Россия и Казахстан - фундамент прагматичной интеграции на пространстве СНГ

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Сегодня для СНГ настал момент, когда нужно четко прописывать механизмы принятия решений и их выполнения. Сотни документов подписаны по ключевым направлениям деятельности СНГ, но реально среди них выполняется лишь меньшая часть. Главный вопрос – объединяет ли СНГ тех, кому это действительно необходимо, или же это имиджевый проект, который менее эффективен, чем ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭС, и который попросту не хочется бросать?
Россия и Казахстан - фундамент прагматичной интеграции на пространстве СНГ

Двадцать лет СНГ - важный момент для подведения предварительных итогов деятельности этой важнейшей интеграционной структуры. Жив ли "пациент по имени Содружество"? Или настал момент расплачиваться по счетам, неразумно выписанным в тот момент, когда политические элиты независимых государств стремились к полной свободе от единых хозяйственных, культурных, политических связей?

 Сегодня для СНГ настал момент, когда нужно четко прописывать механизмы принятия решений и их выполнения. Сотни документовподписаны по ключевым направлениям деятельности Содружества, но реально среди них выполняется лишь меньшая часть.

Главный вопрос – объединяет ли СНГ тех, кому это действительно необходимо, или же это имиджевый проект, который менее эффективен, чем ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭС, и который попросту не хочется бросать? Конечно, это вопрос для первых лиц государств.

Но и на уровне экспертного сообщества необходимо предлагать конкретные механизмы, которые превратили бы СНГ в структуру, работающую на реальныепроцессы в сфере экономики, политики, миграции и безопасности. Необходимо обрести идеологию, с которой можно было бы развивать совместные проекты намногосторонней основе. Удастся ли это сделать? Ну, 20 лет – как минимумудобный повод для проведения системного аудита подобной организации. К этому надо по крайней мере стремиться.

СНГна сегодняшний день находится в стадии определения основных тенденций собственного развития на ближайшие несколько лет. Вначале это была довольно переспективная структура с определенной идеологией, выполнявшая функции так называемого цивилизованного развода на постсоветском пространстве. Позднее организация превратилась в некий "клуб по интересам" для лидеров государств-участников, которые не могли по тем или иным причинам встречаться в двустороннем формате.

Сидя за большим столом, совместные проекты могли спокойно обсуждать президенты  России иУкраины, Азербайджана и Армении. Неслучайно поэтому с 2007 года была заявлена реформа СНГ. И сегодня страны активно пытаются найти точки соприкосновения интересов, чтобы взаимодействие в многостороннем форматеиз области дискуссий переходило в практическую плоскость и приносило конкретную пользу гражданам независимых государств.

Стержнем интеграционного взаимодействия на пространстве СНГ являются инициативы двух государств наиболее заинтересованных в расширении формата многостороннего взаимодействия - Казахстана и России. Еще летом  2006 года в Москве на неформальном саммите лидеров государств-участников президент Казахстана Н.А. Назарбаев предложил сконцентрировать усилия СНГ насотрудничестве в 5 областях: миграционной и гуманитарной политике, транспорте, образовании и борьбе с новыми вызовами.

Далеко не все инициативы Астаны были поддержаны на уровне первых лиц, но, безусловно, присутствует сильнейший общественный запрос на развитие и углубление партнерских связей в рамках Содружества. Поэтому предложения Назарбаева это не сколько имиджевый проект, сколько стремление превратить реформу СНГ в проект общественный, пользующийся поддержкой на уровне гражданских обществ новых независимых государств.

Один из ведущих казахстанских экономических управленцев, Кайрат Келимбетов отмечал, что Казахстан выполняет две основные роли в СНГ. Как наиболее экономически развитая страна региона, Астана, во-первых, служит «драйвером» экономического роста. Это своего рода «win-win» стратегия, при которой все остаются в выигрыше.

Во-вторых, Казахстан представляет платформу стабильности,потому что социальное самочувствие и политическая стабильность в Казахстане находится на наиболее высоком уровне. Это важный, позитивный пример и для других стран СНГ.

С мнением Келимбетова можно полностью согласится. Казахстанский пример как раз и показателен с точки зрения фундаментального решения Нурсултана Назарбаева - использовать интеграционную идеологию и практику как важнейший фактор странового успеха.

«Интеграция и открытость всему миру - наш осознанный выбор. Вместе с Россией и Белоруссией мы будем развивать Таможенный союз», - сказал Назарбаев, выступая на церемонии президентской присяги в столичном Дворце Независимости. В этих словах - уверенность в том, что число сторонников взаимовыгодного и честного взаимодействия будет расти. Двадцать лет без СССР убедительно доказали - вместе мы сильнее. Пример сотрудничества Казахстана и РОссии на благо евразийской интеграции стоит первым в этом ряду.

Теги: СНГ

Поделиться: