Формирование в Хорезме движения джадидов и его характерные особенности. Ч.1

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В конце ХIX – начале ХХ вв. основным движением в Хивинском ханстве было движение джадидов. Установление протектората Российской империи, политическое бесправие и несправедливость вызывали недовольство в обществе.
Формирование в Хорезме движения джадидов и  его характерные особенности. Ч.1

Неъматджан Полвонов

Докторант Национального университета Узбекистана

 

 

Формирование в Хорезме движения джадидов и

его характерные особенности

 

В конце ХIX – начале ХХвв. основным движением в Хивинском ханстве было движение джадидов. Установлениепротектората Российской империи, политическое бесправие и несправедливостьвызывали недовольство в обществе. В числе выступавших против протекторатаРоссийского государства были передовые представители местных высших слоев,которые не жалели сил для претворения в жизнь идеи свободы, занимавшей важноеместо в политической деятельности джадидов.

Российская империя,препятствуя развитию науки и культуры, оставила местные народы за бортоммирового прогресса. А.Н. Куропаткин был прав, когда утверждал следующее: «В течение50 лет, обуздав местное коренное население, мы удерживали его в стороне отпрогресса, школ и русской жизни»[1].Проводимая в Туркестане политика была основана на идее: «Мусульманским народамРоссии нельзя давать никаких социально-политических прав»[2]. Такиеусловия, в конце ХIX – начале ХХ вв. предопределили политические, экономическиеи духовные взгляды джадидов.

Как говорил ученый-теологАвгустин: «Чтобы разбудить находящийся в неведении народ, необходимо разбудитьего историю»[3]. Начиная со времени правленияпервого представителя династии кунградов Элтузархана (1804–1806), в Хивинскомханстве уделялось большое внимание истории и историографии. В первой половинеХIX в. в результате покровительства кунградских правителей, Мунис и Агахисоздали школу историографии, также школу переводчиков. На этой основе в концеХIX – начале ХХ вв. начиналась деятельность представителей просветительскогонаправления.

В.В.Бартольд писал:«Сколько бы не было недостатков в литературных и исторических произведенияхМуниса и Агахи, по описанию исторических событий и приведенным многочисленнымфактическим материалам, они намного превосходят все дошедшие до наспроизведения по истории Бухарского и Кокандского ханства»[4].

В своем произведении«Родостловное древо хорезмшахов» Баяни отмечает, что он не знаком с трудамиАгахи так как экземпляры рукописей не были найдены в хранилище-библиотекедворца[5]. Какутверждает Баяний, после завоевания Хивы в 1873 г. российскими войскамиханская казна, 300 рукописей библиотеки, военные доспехи и оружие были вывезеныв Петербург[6].

Созданная в Хивинскомханстве школа историографии и переводчиков не исчезла бесследно. Она сталаосновой становления нового поколения историков и литературной среды.Просветители, поэты, ученые Мухаммад Рахимхан II (Феруз), Камил Хорезми, КазикалонСалимахун были воспитанниками школы Агахи.

Большой вклад ввозрождение в Хорезме в конце ХIX в. духовной жизни и становленияпросветительского движения джадидов внес поэт, музыковед и государственныйдеятель Пахлаван Нияз Мирзабаши – Камил Хорезми (1825–1899).

Камил Хорезми – начальникканцелярии Хивинского хана подготовил свыше 50 учеников-писарей и музыковедов.В качестве государственного деятеля он внес достойный вклад в развитие духовнойкультуры Хорезма. При его участии и покровительстве Феруза в городе Хиве былоорганизовано издательство.

Для работы во дворце изИрана был приглашен печатник (типограф) Ибрагим Султан, так как перваятипография на Востоке была основана в 1832 году в Иране[7].Ибрагим Султан открыл секреты типографии молодому хорезмийцу Атаджану Абдалову,который начиная с 1874 г.,стал печатать методом литографии отдельные документы, а в 1876 г. напечаталфилософский труд Фараби «Удел детей»[8].Феруз назначил в качестве помощников Атаджана Абдалова прогрессистов Мухаммадаи Худайбергена (токаря и резчика по дереву) Худайбергана печатника, Исмаила иКамиля – работников канцелярии.

В 1883 году Камил Хорезмивместе с Мухаммад Рахимханом побывали в Москве и Санкт-Петербурге, где изучалижизнь и культуру русского народа. Вернувшись из путешествия Камил Хорезмируководил открытием русско-туземной школы в Хиве и организовал здесь вечералитературы и музыки[9]. В результате развитиякультуры и духовности из Хорезма вышли такие демократически настроенныепрогрессисты-поэты и историки, как Баяни, Камяб, Лаффаси, Аваз Утар, МутрибЧокар и др[10]. В их произведениях нашлоотражение стремление к созиданию, прогрессу и независимости, к построениюнового общества и новой жизни. Все это оказало большое влияние на формированиемировоззрения просветителей-джадидов.

На эти процессы оказывалитакже влияние расширяющиеся политические, экономические и культурные связи Хивыи России. В 1880 г.в Хиве была открыта первая амбулатория. Знакомство хивинских купцов ипредставителей хивинской интеллигенции, побывавших в Москве, Петербурге иКазани, с достижениями русской науки и культуры значительно поменяли ихвзгляды.

Туркестанские джадидыпрошли сложный путь развития от просветительства до ярко выраженногополитического движения[11]. Всеэто проявилось и в деятельности джадидов Хивы. Необходимость реформированиягосударства, общества, системы управления и выход общества на новый уровеньразвития, было целью джадидов, исходя из которой, ставилась задача поднятьмусульманский тюркский мир на уровень мировой культуры и науки.

Идеологические взглядыджадидов в конце ХIX – начале ХХ вв. формировались под влиянием передовыхреформ, осуществлявшихся в Турции, Иране, Европе. Джадидизм, какидейно-политическое течение определил этап поворота в социальном развитии края.Национальная интеллигенция, передовые прогрессивные силы глубоко осознавалиобстановку в колониальном Туркестане, кризисное положение в Бухарском эмирате иХивинском ханстве, их отставание от мирового развития, причины подавленияборьбы народа за свободу, причины застоя не только в экономической, но и вдуховной жизни. Все это пробуждало сознание необходимости реформированияобщества, без этого трудно было представить дальнейшее его развитие. Этореформаторское движение прошло сложный исторический путь[12].

В исследованиях,проведенных в годы независимости, отмечалось, что на формирование взглядовджадидов Туркестана и Бухары оказало влияние революционное движение в России,Иране и Турции, а также социально-экономическая жизнь в крае, политическаядеятельность отдельных просветителей, имевшая важное значение[13].Такой подход преобладает в работах Д.Алимовой[14],Ф.Касымова[15], Б.Касымова[16],С.Ахмедова[17], С.Холбаева[18] изарубежных авторов С.Дуданьона, Т.Заркона, И.Балдауфа, Адиба Халида и др[19].

Основу движения джадидов составлялопросветительство, его орудием служили образование, школьная система ипросвещение. Просветитель-правитель Феруз, открыв в 1884 г. в Хиве школу,воспользовался услугами русского учителя.

Джадидизм Хивы отличалсясвоими особенностями, этапами формирования и развития.

В хивинской школе, вкоторой преподавал талантливый педагог и воспитатель Рахманкул кары, в 1877году обучалось 11 учеников. О школе, открытой в 1891 году в Хиве по инициативеКамиля Хорезми, «Туркистон вилояти газетаси» писала следующее: «В Хиве в связис пожеланиями начать изучение русского языка, открыта школа, в которойпреподается на русском языке, в ней выделены места и средства для обучениядесяти учеников. В апреле этого года управляющий делами гимназий и школТуркестанской области, прибыв в Хиву, посетил эту школу. Хан (Феруз) попросилприслать в Хиву русского учителя. По этой причине, для преподавания русскогоязыка и грамматики учителем школы назначен опытный преподаватель Учительскойсеминарии Ташкента казах – мусульманин Хусейн Ибрагим»[20]

В 1892 г. Камиль Хоразмиизучал в Ташкенте работу типолитографии, театра, гимназии, школ, больниц иредакций газет. Вернувшись обратно, с согласия Феруза, он разработал планмероприятий развития этих отраслей, поэтому работа хивинской русско-туземнойшколы значительно улучшилась

Основная цельрусско-туземных школ Хивы заключалась в обучении местных детей русскому языку иподготовке местных переводчиков. В системе делопроизводства на русском языке, вчтении и переводе полученных писем в ханстве существовали определенныетрудности. В русско-туземной школе, открытой в 1885 г. вПетро-Александровске (ныне Турткуль) обучались молодые хивинцы Асфандияр тура,Мухаммадходжа  Аминаддин и другие.Мухаммадходжа Аминаддин, обучавшийся в 1892-1897 гг. во французском городеТулуза, был первым узбекским ирригатором, который получил современноеобразование[21].



[1] Хасаний Мажид. Юртбўйнидаги қилич ёки истило. – Тошкент: Адолат, 1997, – Б. 86.

[2]Хасаний Мажид. Указ. соч., – Б. 82.

[3] Указ. соч. – Б. 76.

[4] Бартольд В.В. Историякультурной жизни Туркистана. – СПб, 1927, – 113 с.

[5]Шажарайи Хоразмшоҳий. – Тошкент: Мерос, 1992. – 103 б.

[6]Баёний М.Ю. Указ. соч. – Б. 53.

[7] КомилАваз. Тошбосма // Хива. 1997, №7-8. – Б. 16.

[8] ДавлатёрРаҳим Шихназар Матрасул. Феруз: Шоҳ ва шоир қисмати. – Тошкент: Ғофур Ғулом номидаги нашриёти, 1991, – 103 б.

[9] Жумабоев Й. Ўзбекистонда фалсафава ахлоқий фикрлар тараққиёти тарихидан. – Тошкент: Ўқитувчи, 1997, – Б. 55-60.

[10] Мулла Бекжон Раҳмон ўғли, МуҳамадЮсуф Девонзода. Хоразм мусиқий тарихчаси. – Тошкент: Ёзувчи, 1998, – Б.12.

[11] Алимова Д. Жадидчилик мустақилликдаври тарихчиси талқинида // Ўзбекистон тарихи: янги нигоҳ. – Тошкент:Эльдимур, 1998, – Б. 4.

[12] Алимова Д.А. XIX аср охири – XXаср бошида Бухородаги ижтимоий-сиёсий вазият ва жадидчилик. – Жадидчилик:ислоҳот, янгиланиш, мустақиллик ва тараққиёт учун кураш.– Тошкент: Унверситет,1999, – 97 б.

[13] Жадидчилик:   ислоҳот, янгиланиш,   мустақиллик  ва тараққиёт  учун  кураш. – Тошкент: Университет,    1999;   Миллий   уйғониш   ва  ўзбек   филологияси   масалалари. –Тошкент: Университет, 1993;Алимова Д.А, Рашидова Д.А. Маҳмудхўжа Беҳбудий ва унинг тарихий тафаккури. –Тошкент: Академия, 1999; Ўзбекистон тарихи: янги нигоҳ. Жадидлар ҳаракатиданмиллий мустақилликка қадар. –Тошкент: Эльдинур, 1998.

[14] АлимоваД.А. XIX аср охири – XX аср бошида Бухородаги ижтимоий-сиёсий  вазият  ва жадидчилик. – Жадидчилик: ислоҳот,янгиланиш, мустақиллик ва тараққиёт учун кураш. – Тошкент: Унверситет, 1999, –97 б.

[15] Қосимов Ф. Бухорореспубликаси тарихшунослиги. – Бухоро, 1996.

[16] Қосимов Б. Миллийуйғониш. –Тошкент: Маънавият, 2002.

[17] Ахмедов С, Ражабов Қ.Жадидчилик, ЎзМ.Э. Т. З. – Тошкент: ЎзМ.Э, 2002. – Б. 519-523.

[18] Холбоев С. Жадидчиликва истибдод (Хоразм республикаси ҳақида) // Ишонч, 1997, октябр.

[19] См.подробно: Абдулин Р.Б. Западная школа среднеазияведения: организационныеосновы, исследовательская база и историографические направления (1917-1991) /Автореф. канд. дисс. – Алматы, 2005, – 32 с.

[20]Давлатёр Раҳим, Шихназар Матрасул. Указ. соч., – С. 101-102.

[21] Комилжон Нуржон, РўзимбойХасан. Жайҳун мироби. – Тошкент: Меҳнат, 1997; ЦГА РУз. Ф. И-125, Оп. 1, Д. 609, Л. 60-62.


Поделиться: