадж.

4.          Упорядочитьналоги, получаемые у населения с торговли.

5.          Привестив порядок дела, связанные с орошением земель.

6.          Построитьновые дороги, железные мосты, организовать службу почты-телеграфа.

7.          Построитьв городах больницы, открыть фельдшерские пункты в сельских населенных пунктах,пригласить для работы медработников.

8.          Централизоватьвсе вакуфные земли, использовать получаемые с них доходы для развитияобразования.

9.          Перевестивсе школы на новые методы обучения, в обязательном порядке ввести в школьныепрограммы русский язык, географию и историю.

10.       Проводить учет доходов и расходовханской казны[14].

Эта программа быстровоплощалась в жизнь. По приглашению Исламходжи на территории ханства приступилик работе учителя Кабир Абдурашидов, Давид Бакиров, Мухтар Бакиров,инженеры-мостостроители, работники почты-телеграфа[15]. В 1913 г. в Хиву прибыливрачи, под руководством А.Ф.Анисимова. Этот процесс оказал широкое влияние надвижение джадидов.

В Ходжейли, Ханка иГурлене были открыты новометодные школы. Однако, как писал один изруководителей партии младохивинцев П.Юсупов, Асфандиярхан умело настроил противИсламходжи авторитетных сановников страны. В итоге началась борьба междуИсламходжой и противниками процесса обновлений.

Хан организовал заявлениена Исламходжу, которое подписали чиновники во главе с Хусаинбеком диванбеги –начальником канцелярии. Асфандиярхан ознакомил везиря с этим заявлением.Воспользовавшись своим положением Исламходжа конфисковал имущество и посадил втюрьму Хусаинбека диванбеги, Сахибназара мехтара (заведующий доходами хана),Шейхназарбая ясавулбаши (начальник охраны), Амангелды Сардарбая Атаджанамахрама (ведущий перепиской по делам придворных чиновников), Мухаммада Латифамахсума, Мухаммада Пано махсума, Баба Дивана, Иноята Дивана, Кабула махрама,Ходжу Джуманияза, Палваннияза Юсупова, Бабаджана Якубова[16]. Онипробыли в заточении 13 месяцев. Таким образом, первоначально не выступавшийпротив Исламходжи, Асфандиярхан стал препятствовать его деятельности. Особенноусилилась неприязнь хана после того, как он повелел начать строительствоприемной дворца в европейском стиле, хотя для новостройки не хваталонеобходимых средств. Исламходжа без возражений выполнил приказ хана и вкороткий срок закончил строительство приемной дворца.

В 1913 г. Исламходжа был убити реализация реформ приостановилась. Эти события оказали большое влияние наджадидов и деятельность формирующейся партии младохивинцев. Теперь они поняли,что нельзя внедрить в стране какие-либо новшества, без изменений вгосударственном управлении.

Когда речь идет оджадидах Хивы, то следует специально отметить деятельность, работу Аваза Утараи Бабаахуна Салимова. По мнению Аваза Утара (1884–1919) те, кто считает себясыновьями народа и родины должны посвятить себя такому благородному делу, какоткрытие новометодных школ, которые способствуют ликвидации безграмотности изависимость человека.

Наряду с этим Аваз всборнике стихотворений «Фалони» раскрывает недостатки строя, а также истинныйоблик чиновников Хивы. В стихотворении Аваза Утара «Нация» показано, что хан исановники не могут решать задачу ликвидации безграмотности, способствоватьразвитию науки и повышению знаний. Как важная задача времени, поэт призывает ксозданию народных партий[17].Действительно, лишь оппозиция, политическая сила, противостоящая власти хана,смогла бы возглавить народ на пути к свободе и прогрессу.

В первой четверти ХХ в. вполитической и культурной жизни Хивинского ханства большую роль сыграл БабаахунСалимов (1874–1929). Этот человек, посвятивший свою жизнь борьбе за справедливость,независимость и прогресс, сделал много для открытия новых школ и созданияучебников[18]. Бабаахун Салимов всоавторстве со своим соратников, другом, интеллигентом Бекджаном Рахмановым,который получил образование в Турции написали такие учебники, как «Азбука» и«Книга для чтения». Эти учебники получили высокую оценку специалистов. БабаахунСалимов – представитель высшего мусульманского духовенства, былказикалоном  – верховным судьей. Каксторонник новых методов обучения, он защищал их от влияния религиозногодогматизма и с другой стороны, руководил деятельностью сторонниковнезависимости, прогресса и был одним из основателей партии младохивинцев.

Изучая историю джадидовХивы, следует отдельно обратить внимание на то, что в отличие от джадидов Бухарыи Туркестана, деятельность джадидов Хивы не получила отражение в прессе игазетах. Однако, до нас дошли многочисленные книги «Воспоминания» участниковэтого движения, а также руководителей и членов партии младохивинцев[19].

На основе сравнительногоанализа этих источников можно сделать следующие выводы об условиях формированияджадидизма Хивы и особенностях деятельности этого движения:

            наформирование взглядов просветителей Хивы большое влияние оказали передовые идеипоэтов, историков, переводчиков ХIX в. – сторонников прогресса;

            проникновениев Хивинское ханство, вследствие российского завоевания разного рода новшеств,связанных с капиталистическими формами производства, а также просветительских,революционных идей, склонность Мухаммада Рахимхана II (Феруза) квосприятию новшеств, его покровительство просвещения и образования, сталиосновой джадидского движения Хивы;

            покровительствоказикалана Салимаахуна, практическая деятельность Камила Хорезми мирзабоши,реформы, осуществленные главным везирем Исламходжа, т.е. государственнымидолжностными лицами, повлияли на особенности формирования движения джадидовХивы. Государственные чиновники оказали помощь в создании новометодных школ;

            такжекак в Туркестане и Бухаре, распространению на территории Хивинского ханстваидей джадидизма способствовали различные факторы, в том числе целенаправленнаяпропагандистская работа интеллигенции Татарстана;

            характернаяособенность джадидизма Хорезма состоит в том, что джадиды не способствовалиширокому развитию прессы и средств массовой информации, это значительноограничивало распространению их идей среди рядового населения. Эти идеиполучили распространение, в основном, в среде высших и средних слоев;

            нарядус этим, джадидизм Хивы в качестве оппозиции сторонникам старого порядка, былдвижением представителей реформ и обновлений;

            изсреды участников джадидского движения в качестве партии создавалась организациямладохивинцев.

Джадизм в Хивинской среде имеет свои особенности, связанные страдиционным укладом среды, который продолжался вплоть восшествия на престолАсфандияр-хана. Джадидизм Хорезма вырос из просветительского течения вреформистское и политическое движение.


[1] Комилжон Нуржон, РўзимбойХасан. Жайҳун мироби. – Тошкент: Меҳнат, 1997; ЦГА РУз. Ф. И-125, Оп. 1, Д. 609, Л. 60-62.

[2] ЦГА РУз. Ф. И-125, Оп. 1,Д. 609, Л.2.

[3] ИмяГалисджан приводится как Хаисджан.

[4] ЦГА РУз. Ф. И-71, Оп. 1, Д.128, Л.6.

[5] Тоҳир Қаҳҳор. Ҳур Туркистон учун // Туркистон,1992, 26 февраль.

[6]Давлатёр Раҳим, Шихназар Матрасул. Указ. соч., – С. 101.

[7] ЦГА РУз. Ф. И-25, Оп. 1, Д.578.

[8]Назаров Б.  Истиқлол самараси // Жадидчилик:  ислоҳот, янгиланиш:  мустақиллик ва тараққиёт учун кураш. – Тошкент:Университет. 1999, – Б. 3.

[9] Тошқулов Ж. Ёш хиваликлар: сиёсийқарашларнинг тадрижий ривожланиши // Халқ ва демократия, 1992, 3-4 сон, – Б.55-60; Йўлдошев Ж., Ҳасанов С. Жадид тарбияшунослиги асослари. – Тошкент:Ўқитувчи, 1994, – 80 б; Хоразм тарихи. 1-китоб. – Урганч: Хоразм. 1997, – 373б.

[10] Тошқулов Ж. Указ. соч. – Б. 56-58.

[11] Юсупов П.Х. Ёш хиваликлар тарихи.– Урганч: Хоразм. 2000, – Б. 162.

[12] Йўлдошев Ж., Хусайнов С. Указ.соч., – С. 80.

[13] ЦГА РУз. Ф. И-125, Оп. 1,Д. 609, Л.64-72.

[14] ЦГА РУз. Ф. И-25, Оп. 11,Д. 609, Л.3-5.

[15] ЦГА РУз. Ф. И-71, Оп. 1, Д.128, Л.6.

[16] ЦГА РУз. Ф. И-25, Оп. 1, Д.609, Л.86-90; См. подробно: ЮсуповП.Х. Ёш хиваликлар тарихи ... – С. 58-64.

 

[17] Аваз. Сайланма. – Тошкент: ҒофурҒуломов номидаги адабиёт ва санъат нашриёти, 1984, – Б. 19.

[18] Салимов Б. Унитилмассиймолар: жадидчилик ҳаракатининг намояндалари. – Тошкент, 1999. – Б. 11; См.также: Раҳимов Ж. У Ленин билан учрашган эди. (Бобоохун Салимов ҳақида). –Тошкент: Ўзбекистон, 1988, – С. 88.

[19] Юсупов П.Х. Ёш хиваликлар тарихи;Бобониёзов Мулла Жуманиёз. Хивадаги инқилобий ҳаракатлар тарихига доирматериаллар. ЦГА РУз. Ф.И-71, Оп. 1, Д. 128, Л.6.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение